Святого Владимира в XI-XII веках

После Владимира христианская вера продолжала распространяться по всем местам, которых прежде не коснулась или коснулась слабо. Этому способствовало раздробление Руси на уделы.

Теперь каждый князь заботился утвердить христианство в своем уделе, и потому каждый стольный княжеский город становился центром христианства, каким прежде был один Киев для целой Руси.

В Ростове все ещё продолжалась борьба с язычеством. Первые епископы — греки бежали от ярости язычников в Грецию. Третий епископ, родом русский, святой Леонтий не бежал от вверенного ему стада, хотя язычники и его выгнали из города. Оставив старое поколение, закореневшее в язычестве, он обратился к молодому и, поселившись за городом, стал ласками привлекать детей и учить их. Язычники были раздражены против него и однажды большой толпой пошли убить святого. Но, когда он вышел к ним в своем святительском облачении с крестом в руках, окруженный клиром, они не дерзнули исполнить своё намерения. Сильное наставление святителя так подействовало на толпу, что многие изъявили готовность креститься. После этого святой Леонтий стал известен не только в Ростове, но и в окрестностях. Подвиги его, однако, увенчались мученической смертью (около 1070 года). Его преемник святой Исайя, киевской уроженец и постриженик Печерского монастыря, ходил с проповедью по всей Ростовской и Суздальской земле, крестил народ, ниспровергал идолов и строил церкви (§ 1090).

В конце XI века прибыл в Ростов русский инок, преподобный Авраамий и поселился в хижине на берегу озера Неро. Многие жители Ростова ещё поклонялись тогда идолу Волоса. Авраамий долго учил народ и молился о его обращении. Святой Иоанн Богослов, явившись ему в видении, дал преподобному жезл на сокрушение идола. На месте сверженного истукана Авраамий основал монастырь во имя святого Иоанна Богослова, в котором и был первым архимандритом.

В XII веке, благодаря трудам святых Леонтия, Исаии и Авраамия, Ростов был уже весь христианским городом. Вместе с тем христианство утвердилось по всей Ростовской земле и в Суздале.

В Муроме сопротивление язычников было ещё серьезнее. Язычеству благоприятствовала глушь этого края, населенного племенами муромой и мордвой.

После святого Глеба здесь не было князя-христианина до конца XI века, когда на Муромско-Рязанское княжение приехал сын Святослава Черниговского Константин, родоначальник рязанских князей и просветитель этого края. Он прибыл в Муром с детьми Михаилом и Феодором, с духовенством и целой колонией христиан. Язычники встретили его с оружием и убили княжича Михаила. Когда Константин занял город, то велел строить в нем церковь. Однако его усердие только усиливало упорство в язычестве.

Однажды раздраженная ревностью князя толпа язычников собралась к его двору с намерением убить его. Святой князь один неустрашимо вышел навстречу толпе с иконою в руках. Мятежники были поражены его смелостью и просили крещения. В назначенный день на Оке произошло такое же крещение народа, как в Киеве при святом Владимире. После этого труды Константина по просвещению народа стали успешнее. До самой смерти (§ 1129) он занимался обращением язычников и строительством по своему княжеству церквей и монастырей.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Просветителем их был в ХII веке преподобный Кукша, — печерский инок, принявший у них мученическую смерть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: