В процессе перехода к рынку число торговых предприятий госсектора будет постепенно сокращаться при одновременном расширении предпринимательства. Можно предположить, что в конце переходного периода в ведении государства будет находиться определенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных торговых предприятий вряд ли уменьшится. Дело в том, что именно эти предприятия представляют собой реальную и уже сложившуюся базу для формирования конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках промышленных групп товаров. Задача состоит в том, чтобы сохранить функционирующие технологические комплексы и научно-технический потенциал. Поэтому нужна новая политика управления предприятиями госсектора, которая должна сводиться к комбинации рыночного и административного методов регулирования. Преобладание того или иного метода зависит от статуса предприятия. В случае если предприятие находится под управлением государства, правомерен должный контроль с его стороны в вопросах производства, политики цен, заработной платы, финансов. Если государственное предприятие действует на полном хозяйственном расчете, ему предоставляются широкая самостоятельность и коммерческие права. На акционерных государственных предприятиях государство осуществляет контроль через своих представителей и их органах управления. Такое разнообразие методов обеспечивает гибкость системы управления, повышение ее эффективности благодаря введению рыночных элементов, значение которых будет возрастать от этапа к этану переходного периода.
|
|
С переходом к рынку особая роль отводится государственной поддержке торговых предприятий. Под этим понимается система мер, обеспечивающая регулирование торговой деятельности и развитие предприятий: социально-экономические мероприятия, разработка организационно-правовых актов, нормативных требовании, регулирование налогообложения и размера уставного фонда, защита прав потребителей, обеспечение охраны окружающей среды и др. С продвижением к рыночной экономике должна усиливаться роль механизма государственного регулирования и поддержки предприятий торговли.
По мере углубления рыночных отношений новое качественное развитие должна получить торговля. В современных условиях объективными предпосылками, регламентирующими деятельность торговых предприятий, являются:
равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности;
экономическая ответственность хозяйствующих субъектов, отвечающих по своим обязательствам принадлежащим им имуществом и денежными активами;
|
|
децентрализация управления (самоорганизация), т. е. право самостоятельного принятия коммерческих и хозяйственных решений;
взаимовыгодные отношения с поставщиками товаров, строящиеся на коммерческих принципах;
проявление конкуренции, ведущей к развитию рынка потребительских товаров;
установление равновесной цены на реализуемые товары.
Одним из решающих факторов, предопределяющих дальнейшее развитие торговых предприятий, является нынешний этап перехода к рынку. Реальность такова, что по мере продвижения к рынку характер решаемых коммерческих и хозяйственных задач предприятием становится все более динамичным и сложным. Вместе с тем можно предполагать, что переходный период будет достаточно длительным и разнообразным как по форме, так и по содержанию.
Изменения, происходящие в переходный период, затрагивают все стороны формирующегося потребительского рынка. Самостоятельные закупки и поставки товаров способствуют все возрастающему насыщению рынка товарами и росту товарооборота. Позиции на рынке в основном определяются активными действиями посредников и организационно-экономическими факторами. Торговля становится обширной сферой предпринимательской деятельности. В нее включилось много предприимчивых людей, способных к ведению коммерческого дела в новых условиях.