Органы регулирования и контроля за деятельностью предприятий

В процессе перехода к рынку число торговых пред­приятий госсектора будет постепенно сокращаться при одновремен­ном расширении предпринимательства. Можно предположить, что в конце переходного периода в ведении государства будет находиться определенная часть внутреннего валового продукта страны, а значе­ние крупных торговых предприятий вряд ли уменьшится. Дело в том, что именно эти предприятия представляют собой реальную и уже сло­жившуюся базу для формирования конкурентоспособных на внутрен­нем и внешнем рынках промышленных групп товаров. Задача состо­ит в том, чтобы сохранить функционирующие технологические ком­плексы и научно-технический потенциал. Поэтому нужна новая по­литика управления предприятиями госсектора, которая должна сво­диться к комбинации рыночного и административного методов ре­гулирования. Преобладание того или иного метода зависит от стату­са предприятия. В случае если предприятие находится под управле­нием государства, правомерен должный контроль с его стороны в вопросах производства, политики цен, заработной платы, финансов. Если государственное предприятие действует на полном хозяйствен­ном расчете, ему предоставляются широкая самостоятельность и ком­мерческие права. На акционерных государственных предприятиях государство осуществляет контроль через своих представителей и их органах управления. Такое разнообразие методов обеспечивает гиб­кость системы управления, повышение ее эффективности благодаря введению рыночных элементов, значение которых будет возрастать от этапа к этану переходного периода.

С переходом к рынку особая роль отводится государ­ственной поддержке торговых предприятий. Под этим понимается си­стема мер, обеспечивающая регулирование торговой деятельности и развитие предприятий: социально-экономические мероприятия, раз­работка организационно-правовых актов, нормативных требовании, регулирование налогообложения и размера уставного фонда, защита прав потребителей, обеспечение охраны окружающей среды и др. С продвижением к рыночной экономике должна усиливаться роль механизма государственного регулирования и поддержки предприятий торговли.

По мере углубления рыночных отношений новое качественное развитие должна получить торговля. В современных условиях объ­ективными предпосылками, регламентирующими деятельность тор­говых предприятий, являются:

­ равноправие рыночных субъектов с разными формами собст­венности;

­ экономическая ответственность хозяйствующих субъектов, отвечающих по своим обязательствам принадлежащим им имущест­вом и денежными активами;

­ децентрализация управления (самоорганизация), т. е. право самостоятельного принятия коммерческих и хозяйственных решений;

­ взаимовыгодные отношения с поставщиками товаров, строя­щиеся на коммерческих принципах;

­ проявление конкуренции, ведущей к развитию рынка потре­бительских товаров;

­ установление равновесной цены на реализуемые товары.

Одним из решающих факторов, предопределяющих дальнейшее развитие торговых предприятий, является нынешний этап перехода к рынку. Реальность такова, что по мере продвижения к рынку харак­тер решаемых коммерческих и хозяйственных задач предприятием становится все более динамичным и сложным. Вместе с тем можно предполагать, что переходный период будет достаточно длительным и разнообразным как по форме, так и по содержанию.

Изменения, происходящие в переходный период, затрагивают все стороны формирующегося потребительского рынка. Самостоя­тельные закупки и поставки товаров способствуют все возрастаю­щему насыщению рынка товарами и росту товарооборота. Позиции на рынке в основном определяются активными действиями посред­ников и организационно-экономическими факторами. Торговля становится обширной сферой предпринимательской деятельности. В нее включилось много предприимчивых людей, способных к ве­дению коммерческого дела в новых условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: