Торгово-технологический процесс (ТТП) в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего товародвижения.
Структура торгово-технологического процесса зависит от степени хозяйственной самостоятельности магазина, применяемого метода продажи товаров, типа, размера и других факторов.
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качествовыполнения влияют на широту и глубину ассортимента, бесперебойность торговли. Это - изучение спроса, составление заявок, формирование оптимального ассортимента, организация рекламы и информации.
Весь торгово-технологический процесс можно разделитьна две основные части:
1. Вспомогательный ТТП - операции с товарами до предложения их покупателям:
- разгрузка транспортных средств;
- доставка товара в зону приема;
- приемка товара по количеству и качеству;
- доставка товара в зону хранения, подготовка к продаже или непосредственно в торговый зал в зависимости от степени готовности к продаже);
|
|
- хранение товаров;
- подготовка к продаже;
- перемещение в торговый зал, выкладка на торговом оборудовании.
2. Основной ТТП - операции непосредственного обслуживания покупателей (наиболее ответственная часть торгово-технологического процесса в магазине);
- встреча покупателей;
- предложение, показ товара;
- отбор товаров покупателями;
- расчет за отобранные товары;
- оказание покупателям дополнительных услуг.
Рис. 1.1. Структура и последовательность выполнения операций торгово-технологического процесса, на торговом предприятии
Торгово-технологический процесс должен строиться на основе следующих основных принципах:
- обеспечение комплексного подхода к его построению;
- создание максимальных удобств для покупателей;
- достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
- создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
- обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.
Рассмотрим более подробно первый этап ТТП - организация и технология операций по поступлению и приемке товаров.
Транспортные средства, доставившие товар в магазин должны быть без задержки приняты и разгружены с соблюдением общих привил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Поступившие товары доставляют в зону приемки. Оприходыванию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов, сертификатов и т.д.
|
|
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях "О порядке приемки продукции производственно - технологическогоназначения и товаров народного потребления по количеству" и тоже "… по качеству". Лица, участвующие в приемке товара, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
Начальная стадия складского технологического процесса - операции по поступлению и приемке товара. Она зависит от места приемки, вида загрузки и транспорта.
Если товар доставлен:
а) железнодорожным транспортом выполняются следующие операции:
- проверка целостности пломб и вскрытие вагона;
- осмотр состояния поступившего груза (состояние укладки, тары и т.п.);
- выгрузка товара с укладкой на поддоны или тележки;
- первичная приемка товара по количеству (соответствие числа мест сопроводительному документу);
- доставкатовара на участок приемки.
б) железнодорожным контейнером:
- проверка целостности пломб и состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок);
- строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу;
- перемещение контейнера в зону приемки товара.
При поступлении груза в неисправном вагоне или контейнере, или с нарушенной пломбой необходима сплошная проверка количества и качества товара с составлением коммерческого акта. Он составляется на специальном бланке и является основанием для претензии ж/д или поставщику. Если вагон неисправен, составляется еще и технический акт.
в) автомобильным транспортом:
- проверка целостности упаковки;
- первичная приемка товара по количеству;
- укладка на поддоны или стеллажи;
- перемещение сформированных партий товара в зону приемки или хранения.
В зависимости от вида поступления необходимо определить место разгрузки, проверить наличие поддонов, установить какие механизмы использовать для разгрузки.
Разгрузка транспорта должна проходить при строгом соблюдении установленных правил выполнения погрузо-разгрузочных работ.
Внимание должно уделяться специальной маркировке грузов.
Доставленный в зону приемки товар принимается по количеству и качеству.
Приемка по количеству состоит из:
- вскрытия тары (если необходимо);
- подсчета количества единиц или взвешивание товара и сверка с сопроводительными документами;
- укладки товара на поддоны.
Приемка товаров по количеству должна проводится в тех единицах, которые предусмотрены сопроводительным документом. Если указана не только масса, но и количество мест - следует проверить и то и другое.
При отсутствии сопроводительного документа (товарная накладная, договор, сертификаты и т.д.), составляется акт о фактическом наличии товара (с указанием отсутствия документа);
При приемке от органов транспорта следует учитывать Уставы ж/д, воздушного и морского транспортов.
Срок приемки (если ничего другого не предусмотрено) - 10 дней, а скоропортящийся товар - 24 часа с момента получения. Приемка идет сплошным подсчетом (кроме фабричной упаковки).
При обнаружении недостачи приемка приостанавливается, составляется односторонний акт и принимаются меры по сохранности товара.
Для дальнейшей приемки вызывается представитель поставщика. Явка представителя одногороднего поставщика на следующий день после получения вызова (по скоропортящимся не позднее 4-х часов). Представители иногороднего поставщика в течение 3-х дней, после получения вызова, не считая времени на проезд.
В случае неявки представителя (или если его вызов не предусмотрен) приемку проводят с участием:
- представителя другого предприятия (по доверенности подписанной руководителем);
- может проводится приемка односторонне (с документированного согласия поставщика).
оформляется приемка актом, где отражается:
|
|
- номер;
- дата;
- место приемки и составления акта;
- время начала и окончания приемки;
- наименование и адрес получателя;
- Ф.И.О. лиц участвующих в приемке, их место работы, должность;
- дата и номер документа на участие в приемке;
- сведения о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки;
- наименование и адрес отправителя;
- дата и номер телеграфного вызова;
- дата и номер сопроводительного документа;
- время доставки груза на склад (если составлялся коммерческий акт заносятся данные о недостаче, ставиться номер и дата).
Далее сведения по товару изаключение о причинах и месте образования недостачи, (если излишки - то же что и по недостаче).
Акт подписываетсявсеми лицами, принимавшими участие в приемке и утверждается руководителем - получателем не позже следующего дня послесоставления(к акту прилагаются копии сопроводительных документов, упаковочные ярлыки, этикетки, пломбы тарных мест, где было несоответствие товара).
Приемка товаров по качеству:
- в соответствии с теми же документами, а также "Инструкция о приемке... по качеству";
- порядок приемки по качеству тот же, что и по количеству.
Отличительные особенности:
1. С приемкой товара, проверяется и тара;
2. Приемка по качеству проводится материально ответственными лицами и товароведам-брокерам,
3. Товары не соответствующие по качеству, стандартам, перемещаются в отдельное помещение на временное хранение,а поставщик обязан распорядится ими в 10-дневный срок;
4. Акт утверждается в течение 3-х дней.
Акты об установлении расхождения по количеству и качеству служат основанием для предъявления поставщику претензии (это дело юридических отделов и претензионистов). Претензии поставщиком должны быть рассмотрены в течение месяца.
Следующим этапом ТТП рассмотрим технологию размещения, укладки и хранения товара.
Принятыепо количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и направляют в зону хранения.
Для обеспечения сохранности необходимо:
а) рациональная схема размещения товаров;
б) выбор оптимального способа укладки;
|
|
в) создание необходимого режима хранения;
г) организация повседневного наблюдения и ухода.
Рациональная схема размещения товара - это закрепление за товарами определенных групп, подгрупп, наименований, постоянных мест хранения (секции, участки, стеллажи и т.д.).
Каждому месту хранения присваивается код (номер стеллажа, секции, яруса), наносят на конструкцию стеллажаяркой краской.
Товары длительного хранения располагают в глубину склада, и, наоборот, с высокой оборачиваемостью ближе к выходу.
Выбор оптимального способа укладки: зависит от формы товара и тары, массы каждого тарного места, физических свойств товара. Применяют два способа: штабельный (в мешках, кипах, ящиках, бочках) и стеллажный.
Штабельная укладка может быть:
- прямая - каждыйверхний ряд совпадает с нижним (или пирамидальная для бочек);
- перекрестная - верхний ряд поперек нижнего;
- обратная - каждый следующий рядв обратном порядке.
При штабельной укладке важна циркуляция воздуха и соблюдение санитарных требований.
На третьем этапе ТТП - организация и технология хранения, подготовка товаров к продаже.
После приемки товары доставляют в помещения для хранения.
Процесс хранения - это правильное размещение и укладка, создание оптимального режима, наблюдение и уход за товарами.
Сохранность товаров должны обеспечить материально ответственные лица.
Особенности хранения:
Товары в таре-оборудовании, подлежащие непродолжительному хранению, размещают в той же таре.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.
Размещаемые товары на хранение, группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.
Продовольственные и промышленные товары с длительными сроками реализации хранят при температуре 10-18°С и относительной влажности воздуха 60-70%.
Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить с товарами, выделяющими влагу.
Гастрономические товары - в холодильных шкафах или камерах (копчености и колбасы в подвешенном состоянии).
Рыбные тузлучные товары должны быть полностью покрыты тузлуком.
Мясо, мясопродукты хранят в холодильных камерах-шкафах на подтоварниках или подвешенными на крюках при температуре 6°С.
Овощи, фрукты в затаренном виде в хорошо вентилируемых кладовыхбез естественного освещения.
Замороженные плоды и овощи в низкотемпературных холодильниках при температуре -18°С.
Торты, пирожные (особенно скоропортящиеся) хранят от 6 до 36 часов при температуре 2-6°С.
Вина хранят при температуре 8-16°С, пиво - не выше 12°С, газированные алкогольные напитки, квасы при 2-12°С.
Специфические условия хранения для непродовольственных товаров:
Верхнюю одежду развешивают на плечиках в шкафах или на вешалках.
Белье - стопами или в коробках на полках стеллажей.
Ткани, штучные текстильные изделия в коробках на стеллажах.
Трикотажные изделия хранят на стеллажах.
Кожаную обувь в коробках укладывают рядами не более восьми в высоту, обувь без коробок - не более пяти рядов с прокладкой картоном.Резиновую обувь хранят на полках стеллажей в фабричной упаковке. Валяную обувь - в фабричной упаковке штабелями, с высотой укладки не более 1,5 м.
Головные уборы хранят в коробках на стеллажах или в ящиках, уложенных штабелями на деревянных настилах.
Меховые товары - в вентилируемых слабоосвещенных помещениях при температуре 0-8°С.
Меховую одежду на вешалках в полиэтиленовых чехлах.
Ювелирные изделия из драгоценных металлов - в несгораемых шкафах.
Стеклянные и керамические изделия хранят распакованными на полках стеллажей,
Ковры и ковровые изделия укладывают в штабеля на подтоварниках, на расстоянии от пола не менее 20 см в расправленном виде, лицевой стороной вверх.
Культтовары, электронные товары в заводской упаковке. Крупногабаритные изделия на подтоварниках.
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют:
- при повышенной влажности помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства;
- при пониженной - воздух в помещении увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.).
Размещая товары на хранение надо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал (в первую очередь - ранее завезенные товары).
Ближе к двери, на нижних полках стеллажей располагают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые.
За каждой группой товаров закрепляются постоянные места.
Способы укладки товара зависят от свойств товара, вида товара:
- на стеллажах - товары в распакованном виде, стопками, рядами, маркировкой наружу (для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладыватьих в округленных количествах (десятками и т.д.);
- в штабелях хранят товары затаренные в мешки, бочки, ящики на поддоны, подтоварники.
Высота штабеля определяется с учетом предельной нормы нагрузки на 1 м2 пола, прочность тары и упаковки, вид груза.
Грузы массой более 50 кг - не более 2-х метровый штабель. Стеллажи и поддоны устанавливаются на расстоянии не менее 1 м от отопительных систем, и не менее 50 см от источников освещения и электрической проводки.
Укладка товара должны обеспечивать циркуляцию воздуха.
Недопустимо попадание на товары прямых солнечных лучей.
Санитарный режим - обязательное условие хранения. Необходимо товары периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли, проводить дератизацию, дезинсекцию, дезинфекцию.
Особенности подготовки товара к продаже (распаковка, сортировка,очистка, фасовка, упаковка, утюжка,маркировка).
При распаковке:
- освобождают от внешней транспортной тары - сортируют по ассортиментным признакам;
- очищают от пыли, загрязнения, антикоррозийных смазочных материалов;
- устраняют мелкие дефекты.
Фасуют в основном сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты.
Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару-оборудование.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Товары доставляют в торговый зал в период наименьшего посещения покупателей.
Перемещают товары тележками или в таре-оборудовании.
Эффективность работы и качество обслуживания покупателей зависит и от размещения товаров в торговом зале - это:
- правильно спланированный покупательский поток;
- сокращение времени на отборку товара;
- рост пропускной способности магазина;
- снижение затрат труда персонала магазина.
Исходя из этого, размещение товаров в торговом зале должно проводиться с учетом следующих основных требований:
- предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов товарных групп и совершении покупки в минимально короткий срок;
- создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
- предоставление покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
- оптимального использования торговых площадей магазина;
- обеспечение сохранности материальных ценностей;
- организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.
Существуют и особенности при размещении товаров:
- соблюдение товарного соседства;
- стремиться закреплять постоянную зону за каждой группой товара;
- товары, подготовка которых проводиться в торговом зале, размещаютближе кместу реализации;
- крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала;
- товары, требующие длительного ознакомления с ними, располагают в глубине торгового зала,чтобы не создавались помехи покупательскому потоку;
- товары с высокой оборачиваемостью нужно располагать ближе к источникам пополнения;
- на первых этажах магазина необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора.
В торговом зале товары размещают на различном оборудовании с соблюдением основных принципов:
- однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая лучшуюихобозримость;
- целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую, навалом и т.д.);
- декоративную выкладку (только с рекламной целью);
- полки горок и прочее оборудование не следует переполнять товаром;
- в оптимальной зоне обзора (1-1,6 м) необходимо размещать товары, для которых предпочтительна быстрая реализация.
Выкладка товара на оборудовании:
Гастрономические изделия- в охлаждаемых витринах;
Колбасу - в несколько рядов, верхний батон разрезают (срез к покупателю).
Фасованное масло животное, маргарин, жиры - стопками или в несколько рядов по массе фасовки, видам, цене.
Молочные продукты - в открытых холодильных прилавках, рядами.
Мясо и мясопродукты - в охлаждаемых прилавках по видам и сортам на поддонах.
Солевые тузлучные рыбопродукты - в окоренках с тузлуком.
Соленая рыба без тузлука - на противнях спинкой вверх.
Выкладка товаров должна быть насыщенной, сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов).
При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки, для ознакомления покупателями.