С переходом к рыночной экономике затрагиваются все стороны деятельности торговых предприятии. Рыночные перемены выдвигают ряд принципиальных задач. Они ориентированы на новые экономические и социальные регуляторы. Одновременно усиливается внимание к стратегическим вопросам деятельности торговых предприятий. Рассмотрим логическую схему их развития в новых условиях хозяйствования.
Предпосылки становления и развития торговых предприятий с ориентацией на зарождающийся рынок. Торговые предприятия, ориентированные на рынок, должны решать проблемы, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, и учитывать всю совокупность факторов внешней среды. Организация коммерческого дела, развитие конкуренции, использование маркетинга, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала - это далеко не полный перечень вопросов, которые раньше были за пределами компетенции торговых предприятий, а теперь стали наиболее важными.
При переходе к рынку усиливается роль торговли и стратегии развития торговых предприятий. С одной стороны, их деятельность предопределяется совокупностью ресурсов: необходимы квалифицированные кадры, конкурентоспособные товары, современные технические средства, инвестиции, информация о состоянии рынков товаров и спросе потребителей. С другой стороны, выходя на рынки сбыта и представляя продукцию к реализации, они должны быть подготовленными к конкурентному соперничеству. Следовательно, стабильное и устойчивое функционирование торговых предприятий в новых условиях обусловливается потенциальными ресурсами, стратегией их развития и факторами внешней среды.
|
|
Организационно-экономические перемены, происходящие на региональном уровне. Новые подходы к регулированию и изменению региональной экономики на основе сбалансированности являются предпосылкой развития торговых предприятий региона. Регион - это относительно самостоятельная подсистема общей экономики. В масштабе страны центр тяжести хозяйствования все больше перемещается в регионы, значение которых постепенно будет расти. В то же время повышается сложность и интенсивность решаемых ими задач. В качестве основного экономического фактора региона рассматривается воспроизводственная система в целом. Она проявляется в специализации структуры производства, своеобразии стратегических задач, степени развития инфраструктуры, наличии природных и трудовых ресурсов. Помимо управления процессами замкнутого цикла воспроизводства и потребления определенное место отводится регулированию соотношений между ввозом и вывозом продукции региона, внешнеэкономической деятельности, организации межрегиональных связей. Вместе с тем укрепление горизонтальных связей между центрами хозяйствования способствует упрощению системы управления предприятиями и народным хозяйством в целом и ведет к повышению эффективности рыночных отношений.
|
|
Основой устойчивого развития региона считается региональная сбалансированность. Ее важнейшими сторонами являются внутри региональные пропорции и модифицированные структуры производства, отражающие макро- и микро-интересы. Эти положения реализуются посредством законодательных и нормативно-правовых актов, а также целенаправленных программ.
Под торговым предприятием в настоящее время понимается независимый хозяйствующий субъект с правовым статусом юридического или физического лица, деятельность которого связана с закупкой и реализацией товаров, а также с другими видами деятельности, не запрещенными законом. Юридическим лицом является предприятие, имеющее устав, расчетный счет в банки, печать и прошедшее процедуру государственной регистрации. При регистрации указывается его фирменное наименование, которое не дает представление о характере деятельности предприятия, а лишь удостоверяет и охраняет его известность. Фирменное обозначение указывается в товарном знаке, вывеске, контрактах, бланках писем, что определяет отличительный признак торгового предприятия.
С переходом к рыночной экономике появились частная (личная, коллективная), государственная, муниципальная и другие виды собственности, создавшие базу для построения и функционирования различных форм торговых предприятий. Основанные на личной и коллективной собственности возникли индивидуальные, партнерские и корпоративные формы торговых предприятий, действующие на коммерческой основе.
Индивидуальное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического или физического лица, созданный за счет капитала только одного владельца или членов одной семьи. Такие предприятия могут функционировать в следующих организационно-правовых формах, перечисленных ниже.
Индивидуальное предприятие является личной собственностью одного человека, несущего ответственность за свою деятельность. Использование наемного труда на таких предприятиях исключается.
Семейное предприятие основано на семейной собственности и использовании труда членов одной семьи, проживающих совместно. При этой форме деятельности использовать наемный труд также запрещается.
Частное предприятие находится в личной собственности одного владельца и выступающего от его имени. Для его развития предоставляется право найма рабочей силы.
Индивидуальные торговые предприятия могут создаваться в результате как приватизации государственных или муниципальных предприятий, так и организации новых. Образование последних во многом определяется наличием стартового капитала у претендентов на индивидуальное предприятие.
Хозяйственные товарищества и общества — это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В коммерческой практике эти формы подразделяются на партнерские и корпоративные предприятия.
Партнерское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, образованный для ведения совместной коммерческой деятельности несколькими учредителями (участниками), объединившими свой капитал и действующими на принципах партнерства. Каждый из партнеров является представителем предприятия и несет имущественную ответственность по его обязательствам. К партнерским торговым предприятиям относятся следующие организационно-правовые формы; полное товарищество, коммандитное товарищество, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.
|
|
Полное товарищество — это товарищество, участники которого (полные товарищи) действуют от его имени. Оно выступает как самостоятельный субъект хозяйственного оборота. Предпринимательская деятельность товарищества осуществляется и регулируется на основании учредительного договора. К моменту регистрации полного товарищества участники обязаны внести не менее половины причитающегося вклада в складской капитал. Остальная часть вклада вносится в сроки, предусмотренные учредительным договором. Участник полного товарищества вправе передать свою долю в складском капитале другому участнику. С передачей участником доли вклада прекращается его участие в товариществе. Управленческие полномочия полного товарищества осуществляются всеми участниками. При выполнении этих функций одним или несколькими участниками необходимо письменное согласие остальных участников общества. Прибыль и убытки между участниками распределяются пропорционально принадлежащим им вкладам.
Коммандитное товарищество - наряду с полными товарищами, отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, входит один или более участников-вкладчиков, именуемых коммандитистами. Они несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных вкладов и не принимают участия в деятельности товарищества. Товарищество действует на основании учредительного договора. Статус и ответственность полных товарищей аналогичны положению участников полного товарищества. Управление деятельностью товарищества осуществляется только участниками с полной ответственностью. Коммандитисты не вправе участвовать в управлении, ведении дел и выступать от имени товарищества. Полученная прибыль распределяется между участниками, в том числе и коммандитистами, в соответствии с их внесенными вкладами в капитал товарищества.
|
|
Общество с ограниченной ответственностью — это общество, учрежденное двумя и более лицами, уставный фонд которого разделен на доли, определенные учредительным договором. Его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах сумм вложенныхими вкладов. Текущее руководство деятельностью общества осуществляется исполнительным органом, созданным на коллегиальной или едино-начальной основе. Исполнительный орган подотчетен общему собранию участников общества.
В обществе с дополнительной ответственностью уставный фонд поделен на доли между участниками с указанием размеров в учредительном договоре. Его участники солидарно несут имущественную ответственность по его долгам в кратном размере к сумме своих вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Руководство и управление обществом с дополнительной ответственностью осуществляются на тех же условиях, что и обществом с ограниченной ответственностью.
Корпоративное торговое предприятие (лат. corporatio - объединение) — хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Оно имеет уставный фонд, поделенный на определенное количество акций. Учредители акционерного общества (акционеры) несут ответственность по обязательствам только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Они заключают между собой договор, определяющий обязательственные права по ведению совместной деятельности. Учредительным документом служит устав, утвержденный учредителями. Он должен содержать: основные положения об акционерном обществе; условия о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости и порядке размещения; размеры уставного капитала; права акционеров; вопросы управления деятельностью общества. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В обществе с числом акционеров более 50 формируется совет директоров. Исполнительный орган, обеспечивающий текущее руководство, может быть коллегиальным (дирекция, правление) или единоличным (генеральный директор, директор). Он подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров. Акционерное общество может быть открытым и закрытым.
Открытое акционерное общество — торговое предприятие, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, при этом свободно продавать акции на условиях, устанавливаемых законом. Оно должно регулярно публиковать сведения о годовом отчете и бухгалтерском балансе.
Закрытое акционерное общество - торговое предприятие, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Оно не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образов предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц.
Открытые и закрытые акционерные общества широко распространены в нашей стране. Часть таких обществ создана с участием иностранного капитала.
Дочерние и зависимые общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если основное хозяйственное общество или товарищество преобладает в его уставном капитале или заключает договор о возможности определять его решения. Основное общество (товарищество) в этом случае отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний основного общества. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.
Хозяйственное общество признается зависимым, если основное общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Каждая из представленных организационных форм деятельности торговых предприятий имеет определенные преимущества и недостатки (табл. 1.1). Отметим наиболее характерные признаки.
Таблица 1.1
Преимущества и недостатки организационных форм деятельности торговых предприятий
Индивидуальные | Партнерские | Корпоративные |
Преимущества торговых предприятий | ||
Наличие необходимого капитала для организации предпринимательского дела Активная вовлеченность в деятельность предприятия и высокая удовлетворенность трудом Соответствие подходов и действий происходящим изменениям в товарной политике и торговле | Солидарная ответственность учредителей по обязательствам предприятия Финансовая предрасположенность к достижению относительно высоких темпов развития предприятия Возрастание реагирования на спрос потребителей | Расширение возможностей в осуществлении стратегии развития предприятия Неограниченность в формировании финансовых средств за счет эмиссии акций и облигаций снижение издержек и удешевление товаров путем закупок больших партий |
Недостатки торговых предприятий | ||
Ограниченный капитал, что не способствует развитию торговли Экономическая и финансовая зависимость от коммерческого риска Сдерживание закупок большими партиями товаров, оказывающие влияние на товарную наценку | Меньшая оперативность при изменяющейся ситуации на потребительском рынке Необходимость упорной и целенаправленной работы по укреплению конку- рентных позиций Наличие предпосылок для возникновения конфликтов среди учредителей по вопросам деятельности предприятия | Большая величина уставного фонда Многофункциональная структура предприятия, и, как следствие, недостаточная объективность в решениях Снижение защиты оперативной и стратегической ин- формации |
Индивидуальная форма деятельности наиболее приемлема для мелких и малых торговых фирм. При этом они рассчитаны на реализацию товаров повседневного спроса и ограниченного ассортимента. По мере накопления капитала они могут превратиться в средние предприятия.
Партнерская форма свойственна для деятельности средних торговых предприятий. Однако использование этой формы не исключает образования малого предприятия. При переходе в крупное предприятие следует расширить состав учредителей, что позволит привлечь необходимый стартовый капитал.
Корпоративная форма наиболее эффективна для создания крупных торговых предприятий. В отдельных случаях эта форма приемлема для средних торговых предприятий. Этот выбор определяется установленной минимальной суммой уставного фонда акционерного общества.
Производственный кооператив (или артель) — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, торговля, оказание услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может предусматриваться участие в его деятельности юридических лиц. Число его членов не должно быть менее пяти. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размерах и порядке, предусмотренных уставом. Текущее руководство его деятельностью осуществляет правление и (или) его председатель, которые подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.
Одной из основных задач кооперативов является устранение посреднических звеньев на товарном рынке. В качестве субъектов коммерческой деятельности на внутреннем рынке выступают производственно-сбытовые кооперативы, которые производят потребительские товары и реализуют их без посредников, объединяют сбыт сельскохозяйственной продукции фермеров, имеют предприятия в пищевой, легкой промышленности и других отраслях народного хозяйства. Торгово-закупочные кооперативы функционируют в торговле продовольственными товарами (картофель, овощи, фрукты и др.).
Торговое предприятие может иметь организационную форму унитарного государственного или муниципального образования. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Следует учесть и то, что имущество предприятия указанной формы не может быть распределено между его работниками. Руководитель унитарного предприятия назначается органом, уполномоченным собственником, и ему подотчетен.
Субъектами коммерческой деятельности в сфере товарного обращения являются и некоммерческие организации, которые могут заниматься предпринимательством. К ним относятся потребительский кооператив, ассоциации и союзы.
Одной из распространенных организационных форм торгового предприятия является потребительский кооператив— это добровольное объединение граждан на основе членства и объединения их имущественных паевых взносов для совместной деятельности. Члены кооператива солидарно несут ответственность по его обязательствам. Его учредительным документом является устав, утвержденный общим собранием. Он должен содержать предмет и цели деятельности кооператива, характер трудового участия и ответственность членов кооператива, размеры и условия внесения ими паевых взносов, состав органов управления, порядок возмещения понесенных убытков. Доходы, полученные потребительским кооперативом от хозяйственной деятельности, распределяются между его членами с учетом трудового участия.
Ассоциации и союзы — это объединения коммерческих организаций в целях координации предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов. Ассоциации и союзы представляют интересы предпринимателей в государственных органах, оказывают консультации по ведению коммерческой деятельности, маркетингу, менеджменту, коммерческому праву, содействуют подготовке кадров и др. Члены ассоциации и союзов сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности с включением слова «ассоциация» или «союз».
Рассмотренные правовые основы создания торговых предприятий показывают, что их деятельность может осуществляться в весьма разнообразных организационно-правовых формах. Выбор конкретных из этих форм учредителями торгового предприятия осуществляется обычно в два этапа:
На первом этапе определяется принципиальный вид торгового предприятия (индивидуальное, партнерское, корпоративное), в рамках которого будет избрана та или иная организационно-правовая форма его деятельности. В этих целях должны быть подробно рассмотрены преимущества и недостатки создания и функционирования торговых предприятий различных видов. Характеристика основных преимуществ и недостатков создания и функционирования отдельных видов торговых предприятий приведена в таблице 1.1.
По результатам рассмотрения данных таблицы 1.1 можно обосновать следующие рекомендации.
Индивидуальные предприятия являются наиболее эффективной формой функционирования относительно небольших по размерам торговых предприятий, реализующих одну или несколько однородных групп продовольственных или непродовольственных товаров. По мере накопления предпринимателями необходимого стартового капитала этот вид может быть использован и для создания средних по размерам торговых предприятий.
Партнерские предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования средних торговых предприятий; это не исключает, однако, использования этого вида при создании как небольших (при объединении 2-3 партнеров), так и крупных торговых предприятий (при расширении состава их учредителей и привлечении значительного объема их капитала).
Корпоративные предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования крупных торговых предприятий, но в отдельных случаях этот вид может быть использован и для создания предприятий средних размеров (нижняя граница размера предприятия определяется установленной минимальной суммой уставного фонда акционерного общества).
На втором этапе в рамках избранного вида определяется конкретная организационно-правовая форма деятельности торгового предприятия. Этот выбор определяется рядом общих и индивидуальных факторов.
Индивидуальные предприятия являются наиболее эффективной формой функционирования относительно небольших по размерам торговых предприятий, реализующих одну или несколько однородных групп продовольственных или непродовольственных товаров.
Детальный анализ этих факторов позволяет сделать обоснованный выбор наиболее эффективной организационно-правовой формы деятельности торгового предприятия с учетом конкретных намерений и предпочтений его учредителей.