double arrow

Ошибки — это отклонения характеристик движений, выходящие за допустимые пределы и существенно снижающие результат упражнения.

По значению различают ошибки: а) основные — нарушающие основной механизм упражнения и б) частные — нарушающие требова­ния к качеству выполнения упражнения, но не в самых основных осо­бенностях, при правильном выполнении основного механизма. От оши­бок следует отличать недочеты — только количественное отста­вание тех или иных характеристик, которое существенно не нарушает качество.

Причины ошибок разнообразны; например: 1) недостаточ­ное ознакомление с упражнением и поэтому неправильное понимание требований к его выполнению; 2) недостаточное освоение упражнения (недоработка элементов, неправильное их взаимодействие, отсутствие необходимой физической подготовленности и др.); 3) недостаточная помехоустойчивость, что мешает успешно выполнять упражнение в ус­ложненных условиях. Это самые общие причины ошибок, связанных с методикой обучения. Возникают ошибки также из-за неудовлет­ворительного инвентаря, неправильной постановки задач, недоста­точного закрепления ранее изученного и по многим другим при­чинам.

Последствия ошибокзависят от взаимосвязей движений и их значения в системе. Очень часто ошибки проявляются и одновре­менно — в движениях других звеньев тела и последовательно — в сле­дующих фазах. Цепной (одна за одной) и сетевой (несколько одновре­менных) характер распространения ошибок объясняет, почему чаще встречается сразу несколько ошибок, чем одна, возникает измененная, искаженная по сравнению с требуемой система движений.

Предупреждение ошибок достигается прежде всего применением правильной методики в каждом конкретном случае, иначе говоря, рациональным построением системы движений. Ошибки при обучении могут возникать всегда; но при правильной методике их не­медленно устраняют, не дают закрепиться. При неправильной мето­дике ошибки заучиваются и потом их устранить становится намного труднее.

Преодоление ошибок — одна из важнейших задач спортивной тренировки, самая сложная задача техниче­ской подготовки. Успешной борьбой с ошибками можно уменьшить вероятность их появления и среднюю вели­чину (степень).

Тут следует заметить,что понятие «двигательная ошибка» динамично: то, что для мастера грубая ошибка, для новичка подчас мелкая, а то, что для мастера мел­кая, для новичка вообще не ошибка.

Каково происхождение двигательных ошибок? Это нужно знать, чтобы успешно с ними бороться. Прежде всего следует сказать, что рассматривать данный вопрос можно только в самом общем плане, поскольку для каж­дого вида спорта характерны свои двигательные ошибки, со своей спецификой.

Двигательная неточность — неотъемлемый компонент двигательной деятельности, любого движения, любого мышечного напряжения. Вопрос в том, как велики и на­сколько значимы для развития действия эти неточности. Они должны достигать какой-то существенной величины, чтобы можно было их заметить, отметить нежелательное отклонение результата действия от запрограммированно­го и таким образом констатировать наличие двигательной ошибки. В противном случае, если нет видимого ухудше­ния результата действия или упражнения в целом (либо перерасхода энергии), говорят о равноправном варианте техники, реализованном спортсменом.

Таким образом, двигательными ошибками следует на­зывать лишь такие двигательные неточности, которые влекут за собой ощутимое ухудшение двигательной деятельности. В основе происхождения двигательной неточности лежит несколь­ко факторов.

1. Колебания напряжения вокруг выбранного его значе­ния (тремор мышц), которые можно уменьшить тренировкой, но ко­торых нельзя избежать, уже обеспечивают какую-то двигательную неточность.

2. Неточно выбранные средние значения напряжения мышц, что может объясняться хотя бы тем обстоятельством, что физиологи­ческое состояние нервной и мышечной систем непостоянно, оно все время в какой-то мере изменяется, так что одна и та же кодовая про­грамма (см. 1.1) вызывает каждый раз несколько различающиеся между собой напряжения. Эта неточность улавливается проприорецепторами, и в напряжения вносятся коррекции. Но на это необ­ходимо время, хотя и очень небольшое, и поэтому в течение какого-то времени напряжение будет неверным.

3. В результате неточностей в напряжении мышц движения со­вершаются в несколько иных, чем было запрограммировано, направ­лениях и с несколько иным ускорением (а отсюда и скоростью) — налицо кинематические неточности.

.4. Аппараты оценки отклонений (двигательных неточностей) неизбежно функционируют с какими-то погрешностями. Аппараты определения и реализации необходимых коррекций тоже ведь обес­печивают лишь конечную точность. Так что и эти факторы вносят свою лепту в формирование двигательных неточностей.

Но двигательные ошибки — это не только значимые неточности. Спортсмен может просто недостаточно хоро­шо знать, как строится то или иное двигательное или частное действие, что бывает результатом заблуждений в отношении техники упражнения и техники его выполнения, результатом неспособности (тем более в условиях дефицита времени) найти целесообразный вариант тех­ники упражнения для создавшихся особых (отличающих­ся от привычных) условий его выполнения, результатом неумения обеспечить правильное выполнение упражне­ния из-за недостаточного двигательного потенциала, в том числе в связи с утомлением.

Двигательным ошибкам часто свойственна «многоэтажность»: одна влечет за собой другую, создавая при­чинную цепь, нередко разветвленную. Например, ошибка в динамике, т. е. в напряжении мышц и во взаимодейст­виях с другими телами, может вызвать кинематическую (в скорости, ускорении), геометрическую (в позе, разма­хе движения), ритмическую ошибки либо другую динами­ческую ошибку, например в связи с инерционностью про­цесса расслабления мышц. Эти «производные» ошибки, в свою очередь, могут послужить причиной различных ошибок любого из перечисленных типов.

«Многоэтажность» (причинная иерархия) двигатель­ных ошибок—одна из главных трудностей при их ана­лизе с целью устранения. Ведь в глаза часто бросаются довольно далекие последствия той ошибки, которая ле­жит в основе причинной цепи — далекие и по содержанию и даже по пространственной локализации. Можно про­иллюстрировать это характерным примером из спортив­ной гимнастики. Разведение ног при выполнении маха дугой с поворотом обычно является следствием непра­вильного взаимодействия рук с грифом перекладины — «закручивание» тела вокруг его продольной оси недоста­точно или вообще отсутствует.

Некоторые общие положения анализа двигательных ошибок целесообразно классифицировать: ведь классифи­кация — это уже определенная ступень анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: