double arrow
F. Формирование и перестройка систем движений

Формирование системы движений происходит при многократной смене задач ознакомления, освоения и применения — каждый раз на более высоком уровне требований. Это продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто уверенное применение разучи­ваемого упражнения с достаточно полным использованием налич­ных двигательных возможностей для получения результата.

Формирование системы движений происходит неравномерно, поэтапно, что отражает этапы развертывания физиоло­гических механизмов управления (генерализация возбуждения, его концентрация, автоматизация движений как упрочение складывающих­ся отношений между процессами). Однако отчетливое следование этой схеме теоретически возможно лишь в случае, если изучаемое движение: а) настолько просто, что не имеет подсистем, и б) настолько ново, что не может быть использован накопленный двигательный опыт. Так как подобных случаев в практике не бывает, то всегда в том или ином поряд­ке подсистемы формируются и получают свое место в целой системе. У разных людей двигательный опыт (ранее выработанные подсистемы) столь различен, что одинаковые пути формирования системы не встре­чаются, хотя в основе их лежат общие физиологические закономер­ности.

В реальных условиях в построении системы движений друг друга сменяют не единые для всех случаев стадии овладения навыком, а процессы решения групп общих задач: ознакомление, освоение и при­менение. Они повторяются многократно для элементов, подсистем, объединений подсистем, для всей системы—по разным характеристи­кам, с разной степенью глубины.




Ознакомление с упражнением (до возникновения ясности задачи обучения) включает: теоретическое понимание внешней картины и особенно механизма движений; зрительное восприятие выполнения действия или его элементов; формирование двига­тельного ощущения при попытках выполнения с помощью подводящих упражнений или сразу изучаемого движения. Рассказ, показ и проба — три пути создания модели изучаемого упражнения, психологической структуры, зрительного образа, синтеза двигатель­ных ощущений — формирования двигательного образа в целом.

Освоениеразучиваемого упражнения (до появления возмож­ности его безотказного выполнения) происходит аналитико-синтетическим путем в зависимости от особенностей упражнения, подготовлен­ности ученика, быстроты и прочности освоения и других факторов. Работа по частям — создание сначала подсистем, а потом их объе­динение (интеграция). Работа по элементам — создание в общем виде целого, а потом его расчленение (дифференциация), совершенство­вание деталей.Оба приема могут чередоваться, неоднократно сменяя друг друга.



Применение упражнениядля получения результата направлено на повышение эффективности движений и обеспечение на­дежности их выполнения.

Первая задача решается вначале в оптимальных условиях, способ­ствующих выполнению упражнения. Для решения второй применя­ются меняющиеся все в большей степени условия, специальное вклю­чение помех.

После завершения (в основном) формирования системы движений наступает длительный путь становления и совершен­ствования технического мастерства (ограничен­ный только концом спортивной деятельности). Если при овладении техникой необходимо было сформировать систему движений, то здесь требуется ее неуклонное прогрессивное совершенствование. Оно тесно связано с повышением функциональных возможностей, развитием дви­гательных качеств. Для совершенствования мастерства нужно лучше использовать возможности спортсмена и целенаправленно повышать их.

Становление спортивного мастерства происходит, как и овладение техникой, также неравномерно, по этапам. Эти этапы зависят от вида упражнения и цели их применения. Например, при совершенствова­нии динамической структуры вначале наблюдается поисково-приспособительная деятельность (1-я стадия). Спортсмен учится решать задачу экономично, акцентируя мышечные усилия и используя значительные реактивные силы в тех фазах, где это наиболее целесообразно. Во 2-й стадии активного взаимодействия со средой спортсмен с высокой эф­фективностью использует свои возросшие двигательные возможности. В 3-й стадии — стадии подчинения внешних сил — наиболее успешно использует их для решения задачи. В эти три стадии физическое совершенствование и умение использовать свои возможности нарастают неравномерно. Лишь в третьей стадии темпы роста в обоих направле­ниях сближаются. Сопряженное воздействие в физической и техниче­ской подготовке способствует росту результатов на высшем уровне.






Сейчас читают про: