Проблема целесообразной индивидуализации выполнения упражнения

Представляется полезным четко различать между со­бой понятия «техника упражнения» и «техника выполне­ния упражнения».

Техника упражнения — это объективный по содержа­нию и по форме план эталонной системы частных дейст­вий, обеспечивающий в стандартной ситуации хорошее выполнение данного упражнения достаточно физически подготовленным спортсменом. План строится на основе чьего-либо личного или коллективного двигательного опыта и определенных биомеханических (в некоторых ви­дах спорта еще и эстетических) представлений. Проявля­ется тенденция к совершенствованию техники упражне­ния по мере развития соответствующего вида спорта.

Техника выполнения упражнения носит смешанный, объективно-субъективный характер. Это программа част­ных действий и движений, которую на основе знания тех­ники упражнения спортсмен составляет применительно к себе и старается реализовать для наиболее целесообраз­ного решения двигательной задачи в данном упражнении. Движения и действия программируются в основном как субъективные афферентные комплексы: динамические воздействия — как усилия, движения — как их видимая и вообще ощущаемая самим спортсменом картина, вмес­то моментов начала движений и действий — моменты на­чала соответствующих усилий (с необходимым упрежде­нием) и т. п. Вместе с тем в план могут быть включены и объективные компоненты: основанные на виденном представления об общей картине движений и частных действиях и движениях; основанные на двигательном опыте и теоретических предпосылках представления о промежуточном и конечном результатах выполнения уп­ражнения и др. Техника выполнения упражнения данным спортсменом может совершенствоваться и при неизмен­ной технике упражнения.

В процессе выполнения упражнения рождается его реализованная техника: система движений и действий, представляющая собой конкретную реализацию техники упражнения. В повторных попытках она может быть со­вершенно различной, что зависит от внешних и внутрен­них причин, в том числе и от случайных факторов. В ко­нечном итоге спортсмена интересует именно реализован­ная техника упражнения; техника упражнения и техника выполнения упражнения для него лишь средства дости­жения реализованной техники упражнения. Следова­тельно, логично ставить вопрос об их адекватности осо­бенностям двигательной ситуации и индивидуальным осо­бенностям спортсмена. Вопрос этот уже обсуждался в некоторых работах, поэтому здесь можно ограничиться конспективным его освещением, хотя ряд положений из­ложен по-новому.

Техника упражнения может быть нормализованной (для стандартной двигательной ситуации), сочетательной (измененной в связи с непосредственно предшествующи­ми или последующими упражнениями, двигательно тесно связанными с данным, а также в связи с действиями про­тивника или партнера), ситуационной (измененной в свя­зи с особенностями противника, самого спортсмена, дви­гательной ситуации), индивидуальной (соответствующей индивидуальным двигательным особенностям спортсме­на и его биомеханическим и эстетическим представлени­ям), поисковой (варианты техники упражнения, рассмат­риваемые и опробуемые в порядке разработки новой техники известного или нового упражнения).

Техника выполнения упражнения может быть адекват­ной или неадекватной избранному варианту техники уп­ражнения. При этом следует иметь в виду, что одна и та же техника выполнения упражнения может быть по отношению к соответствующей технике упражнений для одного спортсмена адекватной, для другого—неадекват­ной; вместе с тем одинаково адекватными для разных спортсменов могут оказаться существенно различающиеся варианты техники выполнения упражнения.

В видах спорта, где существен эстетический фактор, техника выполнения упражнения может иметь различ­ную стилевую окраску (то, что часто называют манерой исполнения: сухая, мягкая, мужественная, темперамент­ная, лиричная, изящная и т. д.). Техника выполнения упражнения может быть более или менее надежной (ее состав и структура более или менее надежны в реализа­ции), более или менее целесообразной (более или менее адекватной двигательным возможностям и особенностям спортсмена в той или иной ситуации), а также более или менее тонкой (в ней могут быть предусмотрены большая или меньшая детализация и точность пространственных и временных компонентов).

Реализованная техника упражнения есть также и ре­зультат процесса реализации техники выполнения упраж­нения. Этот процесс применительно к данному спортсме­ну может характеризоваться большей или меньшей точ­ностью, стабильностью, надежностью. Реализованная тех­ника упражнения может быть оценена по качеству: отличная, хорошая, удовлетворительная и т. п. (градации могут быть и другими), по степени удачности выполне­ния, а также по степени адекватности избранному вари­анту техники упражнения.

Вопрос о целесообразной индивидуализации техники выполнения упражнений имеет огромную практическую важность. Если техника упражнения, как правило, плод огромного коллективного опыта и лишь очень немногим удается внести в нее эффективные изменения, то станов­ление техники выполнения упражнений—дело каждого спортсмена и тренера, и возможности ее совершенство­вания неисчерпаемы. Спортсмен и тренер просто вынуж­дены все время искать пути и способы совершенствова­ния субъективных и объективных (главным образом, субъективных) компонентов техники выполнения упраж­нений. Одним из важнейших резервов здесь является це­лесообразная индивидуализация. Образно говоря, спорт­смен должен разумно, со знанием дела подогнать «по своей фигуре» (по своим двигательным особенностям) «полуфабрикат» — стандартизованную, обобщенную, тем самым обезличенную технику выполнения упражнения, которая для всех является первым ориентиром на пути освоения упражнения.

Здесь следует затронуть вопрос о вариативности вы­полнения двигательных и частных действий. Н. Г. Сучилин (1978) предложил различать оптимальный и допустимый диапазоны вариативности выполнения упражнения, подразумевая под первым такой, рамки которого ограничивают безошибочное выполнение действия, под вторым — такой, рамки которого гарантируют приемлемое его выполнение, т. е. в достаточной мере эффективное. Рассматривая упражнения спортивной гимнастики, он имел в виду геометрические и кинематические харак­теристики системы движений. Думается, можно с полным правом распространить эту классификацию и на ритмиче­ские и динамические характеристики.

По-видимому, выделение таких диапазонов вариатив­ности целесообразно. Однако обозначение первого из них представляется не совсем удачным, поскольку термин «оптимальный» несет в себе скрытую ссылку на процесс оптимизации, с которым не связано обозначаемое поня­тие. Можно думать, больше здесь подходит термин «нор­мализованный», отражающий не только безошибочность выполнения, но и закономерность изменения этого диа­пазона с изменением требований к нормализованной тех­нике соответствующего упражнения или действия. Тер­мином же «оптимизационный» представляется логичным обозначить третий вид диапазона, определяющий целесо­образную для данного спортсмена в данной ситуации (внешней и внутренней) максимальную вариативность, являющуюся следствием оптимизации выполнения с уче­том всех основных определяющих факторов (физической, технической и психической подготовленности спортсмена, его текущего состояния, особенностей соревновательной или тренировочной ситуации, внешних условий деятель­ности и др.).

Таким образом, целесообразно различать нормализо­ванный, допустимый и оптимизационный диапазоны ва­риативности выполнения двигательных и частных дей­ствий.

6. Надежность выполнения упражнений и действий

Надежность и стабильность. Надежность —это об­общенная функциональная характеристика, количествен­но измеряемая вероятностью удачной попытки выпол­нить упражнение в заданных условиях. Вероятность вы­ражается в процентах или в долях единицы — как отно­шение ожидаемого числа удачных попыток к общему их числу. Надежность следует отличать от стабильности, хотя эти характеристики в известной мере и связаны меж­ду собой. Стабильно хорошее (выше удовлетворяющего качественного уровня) выполнение упражнения является в то же время и надежным, надежность же выполнения чаще всего сопровождается его стабильностью. Однако имеется и принципиальное различие между этими поня­тиями, которое нельзя игнорировать.

Стабильность выполнения упражнения характеризу­ется степенью однообразия, одинаковости, совпадения по­пыток выполнения упражнения; стабильность результа­та — степенью его разброса. Чем меньше различие, тем выше стабильность. Например, выполнение фигуристом программы каждый раз на оценку 4,1—4,2 балла следует охарактеризовать как в высшей степени стабильное, ку­да более стабильное, чем при колебании оценки в диа­пазоне 5,5—5,8 балла. Не очень опытный теннисист весь­ма стабильно принимает слева сильные подачи: в девяти случаях из десяти отправляет мяч в верхний край сетки прямо перед собой. Его товарищ проделывает то же са­мое лишь в трех случаях из десяти, а в семи — переправ­ляет мяч на площадку противника. У первого стабиль­ность много выше.

Таким образом, стабильность совсем еще не гаранти­рует нужного качества выполнения упражнения, она лишь свидетельствует о высокой его воспроизводимости.

Что касается надежности, то дело обстоит иначе. Ус­танавливается нижняя граница удовлетворяющего эф­фекта выполнения упражнения. Все, что выше этой грани­цы, засчитывается как удача, ниже — неудача. Так, если оценка фигуриста 5,5 балла устраивает его или команду, то диапазон результатов 5,5—5,8 балла определяет чрез­вычайно высокую надежность, а диапазон 4,1—4,2 бал­ла — нулевую. В примере с теннисистом в первом случае надежность не более 0,1 (10%), во втором (если спортсмена устраивает любой результат удара, кроме непо­средственной потери очка) —0,5 (50%). Таким образом, оценки надежности и стабильности полностью разошлись.

И все же увеличение стабильности выполнения упраж­нений, частных действий и их деталей, характеризующее в большинстве случаев совершенствование и автоматиза­цию навыков, представляет собой один из главных путей повышения надежности выполнения упражнений. Конеч­но, не всегда и не во всем стабильность хороша и даже допустима. Излишняя стабилизация действия (как гово­рят, «жесткость» навыка) снижает его надежность. Но, например, в гимнастических упражнениях, в прыжках в воду и на батуте, в метаниях нужна высокая стабилиза­ция деталей действий (в нормальной ситуации); вариа­тивность навыка целесообразна главным образом в из­менчивой двигательной ситуации, а также для компенса­ции допущенных двигательных ошибок.

Другие факторы надежности выполнения упражне­ний. Помимо стабильности выполнения действий важны и другие факторы. Вот основные из них.

1. Функциональная избыточность необходима для то­го, чтобы компенсировать неизбежные при выполнении упражнений двигательные ошибки и неизбежно возни­кающие, не зависящие от спортсмена двигательные ос­ложнения. Функциональная избыточность поддается ин­тенсивному развитию целенаправленной тренировкой.

2. Дублирование действий в ряде случаев дает воз­можность существенно повысить их надежность или на­дежность двигательной деятельности, особенно если тре­буется добиться высокой надежности системы, включаю­щей в себя недостаточно надежные элементы. Например, неудавшийся прием может привести борца к поражению, но может и не доставить сколько-нибудь существенных неприятностей, если, предвидя такую неудачу, он подго­товит другой прием или нормализующее положение дей­ствие и перейдет к его выполнению, едва заметив, что основной прием не удался.

3. Эффективность работы системы, обратной связи поз­воляет выполнять намеченные действия в соответствии с программой и тем самым повышает надежность выполнения упражнения. Здесь особо следует отметить три компонента: адекватную афферентацию обратной связи, рациональную афферентную программу, хорошо организованную систему сличения и мобилизации метапрограмм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow