double arrow

Психологический аспект управления двигательными действиями

Психологическая установка на выполнение двига­тельного действия («двигательная установка»). Следует различать установ­ку на данный тип двигательной деятельности (например, на бег, прыжки или игру в баскетбол) и установку на дан­ное конкретное действие (например, на прыжок в длину с разбега или на активное приземление в конце прыжка).

Установка представляет собой в некотором роде про­ект и подготовку решения двигательной задачи. Это зна­чит, что спортсмен предрешает характер двигательной де­ятельности, состав и структуру системы движений, рас­пределение внимания, оценочные критерии и систему кон­троля двигательной деятельности и даже частных дейст­вий, но все это в самых общих чертах. В плане решения двигательной задачи происходит определенная организа­ция мышечного тонуса, целенаправленная перестройка работы внутренних систем и органов энергообеспечения, адекватная настройка системы активной афферентации и даже известная эмоциональная настройка. Нередко в рамках двигательной установки подсознательно происхо­дит «черновая» идеомоторная подготовка к предстоящим двигательным действиям.

Под непосредственным воздействием двигательной ус­тановки «извлекается» из памяти и по мере необходимо­сти достраивается или перестраивается смысловая про­грамма действия (действий), раскрывающая смысловое содержание двигательных действий и наиболее значимых их деталей, а также определяющая их место в общей сис­теме движений и действий, смысловую взаимосвязь дви­жений и действий внутри системы, т. е. ее смысловую структуру. Мобилизуются, приводятся в состояние го­товности соответствующие предстоящей деятельности «разделы» памяти, что обеспечивает более оперативное извлечение из нее необходимой информации.

В зависимости от масштаба двигательной установ­ки, т. е. от объема охватываемой деятельности, в той или иной мере конкретизируются и детализируются назван­ные ее компоненты. Обычно создается иерархическая сис­тема установок: в рамках и на основе более общих фор­мируются и реализуются более узкие, а в их рамках и на их основе еще более узкие.

Двигательная память. Темпы и качество овладения спортивной техникой во многом зависят от развития дви­гательной памяти. Двигательная память спортсмена — способность воспроизводить ранее уже реализованные системы движений и действий. При плохой двигательной памяти приходится многократно разучивать одни и те же упражнения, отдельные их детали, проделывать одну и ту же работу по исправлению ошибок. Двигательная память тренируема и в процессе занятий спортом совершенству­ется. Однако совершенствование ее происходит значительно быстрее, если спортсмен все время контролирует и анализирует свои двигательные действия, держит их, по образному выражению И. П. Павлова, «в светлом пятне сознания». В частности, в этом случае двигательная па­мять меньше «засоряется» ошибками (которые ведь то­же могут запоминаться).

Эмоции и двигательная деятельность. Механизм эмо­ций эволюционно сложился как один из основных регуля­торов восприятия и поведения. В двигательном аспекте это означает следующее.

В меру выраженные положительные эмоции, приво­дят к повышению двигательных возможностей человека. Они способствуют возникновению и поддержанию инте­реса к выполнению упражнений, чувства уверенности в себе, повышают работоспособность, внимание, тонкую ко­ординацию движений.

Однако сильно выраженные положительные эмоции чаще мешают полноценной двигательной деятельности, чем способствуют ей: наряду с чувством уверенности в себе у спортсмена появляется склонность к переоценке своих сил, преувеличению своих двигательных возмож­ностей. Иной раз это помогает добиться особенно высоко­го результата, но гораздо чаще приводит к неудаче. Силь­ные положительные эмоции влекут за собой неустойчи­вость внимания, снижение самокритичности, огрубление афферентного и смыслового (логического) контроля дви­жений, приводят к неадекватным реакциям.

Кроме того (и это необходимо принимать во внима­ние), такое состояние часто неустойчиво, и первая же неудача может привести спортсмена в состояние уны­ния, апатии и т. п. Поэтому сильные положительные эмо­ции следует снижать (если, конечно, тренировка или со­ревнования не остались позади).

Отрицательные эмоции очень разнообразны. Такие эмоции, как грусть, уныние, печаль, отчаяние и особенно страх, безусловно, вредны и с ними необходимо бороть­ся. Но вот к эмоциям тревоги, раздраженности, гнева столь безапелляционный подход неразумен.

Отрицательные эмоции неразрывно связаны с выделе­нием в кровь значительного количества гормона адрена­лина, от которого зависят их некоторые важные особен­ности. Адреналин вызывает, в частности, повышение кро­вяного давления, улучшение кровоснабжения сердечной мышцы и вообще работающих мышц (а значит, и повышение их работоспособности), стимуляцию дыхательной и сердечной деятельности, уменьшение времени мотор­ных реакций, повышение возбудимости зрительного ана­лизатора и понижение возбудимости болевого.

В эмоции тревоги (если она умеренна по силе) для спортсмена полезно то, что под ее влиянием резко повы­шается устойчивость и напряжение внимания, обостря­ются восприятия, она заставляет более критически подхо­дить к оценке ситуации, настраивает на значительные волевые усилия для достижения цели. Однако эмоция тревоги не должна долго владеть спортсменом, ее долж­на «перекрыть» так называемая «спортивная злость».

Раздраженность и гнев можно считать различными по силе вариантами одной эмоции. Для них характерны бо­лее выраженные, чем при тревоге, мобилизация воли, сти­муляция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, по­вышение возбудимости нервно-мышечного аппарата и вместе с тем стереотипизация действия, нарушение тонкой координации движений, дезорганизация внимания. Раз­драженность и гнев также необходимо трансформировать в «спортивную злость» — тогда отрицательные сдвиги, характерные для этих эмоциональных состояний, смяг­чаются.

В рассматриваемом плане к отрицательным эмоцио­нальным состояниям тесно примыкает и такая нейтраль­ная эмоция, как стартовое возбуждение. Она также не­разрывно связана с выделением в кровь повышенного ко­личества адреналина.

Есть множество сторонников точки зрения (можно да­же сказать, что в спортивной педагогике она господст­вует), согласно которой стартовое возбуждение надо обя­зательно подавлять, стараться «нормализовать» психиче­ское состояние спортсмена на соревнованиях. На это обычно направлена и аутогенная подготовка к выступле­нию непосредственно перед ним и задолго до него. Меж­ду тем такая тактика целесообразна только в тех случа­ях, когда возбуждение настолько сильно, что спортсмен теряет действенный контроль над собой. Разумно сни­зить степень возбуждения (но не снять его совсем) —это снизить настолько, чтобы спортсмен мог уверенно сохра­нять двигательный самоконтроль. Ниже этого уровня — неразумно, поскольку спортсмен лишится серьезных пре­имуществ, даваемых состоянием стартового возбуждения: повышения силовых и скоростных возможностей мышечной системы, работоспособности организма, реактивнос­ти. Стартовое (или соревновательное) возбуждение подчас позволяет спортсмену добиться таких высоких резуль­татов, какие недоступны для него в спокойном, уравнове­шенном состоянии.

Таким образом, при сохранении двигательного само­контроля стартовое возбуждение выгодно, и чем оно вы­ше (при названном условии), тем лучше. Поэтому надо стараться научиться двигательному самоконтролю при возбуждении, что позволит без вреда поднять его уро­вень. Видимо, именно это главный путь преодоления вносимых стартовым возбуждением отрицательных явле­ний, а не снятие, самого возбуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: