Случайности, как стимульно-тестовый материал

Этот материал не совсем точно определяется названием - наблюдение здесь, бесспорно, организованные, но объект или предмет исследуемого зависит по большей части от ЀслучайныхЀ причин. Это может быть, например, количество неуверенных ответов, предостережения, недомолвки, ситуативные отметки на тестовых бланках, реплики, аккуратность написания, непоседливость, неотложность при обследовании и другие проявления.

Психологу очень важно заметить подобные ЀслучаиЀ и учесть в соответствующих диагностиках. Если они складываются в систему, то они совсем не случайные, а детерминированные теми или другими личностными, мотивационными, культурными, а возможно, моральными или другими установками. Подобные ЀслучаиЀ можно и провоцировать, например, в эксперименте на психологическое пресыщение, когда обследуемому дают задание ставить черточки на листах бумаги строка за строкой, не задавая ни объемов, ни времени выполнения теста.

До переменного задания или процедуры исследования стоит отнести и способ регистрации получаемых в обследовании данных. Они могут быть явными, открытыми или не явными, закрытыми.

Открытые способы регистрации допускают четкие или опосредствованные представления обследуемого о том, что ведутся измерения, записи, что материалы тестирования фиксируются. Большинство как лабораторных, так и ЀполевыхЀ исследований являются открытыми по способу регистрации, хотя в лабораторных условиях одни материалы могут фиксироваться явно, а другие - тайком. Но сам факт наличия объективной регистрации материалов обследования делает их открытыми.

Другая ситуация в ЀполевыхЀ исследованиях, пилотажных наблюдениях, диагностических беседах, экспедициях. Там чаще обращаются к закрытой форме регистрации материалов диагностики - обследуемый не знает, какие сводки и какой образ фиксируется. Это позволяет избегать негативных влияний на перекручивание информации, однако процедура измерений, когда результаты протоколируются по памяти экспериментатора, существенно уступает точность, объективность, полноту.

Исключения составляют случаи закрытой регистрации результатов, когда изучаются психологические явления (личностные качества, состояния психики, способности) по продуктам деятельности - почерк, изделия, качественные показатели, например в учебе, труде, общественной работе или статусные роли в групповой психодинамике и др. В таком случае обследуемый не знает и не подозревает, что его изучают, и никак не может влиять на итоги психодиагностики.

В психодиагностици экспериментатор-диагност должен стремиться к объективности измерений, потому вынужденный заботиться о снятии или хотя бы об учете возможных артефактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: