Переменная личности диагноста

Переменная исследователя, экспериментатора, диагноста - не менее важный фактор психодиагностической результативности, чем переменная обследуемого. Психолог должен оптимально соединять в себе личностные и профессиональные качества.

Только при этом условии возможный правильный контакт исследователя с обследуемым. Стоит иметь в виду, что как недостаточность контакта, так и большая личностная включенность психолога во взаимодействие с обследуемым могут негативно влиять на ход психодиагностического обследования. В психологии явление страсти исследователя к результатам или к обследуемому получило название Ѐ эффект предубежденности экспериментатора Ѐ.Этот эффект определяется ожиданием исследователя конкретных данных, которые отвечают предыдущей гипотезе. Предубежденность чаще всего оказывается не в подтасовке полученных результатов и не в подсказке обследуемым, а, как правило, в неосознанном, невербальном и не всегда явном (интонация, мимика, жесты, линия поведения) ориентировании нужных реакций или ответов, действий по выполнению тестовых заданий.

Предубежденность, или страсть, больше оказывается в том случае, когда ЀкрасивыеЀ, по мнению экспериментатора, результаты получены в начале исследования. Противоположная тенденция наблюдается, когда в начале диагностических процедур получают ЀплохиеЀ данные, то есть материалы, которые не отвечают предыдущим предложениям, гипотезе.

Без сомнения, предвзятым в психодиагностици быть нельзя, но и посторонним быть сложно, поскольку психолог тоже человек и, обследуя другого человека, ориентирует ее соответствующим образом, проникается взаимоотношениями по-человечески, и в ходе бесед, интервью, самого обследования быть безразличным к обследуемому не может. Хотя быть беспристрастным и держаться на дистанции можно, однако можно быть и официальным, строгим, как говорят, ЀсухимЀ. Но тогда теряется масса полезной информации, может иметь место формальное выполнение тестовых заданий, да и сам диагност теряет свой имидж психолога. Потому только от психолога, от психодиагноста зависит, сумеет ли он найти ту линию поведения, что способствовало бы установке доверчивости и обеспечивала объективность в роботе с обследуемым и с материалами диагностики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: