Лекция 4. Критический реализм в США

1. На рубеже 19 и 20 веков Америка превратилась в мощную индустриальную державу. Появились крупные промышленные и финансовые корпорации, а с ними и олигархи-мультимиллионеры: Карнеги в сталелитейной промышленности, Рокфеллер в нефтяной отрасли, Морган в финансовой и другие. Они стали самыми могущественными фигурами в мире.

Облик Америки изменился до неузнаваемости. В стране преобладали города, похожие друг на друга и одинаково уродливые. Тысячи иммигрантов заполоняли все пространство, пополняя ряды безродных пролетариев. Трущобы, где они обитали, были лишены воздуха, света. Антисанитария порождала тяжелые болезни. Естественно, что в таких условиях росла преступность. Такую жизнь в излюбленном американцами жанре короткого рассказа практически невозможно. Нужна была другая эстетика, другие художественные приемы. Впрочем, в европейской литературе такой метод был сформирован еще в середине 19 века. «Блестящая школа английских романистов» - Диккенса, Теккерея, Бронте, Гаскелл – дали пример высочайшего уровня художественного изображения действительности. Их критический реализм сумел пережить борьбу со многими новомодными течениями.

Первые попытки создания были сделаны и Марком Твеном, и Стивеном Крейном, и Френком Норрисом. Но их произведения еще не дотягивали до истинного критического реализма. Вершиной его в американской литературе стал Теодор Драйзер. Но и опыт других писателей, побывавших в Европе во время и после I Мировой войны, тоже был полезен. Доспассос, Эрнст Хемингуэй, Генри Джеймс, Скотт Фицджеральд и др., осознав бессмысленность этой войны, почувствовали глубокое разочарование и отторжение от ценностей, почитаемых в США. Они по-своему выражали свое критическое отношение к системе, но, пожалуй, только Драйзеру создать цельную картину американской жизни. Великая экономическая депрессия 30-х изменила настрой в американской литературе. Писатели осознали свой долг перед обездоленными. К уже упоминаемым писателям можно добавить имена Синклера Льюиса, Джона Стейнбека, Уильяма Фолкнера.

Парадоксально, но отсталый во всех отношениях Юг дал большое количество блестящих прозаиков, создавших т.н. «южную школу». Если вначале в литературе Юга преобладал стереотип – рыцарственные мужчины, благородные дамы, добродушные, привязанные к хозяевам негры – и это придавали литературе характер провинциальности с не очень высоким уровнем художественности, то понадобилось мощное дарование Уильяма Фолкнера, чтобы местническое стало общечеловеческим, а произведения Колдуэлла, Стайрона, Ш.Э. Грау, Ю.Уэлти и других отличаются глубоким пониманием проблем Юга и уровнем мастерства. Нельзя не упомянуть и Тони Моррисон, лауреата Нобелевской премии 1993 г. и Харпер Ли с ее романом «Убить пересмешника».

Однако самой значительной фигурой остается Уильям Фолкнер (1897 - 1962), выходец из аристократической, но обедневшей семьи из штата Миссисипи. Воспитанный на историях и легендах о Гражданской войне, он впитал дух смелости, отваги, чести, не всегда соответствующих действительному поведению белых на черном Юге. Осознание реальности пришло потом.

Образование У. Фолкнер получил неполное. Он ушел из средней школы, не закончив ее, работал в банке, но всегда очень много читал. Пробовал писать стихи и рисовать. Дружба с Филом Стоуном, дотошным студентом юридического факультета помогла разобраться в сложных проблемах Юга, да и остального мира. Он также успел послужить в авиационных войсках Канады, но I Мировая война уже закончилась. Будучи человеком неординарным, он эпатировал окружающих вымышленным ранением в ногу, выдумками об участии в войне. Позже эти мифы попали в его официальные биографии.

В университете родного штата он проучился всего год, работал в книжном магазине в Нью-Йорке, а потом вернулся в Оксфорд, город своего детства, где стал городским «чудаком»: ходил босиком, но с моноклем. Забавное сочетание потрепанности и аристократического достоинства заслужило ему прозвище «Граф-не-граф». Недолго Фолкнер задержался и на работе почтмейстера. Физический труд был ему не по нутру. При поддержке Стоуна Фолкнер опубликовал книгу стихов «Мраморный фавн» (1924), которая убедила его в том, что лучше писать романы.

В Новом Орлеане Фолкнер подружился с известным писателем Шервудом Андерсоном, и уже через шесть недель первый роман Фолкнера «Солдатская награда» (1926) был рекомендован Андерсоном к изданию. После короткой поездки в Европу Фолкнер возвращается на родину и публикует свой роман о богеме Нового орлеана «Москиты» (1927). Одновременно он работает кочегаром, слоняется по Оксфорду. Хотя оба романа продавались с трудом, Фолкнер выпускает новый роман «Шум и ярость» (1929). В этом же году он женится и бросает случайные заработки и посвящая все время творчеству. Роман «Святилище» (1931) приносит славу и материальную независимость. Его приглашают в Голливуд писать сценарии, но постоянно до конца дней он живет в Оксфорде. Здесь он издает свои знаменитые книги-романы, сборники рассказов. Фолкнеровская проза очень сложная для восприятия. Скомпрессованная во времени и на узком пространстве округа Йокнапатофа (у индейцев это слово означает «река течет медленно по плоской земле»), занимающем 2400 кв. м. с населением белых 6298 и негров 9313. ни один писатель не давал столь глубокого социологического анализа огромного жизненного материала. Действительность представлялась ему хаосом, игрушкой неумолимого рока.

Если в ранних произведениях Фолкнер испытывал боль и отчаяние, порожденные разложением «старого Юга», то, начиная с трилогии о Сноупсах («Деревушка» 1940, «Город»1957, «Особняк»1958), определяющим стало неприятие капиталистического мира. Так он рисует образ сына бедняка из Йокнапатофы Флема Сноупа, который от простого приказчика в лавке всякими нечестными путями приобретает средства и переезжает в город. Это тот тип людей, для которых важнейшая страсть жажда собственности.

В романе «Город» продолжает тему сноупсизма. Он показывает разбогатевшего Флема Сноупса и много маленьких сноупсов, одержимых алчностью. Хотя Флем надевает на себя маску добропорядочности, он все равно делает гадости исподтишка как своим, так и чужим.

В завершающей части трилогии «Особняк» повествуется о том, как Флем Сноупс наказан за свои злодеяниясвоим родственником Минком Сноупсом, которого он отправил в тюрьму на более долгий срок, чем тот заслуживал.

В романе много других персонажей и, конечно, есть три добрых южанина нового склада, представляющих новый Юг, более культурный и современный.

В «Особняке» запечатлен наивысший взлет фолкнеровского гуманизма.

В рамках одной лекции невозможно раскрыть глубину фолкнеровского творчества.

Трилогия о Сноупсах «Шум и ярость», «Авессалом, Авессалом», «Свет в августе» и многие другие произведения, хоть и трудные порой для влсприятия, заняли достойное место в мировой литературе.

Вершиной критического реализма в американской литературе является Теодор Драйзер (1871-1945), величие которого идет от его глубокого знания жизни и объективности анализа. 12й ребенок в многодетной семье немецкого иммигранта, родился в штате Индиана в 1871 г.

В поисках работы вся семья переезжала из одного места на другое. Первые семь лет семья так бедствовала, что дети вынуждены были собирать уголь на железнодорожных путях и разносить тяжелые корзины с бельем, которое их мать стирала, не разгибая спины.

Всю жизнь исстрадавшееся лицо матери и ее искореженные от работы руки не покидали память Драйзера. С детства он не принимал жесткий католицизм отца и тянулся к своей добросердечной матери.

Обладая темпераментом мечтателя, Драйзер не мог приспособиться к суровой действительности. Он менял одну работу за другой. Он перепробовал множество профессий от мойщика посуды до пдручного в скобяной лавке, ненавидя саму работу и хозяев.

Благодаря помощи мисс Филдинг, которая и сама жила скудно, Драйзер провел год в университете, но разочаровался, слушая пустые и схоластические лекции.

Он попробовал работу репортера в газете Чикаго, потом ездил по разным городам: Сент-Пол, Питтсбург, Нью-Йорк. Он видел такие страшные сцены городской жизни, что иногда просто не в силах был описывать все эти убийства, поджоги, изнасилования, коррупцию в политике, дебоши в трущобах. Однако его репортажи были вполне профессиональны и позднее все, что он видел, пригодилось ему в его творчестве.

Первым крупным произведением Драйзера стал роман «Сестра Керри» (1900). Он был издан небольшим тиражом, раскритикован за обличительные страницы, посвященные тяжелым условиям труда рабочих (хотя роман не о рабочих, а судьбе молодой девушки, личность которой разрушил большой город). Работа над романом подорвала здоровье Драйзера, и на целое десятилетие он забыл о творческих амбициях.

Старший брат Пол, успешно сочинявший популярные песенки и даже официальный гимн штата Индианы, организовал журнал, где Драйзер стал редактиром и автором статей, эссе на философские и социальные темы. Позднее, он прославился как журналист, мастер-интервьюер со знаменитыми людьми Америки в разных сферах жизни.

Он глубоко разбирался в вопросах архитектуры, искусства, музыки, литературы, строительства и даже сельского хозяйства.

В его творчестве были две доминанты: неприятие городской жизни и неодолимая тяга и любовь к природе.

Ненависть Драйзера к лицемерию, пуританизму и мещанству зародилась в его борьбе с цензурой, запретившей роман «Сестра Керри». То же постигло его романы «Титан», «Гений». Его произведения запрещали экранизировать. Проходили годы, прежде чем цензурная удавка ослабла.

В личной жизни по нему тоже «проехалось» Американское законодательство. Неудачно женившись в 1898 г., он не мог получить развода в течение 40 лет, пока его жена не умерла.

Будучи антагонистом капитализма, вступив в Компартию США незадолго до кончины, он критиковал и Америку, и СССР, последний за стандартизацию мышления.

Творчество Драйзера многогранно и разнообразно по жанру: романы, рассказы, эссе, автобиография, поэзия.

Реалистический метод Драйзера отличается великолепным знанием деталей быта, производства, любой сферы жизни. Он изучал досконально то, о чем собирался писать.

В романе «Сестра Керри» он широко использовал свои собственные впечатления. Керри Мибер, так же как и Драйзер, пыталась найти свое место в жизни. Но в результате большой город сломал ее душу. Да, она достигла определенного положения и благополучия, но при этом не сумела оценить чувстсва одного человека Друэ, который помог ей в трудную минуту, и довела до самоубийства другого, пожертвовавшего своей карьерой, семьей, репутацией ради любви к Керри. Но и Керри сама счастливой не стала.

После изъятия из продажи романа «Сестра Керри» Драйзер замолчал на долгие 11 лет. Только в 1911 г. Опубликовал роман «Дженни Герхардт», принесший ему славу и материальных успех. Драйзер признавался, что это самый любимый его роман. Прототипом Дженни послужила сестра писателя. В отличие от Керри Дженни обладала чудесным мягким характером, бескорыстием и силой духа. Тяжелые переживания не ослабили ее, не сломали. В этом романе в творческой манере Драйзера появился теплый лиризм. Одновременно он мастерски и правдиво он рисует тяжелую судьбу благородной натуры Дженни и, в целом, простых людей. Драйзер реалистически описывает высшие классы, их мораль, холодный расчет. Даже Лестер Кейн, полюбивший простую, искреннюю Дженни, под давлением своей семьи не устоял и оставил ее, о чем жалел до своего последнего часа. Дженни, потеряв любимого человека и маленькую дочь Весту, не сломалась. Она нашла в себе силы отдавать тепло своей души чужим детям.

В 1905 г. умер чикагский миллионер Чарльз Йоркс. Судьба этого человека, нажившего огромное состояние, но умершего совершенно одиноким, а его наследство, раздираемого родственниками, поразила Драйзера.

Пройдя по всем местам, где жил и трудился Йоркс, Драйзер решил показать образ капиталиста нового типа. Также автор хотел раскрыть внутренний мир человека с сильным характером, способного достойно пережить неудачи, подняться и достичь успеха. Но этот человек не мог быть счастливым в личной жизни. Когда же он нашел свою любовь, было поздно. Он умер. Так появилась «Трилогия желания», состоявшая из романов «Финансист», «Титан» и «Стоик». Героем трилогии является Фрэнк Каупервуд. Драйзер прослеживает путь героя от бойкого мальчика до крупного биржевика. Не всегда его жизненный путь был прямым и ясным. В «позолоченный век» это было явлением обычным. Первый роман «Финансист» (1912) рисует этот путь.

Во втором романе «Титан» (1914) Каупервуд уже капиталист, крупный монополист Чикаго. Сейчас его назвали бы олигархом. Каупервуд в зените богатства и всемогущества. Он может позволить себе все, что угодно.

Третий роман «Стоик» (1947), написанный в конце жизни и опубликованный посмертно, посвящен новой сфере деятельности Каупервуда – экспансией американского капитала в Англию. В то же время «Стоик» это история заката Каупервуда. Ни деньги, ни слава, ни победы над конкурентами не могли сделать Каупервуда счастливым.

«Трилогия желания» - произведение многоплановое и многогранное о философии жизни и философии истории.

Судьба художника в буржуазном обществе всегда волновала Драйзер. Выпущенный в 1915 роман «Гений» рассказывает о трагической судьбе талантливого художника Юджина Витлы. Он хотел правдиво изобразить жизнь с ее темными и светлыми сторонами. Но реалистическое искусство не приносит художнику ни славы, ни денег. Буржуазная критика его не принимала. Художник капитулирует перед вкусами общества и становится поставщиком идей и рисунков для рекламы, загубив тем самым свой талант.

Драйзер, конечно, сочувствует художнику, но не оправдывает его слабость. Через судьбу Витлы автор ставит серьезную проблему искусства вообще.

Вершиной творчества Драйзера считается роман «Американская трагедия» (1925), в котором автор развенчал идею погони за легким счастьем и вскрыл порочность системы, порождающей у молодежи желание разбогатеть во что бы то ни стало. Схема банальна: бедный юноша женится на девушке из богатой семьи или бедная девушка выходит за богача.

Принято сравнивать образы Каупервуда и Клайда Гриффитса, героя «Американской трагедии», но кроме того, что оба с детства мечтали о богатстве, больше ничего общего нет. Фрэнк Каупервуд при всех его недостатках и не всегда честных методов, является личностью цельной, умной, благодаря чему он своими усилиями, способностями добился высокого положения. Клайд Гриффитс – человек слабовольный, тщеславный и стремился достичь положения через родственные связи, знакомства в высшем свете, мечтал жениться на богатой девушке. Сам же он собой ничего не представлял.

Подробнее роман рассматривается на семинарском занятии.

Как и во многих произведениях, Драйзер использовал документальный материал, который он художественно воплотил в романе.

Драйзер много путешествовал по Европе, в 1927-28 годах посетил СССР. Он читал об этой стране и знал о неоднозначном отношении к новому государству с совершенно другой политической системой. Драйзеру необходимо увидеть се своими глазами, но увидеть он мог только фасад жизни в СССР в конце 20-х годов: огромные стройки, энтузиазм людей, декларируемые равные возможности и пути, открытые трудящимся.

Ему понравилось, что в России не разрешалось индивидуальное богатство, что людей воспитывали в духе коллективизма, когда идея благополучия страны была выше собственного благополучия.

Драйзер, конечно, заблуждался, принимая уравниловку и ограничения собственных потребностей за равноправие. Драйзер писал о росте культуры в СССР, но не заметил сильного идеологического пресса, хотя настораживало его отсутствие свободы мнений. Внешне многое выглядело привлекательно. Может быть, под этим впечатлением Драйзер в самом конце жизни вступил в Компартию США. Это было в 1945 г. после того, как СССР одержал великую победу над фашизмом. Это было самым важным тогда для формирования мнения об СССР.

Драйзер ненавидел фашизм. Об этом свидетельствуют его выступления, статьи, интервью, в которых он поддерживал СССР и клеймил тех реакционеров США, которые даже во время тяжелейшей борьбы СССР против фашизма критиковали социалистические идеи.

Драйзер умер в 1945 году.

Два последних романа «Оплот» и «Стоик» были опубликованы посмертно.

Еще одним значительным представителем критического реализма США был Синклер Льюис (1885 -1951), неутомимый обличитель мещанско-собственнической идеологии и первый в США лауреат Нобелевской премии по литературе.

В 20-е годы он высмеивал тупость и некультурность американского дельца («Главная улица», «Бэббит» и «Эрроусмит»), в 30-40-е годы предметом его обличения стали общественно-политические язвы Америки – реакция, расизм и фашизм («Энн Виккерс», «У нас это невозможно», «Кингсблад – потомок королей»).

Он не боялся разоблачать пороки. В своей знаменитой нобелевской речи в 1930 г. он сказал: «…в Америке мы все еще боимся литературы, которая не восхваляет все американское».

Его речь была атакой на американских профессоров, бегущих от живых проблем к мертвым классикам. Атакой на кастовые учреждения как Американская академия литературы и искусства. Однако, резко критикуя пороки американского общества, он любил свою страну, а особенно свой штат Миннесота, где он родился в маленьком провинциальном городке Соук-Сентр. Полное имя писателя – Гарри Синклер Льюис. Второе имя, Синклер, было дано ему в честь друга отца, дантиста. В студенческие годы, подписывая свои первые публикации, он отбросил свое первое имя и остался в истории литературы как Синклер Льюис. Друзья же чаще звали его Хэл или Ред (рыжий). Он был нескладным, неловким в играх подростком, не отличался силой, писал довольно слабые стихи, но с упоением читал книги.

Следует отметить, что семейная обстановка совсем не стимулировала писательство. Его отец, врач, был человеком сухим и педантичным и редко говорил о чем-нибудь кроме медицины. Соседей больше всего волновали цены на пшеницу, работа маслобоек, элеваторов, вещей прозаичных как, впрочем, и в других городках штата. Среднезападный миннесотский колорит был запечатлен позже во многих произведениях Льюиса. Писатель хорошо знал историю штата и даже опубликовал несколько этнографических очерков:»Миннесота – скандинавский штат», «Длинная рука маленького города» и др.

Льюис, много путешествуя по Европе, любил вспоминать родные места, за что его первая жена назвала писателя «перекати поле из Миннесоты».

Биография писателя довольно типична: школа, колледж, затем Йельский университет, где он слушал лекции по литературе, философии, истории, и окончил его в 1902 г.

Однако, его взрывной характер мало подходил к преподавательской деятельности. Он мечтал о писательстве. Еще в 15 лет он работал в газете и поставлял информацию о местной жизни. Его первые опыты были подражательными. Поэтому после окончания университета он уезжает в штат Айова, где занимается журналистикой. Его передовицы чуть не стоили ему увольнения.

В 1910 г. он переезжает в Нью-Йорк и едва зарабатывает на жизнь в филантропической организации помощи беднякам. Позже он высмеивал буржуазную благотворительность, в которую не верил.

Его положение несколько улучшилось, когда он переехал в Калифорнию, чтобы работать секретарем двух дам-писательниц. Одновременно он работал репортером и поставлял сюжеты для рассказов Джеку Лондону. К чести Лондона, он использовал лишь один, и то в неоконченном романе «Бюро убийств».

По возвращении в Нью-Йорк Льюис занимается самой разной работой, что было так типично для американских литераторов. Тем не менее, он много пишет рассказов для массового литературного журнала, который принял его не самый лучший рассказ. Требования журнала были жесткие – не трогать мораль общества, рекламу. Но именно это и делал Льюис, только позже, став известным писателем.

Из многих рассказов стоит выделить «Ивовую аллею» (1919), где показано как одержимость деньгами рушит человеческую душу. В другом рассказе «Вещи» (1919) Льюис разоблачает собственническую, накопительную страсть, когда люди деградируют и превращаются в рабов своей собственности. Эти и другие рассказы звучат очень актуально в нынешний потребительский век.

Мастерство Лбюиса зрело, он готовился к написанию своих главных книг.

Первые 5 романов (с 1916 по 1919 годы) не вызвали широкого резонанса. Это была «проба пера». 20-е годы – самая плодотворная полоса в жизни Синклера Льюиса. В то время появилась «большая четверка» его романов, принесших ему мировую славу: «Главная улица» (1920), «Бэббит» (1922), «Эрроусмит» (1925), «Элмер Гэнтри» (1927).

В них писатель выступил как обличитель «американского образа жизни». Они отвечали духу бунтарства, царившему среди широких слоев общественности и интеллигенции.

В его романах 20-х годов нет изображения нищеты, нет «дна» общества, его герои вполне благополучные люди, но они порабощены духовно.

Он был одним из первых, кто заговорил о «дегуманизации общества», о «массовой культуре», «отчуждении». Льюис художественно выразил то, что сказал с горечью другой писатель Стеффенс: «Дух коммерции – это дух профита, а не патриотизма, кредита, а не чести, личного обогащения, а не национального процветания, торговли и сделок, а не принципов» («Позор городов» 1904).

Можно добавить сюда и строчку американского поэта Т.Элиота: «Мы – полые люди, трухой набитые люди».

Одним из лучших произведений С.Льюиса является роман «Главная улица» (1920), в основе которого лежат его личные воспоминания о родном провинциальном, но таком типичным для Америки городке. В романе это Гофер-Прери, где царит, где царит монотонный, однообразный ритм жизни.

До Льюиса о провинциальности писали М.Твен, Ш.Андерсон, Х.Гарланд. Но именно Льюис придал своему повествованию масштабность и широту. Он сделал свою Главную улицу продолжением Главной улицы любого другого провинциального городка, где лавочник будет смотреть свысока на писателя, потому что тот не делает деньги, не заботится о прибыли, короче, не живет реальной жизнью.

Еще отличие романа Льюиса в том, что его главная героиня Кэрол Кенникотт вступает в борьбу с Главной улицей. Эта красивая молодая умная женщина преисполнена желанием изменить дух Гофер-Прери, куда приехала к мужу, врачу, человеку порядочному, но консервативному, не желающему ничего менять.

К сожалению, самый дух Главной улицы убивает любое живое дело, мысль, начинание.

Льюис описывает провинциальные нравы с их завистью и сплетнями. Очень выразительны фигуры второго плана, типичные представители провинциального мещанства: Эзра Сгоубоди, банкир, воплощение косности и консерватизма; отвратительная сплетница и ханжа старуха Богарт, «образец добродетели» и др. Эти люди глубоко равнодушны друг к другу. Они говорят «механические слова о достоинствах автомобилей Форда и взирают на себя как на самую замечательную породу людей в мире».

Если муж Кэрол воспринимает все ее порывы и искания как «блажь», то неудивительно, что в результате Главная улица одержала победу. Правда, Кэрол не хочет признать свое поражение, она настаивает на том, что она «сохранила свою веру», а муж ее между тем озабочен тем, что служанка потеряла отвертку, что пора вставлять рамы, т.к. скоро пойдет снег.

Огромный успех «Главной улицы» окрылил писателя, и он решил «осваивать» новые сферы американской жизни. На сей раз это городское мещанство, следующая ступень социальной лестницы. От поселка Гофер-Прери Льюис идет к изображению Зенита, среднего американского города с населением 300 тысяч человек.

Писатель скрупулезно изучает быт, характеры, особенности деятельности героя нового романа «Бэббит» (1922), торговца недвижимостью. Этот герой типичен, он вобрал в себя привычки, образ мыслей, этические воззрения среднего класса. При этом он – торжествующая, безнадежно самодовольная посредственность. Жизнь его монотонна, в ней ничего существенного не происходит. Однако, он представлен автором обстоятельно в трех главных для американца сферах – семейной, общественной и деловой. Он ничем не отличается от «духовных пигмеев», как автор называет обитателей Зенита.

В семи главах скрупулезно описан буржуазный быт: как герой просыпается, завтракает, заводит автомобиль и отправляется в контору. Далее описывается детально, как герой работает. Потом возвращается домой. Ужинает, общается с домашними и погружается в сон. И так каждый день. Но Бэббита такой стиль жизни не тяготит. Так же запрограммированы все его вещи, одежда, обстановка. Основное чтение – местная газетка с комиксами.

У Бэббита нет ни одной живой мысли. Его многочисленные изречения это набор прописных истин: «умение составлять деловые письма важнее, чем знание Шекспира, нужного лишь для поступления в университет», «я не святоша и не возражаю, если человек пропустит стаканчик-другой», «яблоко регулирует все естественные отправления», «благотворительность и просвещение рабочих – лазейка для социализма» и др.

Скудость мысли компенсируется у Бэббита многословием, склонностью к публичным словоизвержениям. Бэббит убежден. Что США – земной рай, а Зенит – лучший из городов. Но Бэббит изображен не как схема: он любит семью, друга, он даже в определенный момент хочет вырваться из этого порочного круга. Но среда оказывается и тут сильнее. Бэббит возвращается в лоно привычной мещанской жизни, подтверждая незыблемость явления бэббитизма.

Написав два остросоциальных критических романа, С.Льюис задумался над возможностью показать человека, враждебного духу делячества, человека творческого. Он, Мартин Эрроусмит, герой нового одноименного романа, вышедшего в 1925 г.. тоже жил в Зените, где он стажировался в больнице. Льюис выбрал науку, где слабее ощущалось влияние бэббитизма. Но и в науке не все было безоблачно, равно как и в жизни героя романа «Эрроусмит».

Это произведение рассматривается на семинарском занятии подробно.

Следующая сфера, которой заинтересовался С.Льюис, была клерикальная.

Впечатление, произведенное его новым романом «Элмер Гентри» (1927), можно сравнить со взрывом бомбы. Его шумно приветствовали одни и проклинали другие. В Бостоне роман изъяли из всех библиотек. Автору угрожали электрическим стулом. Участились случаи разводов в среде церковников:жены стали подозревать в своих мужьях пороки Элмера Гентри.

В центре романа – антигерой. Этот служитель культа уже всей своей предисторией являет собой человека для церкви случайного: пьяница, богохульник, ханжа, до мозга костей испорченный и порочный.

В «Элмере Гентри» сатирическое мастерство Льюиса достигло своей высоты. Однако, при всем сарказме изображения Элмер Гентри – фигура жизненная. Его двуличие отражает ложь общественной жизни США, где высокие. Но пустые слова уживаются с циничной буржуазной практикой.

Антиподом Элмера Гентри является Фрэнк Шаллард, прямодушный и умный человек, попавший по прихоти родителей в сети церкви. Но он не может молчать, видя ложь религиозных догматов. Его проекты плохо кончаются: его жестоко избивают гангстеры.

Антиклерикальная тема получает развитие и в других книгах Льюиса.

В начале 30х годов 20го века в Европе возник фашизм – самая страшная «коричневая чума» в истории человечества. Человеконенавистническая жестокая идеология, казалось, никогда не проникнет в США, жители которых так гордились своей демократией.

Но С.Льюис, как истинный пророк, увидел опасные тенденции в политической жизни страны. В преддверии президентских выборов в борьбе за высшую власть в стране оживились профашистские силы, провозглашавшие в качестве панацеи от социально-экономических зол рецепты Гитлера и Муссолини. Их поддерживали олигархи и преданная капиталу пресса. С их помощью родилась профашистская организация Лига свободы, «серебряные рубашки», близнецы итало-германских рубашечников. Американские фашисты стали верховодить в Ку-Клукс-Клане и Американском легионе.

Вышедший 21 октября 1935 г. роман С.Льюиса «У нас это невозможно» стал шоковым событием. Было продано 320 тысяч экземпляров за короткий срок. Даже не очень доброжелательные к Льюису критики назвали роман «оружием интеллекта».

Льюис писал его на одном дыхании и закончил в три-четыре месяца. Этот роман несколько отличается от остальных, где главным был конфликт человека и общества, а здесь дана в сатирическом ключе широкая панорама политической жизни США.

Действие романа развертывается в заштатном городке Форт Бьюла, в котором, как в зеркале отражались социальные конфликты Америки.

Автор связывает возникновение фашизма с разложением и извращением демократии. Он устами главного героя Дормэса Джессэпа напоминает о том, сколько в истории США было позорных страниц насилия и жестокости.

Фигура БэзаУиндрипа, одного из нацистских вождей, напоминает персонажей из фильма Чарли Чаплина, романов Уэллса и Белля, пьес Брехта. Крайне правые профашисткие организации не желали мириться с «новым курсом» президента Рузвельта, который вытащил страну из экономического хаоса. Реакция же мечтала посадить в Белый дом представителя фашистских сил. В этой связи роман С.Льюиса прозвучал предупреждением тем благодушным либералам, которые считали, что «у нас это невозможно». Таким образом, название романа приобретает глубокий смысл.

В романе-памфлете Льюис описывает съезд демократов, похожий на балаган, где и выдвигают на пост президента Уиндрипа, который бессовестно клянется, что он не наци, а вовсе сторонник Джефферсона и Линкольна. Он обещает «златые горы», т.е. действует согласно Геббельсу: чем больше ложь, тем легче в нее верят. И вот он уже в белом доме, куда слетаются его приспешники, захватывают все «тепленькие местечки». Вскоре и вся Америка превращается в тоталитарное государство. Следом за этим пришедшие к власти диктаторы начинают пожирать друг друга.

Так изображает писатель-сатирик возможное будущее Америки. Говорят, что в победе Рузвельта на второй срок книга С.Льюиса сыграла определяющую роль. Еще один антифашистский роман «Гидион Пленши» вышел в 1943 г.

Последним крупным произведением С.Льюиса явился роман «Кингсблад, потомок королей» (1947), вторая часть дилогии. Первый роман «Кзес Тимберлейн» (1945), где автор в слегка иронической манере описал типичный среднезападный городок Грэнд Рипаблик с его лавочниками, торговцами землей, владельцами газет. Несмотря на определенное психологическое изящество, роман получился довольно заурядным. Но когда во втором романе он сорвал маски добропорядочности, то эти персонажи предстали в своей отвратительной сущности – как негрофобы, зараженные расовыми предрассудками. «Кингсблад, потомок королей» была книга-вызов, книга-протест, обращенная против американского расизма.

Для того времени эта книга была бомбой. Сегодня, когда президентом США является афро-американец, и в недалеком прошлом государственным секретарем была темнокожая женщина, книга может быть не актуальной. Но сегодня она может служить предостережением для других стран, в том числе, и России.

Главный герой романа Нийл Кингсблад – уважаемый обитатель провинциального городка, прекрасный семьянин, спортсмен. Он ветеран войны, капитан, был ранен в Италии. В Европе его взгляды полевели, он искренне хочет, чтобы больше не было войн.

По возвращении домой он втягивается в привычную рутину жизни. Но случай выводит его из равновесия. Занявшись своим генеалогическим деревом, он обнаруживает, что у него 1/32 негритянской крови. Перед ни выбор: молчать о своем открытии и сохранить доброе имя и материальное благополучие. Открыть свою тайну – потерять все: репутацию, место в жизни, поставить под удар родителей жену и ребенка.

Гражданское мужество возобладало над опасливым мещанином. Он объявляет о том, что в нем, рыжеволосом, белокожем человеке, течет 1\32 негритянской крови и обречен испить всю чашу нравственной боли и унижений. Он потерял все, но его «падение» с точки зрения «респектабельного общества» стало его моральным возвышением. Он не сбежал от расистов, не покинул свой дом, а встретил их с ружьем снайпера. Льюис так охарактеризовал расистов: «Это были уже не люди, это были «брызги темного порока ненависти».

Роман получил огромное признание в Европе, был переведен на многие языки. Но писатель в силу серьезного нездоровья и семейных неурядиц больше не смог написать равного его лучшим романам. Он предсказывал свою смерть в 86 лет и забвение его книг. Прожил он на 20 лет меньше, а холодность критики угадал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: