Эрнест Миллер Хемингуэй (1899–1961)

Мало кто из писателей XX века так повлиял на читающую аудиторию. Невозможно жить по Джойсу, Фолкнеру, Кафке. А Хемингуей давал рецепты на всех уровнях – от философского до бытового.

Хемингуэю подражали: носили его бородку, носили такой же свитер, курили трубку, и в каждом доме висели открытки с его портретом.

Его романы (кроме одного запрещенного в те годы «По ком звонит колокол»), рассказы, очерки обязательно были в домашней библиотеке. В общем, купим! И вот, как гром среди ясного неба, известие: 2 июля 1961 года в штате Айдахо в своем загородном доме застрелился Хемингуэй. Погиб человек, которого не брали пули на фронтах, на охоте, кто несколько раз попадал в катастрофы. Казалось, он был заговорен. Но почему же он свел счеты с жизнью? Внезапный уход писателя из жизни заставляет задуматься над трагическим началом, присущим не только его книгам, но и его писательскому пути на разных его этапах. Почти сорокалетний путь Хемингуэя в литературе распадается на два больших отрезка. Первый от 1923 до 1941, а второй 40е и 50е годы. Причем за последнее двадцатилетии он написал меньше, нежели с 1923 по 1941 года.

Творчество Хемингуэя тесно связано с его биографией. Он никогда не писал того, чего не видел собственными глазами.

Эрнест Хемингуэй родился в богатом пригороде Чикаго Оук-парк в семье врача Кларенса Хемингуэй и его жены Грейс, талантливой музыкантши и несостоявшейся оперной певицы. У них было шестеро детей: 4 дочери и 2 сына.

Отец очень любил охоту, природу, изучал быт индейцев и помогал им бесплатно. Часто он брал с собой Эрнеста. Эти впечатления позже легли в основу его сборника рассказов «В наше время».

Мать хотела, чтобы мальчик стал виолончелистом, а мальчика привлекали приключения, охота, то, чему учил его отец.

Однако от матери он унаследовал художественный вкус и артистизм. Родители были разными людьми. Отсюда напряженность в доме. Но респектабельность, религиозность, викторианская мораль их объединяла, а Эрнест с его независимым и непокорным характером не мог принять их ценности.

Учился Эрнест легко и успешно: много читал, писал замечательные сочинения. Первый литературный опыт приобрел в газете «Канзас Сити Стар» в 1917 году. Кредо этой газеты «о простых вещах писать просто, избегая длиннот и шаблонов» Хемингуэй усвоил и применяли в своем творчестве.

Уже тогда Эрнест хотел все увидеть собственными глазами. Шла I мировая война. В армию юношу не взяли из-за дефекта зрения, но ему удалось записаться в санитарный батальон.

В Италии Эрнест рвался на передовую и очень скоро получил тяжелое ранение. В его теле было 227 ран. Исцеление оказалось чудодейственным, и после госпиталя он попал в итальянскую армию в качестве шофера. Позже свой фронтовой опыт он опишет в романе «Прощай оружие!».

Война на многое открыло ему глаза, он стал другим человеком. В январе 1917 года он возвращается в Нью-Йорк, потом в Оук-парк национальным героем. Дома он еще острее чувствует рутину обыденной жизни. Его отказ приобрести солидную работу, жить как все, разочаровал родителей. А Эрнест не хотел потерять главное – свободу. Он мечтал о журналистике.

В конце 1917 года он едет в Торонто, где начинает работать в газете «Торонто Стар». Ему не докучали опекой, он пишет увлекательные живые истории, с удовольствием описывает городскую жизнь, знакомиться с широким кругом людей. Но скоро и это ему наскучило. Он рвался в Европу, но пока это было неосуществимо.

Летом 1920 года Эрнест устраивается помощником редактора в Чикагском еженедельнике. Он пишет в разных жанрах. Основным приемом стала сатира в описании ханжества, в едкой критике литературных писак.

В ноябре возвращается в Торонто и задыхается от провинциальности и мелочных интересов. Опять в мыслях бурлящая событиями Европа.

Париж был Меккой для художников, писателей, музыкантов.

К этому времени он был женат на пианистке Хедли Ричардсон, от которой у него был сын Джон.

Жизнь в Париже оказалась очень трудной в бытовом отношении: скудных заработков хватало лишь на луковый суп с хлебом. Хемингуэй не унывал, он решил твердо стать писателем. Было уже многое написано, но чемодан с рукописями украли. Но нет худа без добра. Те ранние произведения страдали ученичеством. А сейчас Эрнест принимается за настоящую литературу.

Центром литературной жизни Парижа был салон Гертруды Стайн (1874–1946). Его посещали Хемингуэй, Фицжеральд, Док Пассос, Ремарк и многие другие. Эти писатели отразили I мировую войну, а в большей степени ее последствия.

Что касается Хемингуэя, то это «И восходит солнце» (фиеста) (1926), «Прощай, оружие!» (1929). Удивительная человечность, глубокий подтекст, эмоциональность захватывают читателя целиком.

Еще важен один момент: романом «Прощай оружие!» писатель покончил с той грязной пропагандой, втянувшей столько молодых людей в бессмысленную бойню, из которой они вышли без надежд, без иллюзий, разбитые и разочарованные.

Картина фронтовой жизни, лишенная какого-либо благородного пафоса, естественного в войнах освободительных, усугубляется в романе описанием непрерывного холодного дождя, непролазной грязи и унылого настроения. На этом фоне рождается чистая любовь Фредерика Генри и Кэтрин Баркли. Они понимают, что эта война им не нужна и с легкостью дезертируют. К сожалению, война достает их и в тихой Швейцарии. Кэтрин умирает, а Фредерик чувствует себя совершенно опустошенным. Так зачем была эта война? Что она принесла, кроме горя и разочарования.

В романе «И восходит солнце» герои выжили, но и они стали жертвами бойни. Они никогда не смогут быть счастливыми. Джейк Барнс обречен на бездетность, Брет Эшли, которую он любит, тоже пострадала от войны – потеряла жениха, неудачно вышла замуж, разводится, собирается выйти за богатого пропойцу. От всех этих переживаний Брет пристрастился к вину, и совершенно очевидно, что в других условиях, до этой войны, Джейк и Брет могли бы быть счастливы.

С конца 20х годов под влиянием глубокого экономического кризиса сформировалось новое направление социального романа. Литературное пространство заняли такие писатели как Драйзер, Стейнбек, Колдуэл.

В Европе зарождается фашизм, и Хемингуэй не могу оставаться более там. С 1929 года он обосновался во Флориде, но он не чувствовал себя дома. 10 лет эмиграции отдалили его от литературной среды США.

Мировая слава, крутой нрав не прибавляли друзей. Хемингуэй ненавидел писателей, делающих деньги, угождая публике.

Одиночество писателя просматривается в его романе «Иметь и не иметь» (1937), единственном, где фоном является американская жизнь.

Сограждане не понимали его. Но Хемингуэй не сломался. Он был силен физически, независим духовно и жил своей жизнью. Он любил рыбалку, охоту, природу, купил дома в Ки-Уэсте (Флорида). Но вскоре Ки-Уэст превратился в курортное место, а его дом в достопримечательность для туристов.

Все это раздражало писателя. Он уклонялся от журналистов, перестал писать. Да и о чем? С 1929 года по 1936 год он опубликовал два сборника рассказов. Он писал новые формы, жанры. Флорида стала тесной для него. В 1933 году вместо со второй женой Полин Пфайфер, красавицей из очень богатой семьи, и двумя детьми от нее Патриком и Грегори (трансвестистом) Хемингуэй едет в экваториальную восточную Африку.

Предгорья Килиманджаро пришлись ему по душе. Тут он мог освободиться от тяжких дум и переживаний: в 1928 году застрелился его отец, открывший печальный ряд самоубийц в их семье: покончили с собой сестра Урсула и брат Лестер, в 1996 году отравилась внучка Хемингуэя марго, успешная модель, но потом ставшая алкоголичкой.

Хемингуэй спасался охотой. Трофеями были шкуры львов, рога антилопы, а литературным итогом путевые заметки «зеленые холмы Африки» (1935), два великолепных рассказа «Недолгое счастье Френсиса Макамбера» (1936) о том, как непросто стать настоящим мужчиной, и «Снега Килиманджаро» (1936), где автор ставит проблему ответственности писателя перед обществом. Он рисует умирающего писателя Гарри, который растратил свой талант в вине, картах, гулянках и теперь вынужден признать, что прожил жизнь зря.

Многие, в том числе Фицжеральд увидели в образе Гарри печальную судьбу автора «Великий Гэтсби», за что Фицжеральд никогда не простил бывшего друга.

Очень важный пласт жизни Хемингуэя связан с Испанией. С 20х годов он бывал там неоднократно, обожал и досконально знал все о корриде, дружил с тореадорами и матадорами. Никто не описал лучше корриду, чем Хемингуэй в книге «Смерть после полудня» (1932).

Но коррида – это не вся Испания. Гражданская война в этой стране вовлекла лучших людей со всего мира, которые искренне верили, что в Испании можно создать республику. Бесстрашный и честный художник, Хемингуэй видел все слабости организации борьбы.

Не случайно, что его главная книга об этой войне «По ком звонит колокол» (1940) была запрещена в СССР на много лет, якобы за принижение роли Компартии Испании.

От него жали героического эпоса, а он писал правду.

Следующий этап в жизни Хемингуэя II мировая война. Он военный корреспондент в Китае, куда он поехал со своей третьей женой Мартой Гельхорн. В 1942–1944 годах на своей лодке «Пилар» он искал немецкие подводные лодки. Весной 1944 года Хемингуэй еде в Англию и воюет в воздухе. Он участвует во Французском сопротивлении. В Париже в отеле Риц он знакомится со своей четвертой и последней женой Мери Уэлли.

После войны они едут на Кубу, где был куплен раньше дом в Финка-Вехии недалеко от Гаваны.

Он мечтал написать три большие книги о войне на земле, на воде и в воздухе. Завершенной оказались только «Война на воде».

В 1949 Хемингуэй поехал в Италию на охоту, где ему попал в глаза пыж. Спасли его чудом. Отсюда трогательный рассказ «Нужна собака-поводырь» (1957).

Роман «За рекой, в тени деревьев» (1950) это осмысление трагедией войны полковником Кэнтуэллом, постаревшим Фредериком Генри.

1953 год принес Хемингуэю Нобелевскую премию за рассказ-притчу «Старик и море» (1952) о старом рыбаке и его неиссякаемой любви к морю, его доброте и удивительной жизнестойкости. Единоборство полуголодного старика с огромным марлином. Победа над рыбой это победа над старостью, немощью. Он доказывает, на что может быть способен человек. И пусть его победа моральная, так как его добычу пожирают акулы. Но старик боролся до конца, он не сдался. Он все равно победитель.

К этому времени здоровье Хемингуэя ухудшалось катастрофически. Инвалидность мешала его возможности ездить. Если не видеть, так о чем писать? А если не писать, так зачем жить?

События на Кубе, появление режима Кастро заставили Хемингуэя уехать в США в Ки-Уэст, где он и застрелился из любимой двустволки, кстати, подаренной матерью после того, как из нее же застрелился его отец.

После смерти писателя были опубликованы впервые: «Праздник, который всегда с тобой» (1964), это удивительная книга о парижской жизни, о знаменитых писателях, с которыми дружил или просто общался. Хемингуэй сумел передать то очарование Парижа, которое никогда не исчезает. «Острова в океане», «Война на воде».

Хемингуэй попал в книгу рекордов Гиннеса как самый высокооплачиваемый автор (30 000 долларов за очерк).

С ним связаны и другие необычные вещи. Например в Ки-Уэсте у него жили 60 кошек. Он поймал самую большую рыбу – 2 м 70 см, весом 57 кг.

Судьба детей и внуков достаточно трагична. Лишь сын Патрик является достойным хранителем наследия великого писателя.

4. Помимо литературы «потерянного поколения» в США было еще одно направление «литература красных тридцатых», которое родилось на гребне экономического кризиса. Ярким представителем был Джон Стейнбек (1902–1968). Он родился в Салинасе в штате Калифорния. Город располагался в нескольких милях от Тихого Океана и рядом с плодородной долиной Салинас. Действие многих его произведений происходили именно там.

Мать Джона была учительницей. Она привила ему любовь к чтению и была первой, кто разбудил его интерес к литературе. Но он интересовался и другими науками, а также любил физический труд – работал на ранчо, на фермах, многое узнал о сельском хозяйстве. В 1919 году он поступил в Стэндфордский университет, один из лучших в США. Незадолго до окончания ушел, чтобы приобретать жизненный опыт, необходимый будущему писателю. Поработав журналистом в Нью-Йорке, вернулся в Калифорнию, где сменил несколько рабочих профессий. Первый литературный опыт «Райские пастбища», где он описал жизнь сельской общины, был довольно успешным. Но лучше получилась книга «Квартал Тортилья-Флэт» (1935), написанная с юмором и сочувствием к обездоленным, но по-своему свободным от условностей общества людям. Группа американцев мексиканского происхождения, пейсано, живут по своим правилам, по-рыцарски, можно сказать. Книга имела большой успех. В дальнейшем в 1937 году он опубликует почти философскую книгу «О мышах и людях», книгу о добре и зле, об извечной мечте человека жить на своей земле и иметь свой дом.

К сожалению, двум друзьям Джорджу и Лени этого не суждено.

Экономический кризис больше всего сказался на судьбе фермеров. Они лишились всего: земли, урожая, домов. Описывая таких бедолаг из штата Оклахома, которые отправились в Калифорнию в качестве сезонных рабочих и надеялись найти спасение в этой «стране изобилия», автор с горечью повествует об унижениях, голоде и рабском труде. Семья Джоудов в центре романа. Они сильные духом люди, но что они могут противопоставить жестоким эксплуататорам? Только «гроздья гнева», зреющие в их душах. Люди пытаются защитить себя, но силы неравны.

Стейнбека интересовала проблема денег и их разрушающий власти. В 1948 году он пишет повесть «Жемчужина». Это пронзительная книга о тяжком труде ныряльщиков за жемчугом, которых жесточайшем образом эксплуатируют агенты-перекупщики. Платя им гроши, агенты перепродают жемчуг в сотни раз дороже. Но когда бедный ныряльщик добыл изумительной красоты и величины жемчужину, он стал мишенью. Вместо того, чтобы с помощью жемчужины спасти свою семью, от потерял сына.

Всю боль и горечь обиды Кино перенес на жемчужину. Он развернулся и выбросил ее в море. Вот как алчность доктора, не пожелавшего помочь больному сынишке Кино, жадность скупщиков, возжелавших обрести жемчужину убили счастье двух простых прекрасных людей Кино и Хуану.

За роман «Зима тревоги нашей» (1961) Стейнбек получил Нобелевскую премию в 1962 году. Этот роман анализируется на семинаре.

Кроме упомянутых произведений, Стейнбеком написаны «Заблудившийся автобус» (1947), «К востоку от рая» (1953), «Путешествие с Чарли по Америке» (1962). Последнее произведение это вклад писателя в борьбу против расизма.

Стейнбек, несмотря на свой огромный талант, фигура противоречивая. Как объяснить его «Письма к Алисии», которые он посылал из Вьетнама, сопровождая американских летчиков, сжигавших напалмом вьетнамские деревни и города?

При этом он сравнивал руки американских летчиков с руками Казальса, великого виолончелиста, всемирно известного музыканта.

Трудно даже понять, как талантливый писатель мог дойти до жизни такой. Но давайте судить писателя по его книгам. А затмение дело временное.

Умер Стейнбек в 1968 году.


5. Имя американского писателя Эрскина Колдуэлла (1903–1987) обычно связывают с «южной школой». Он, действительно писал иного и страстно и проблемах Юга, а значит о расизме. Но он этим не ограничивался. По его словам «Цель всех моих выдумок – создать зеркало, глядя в которое люди узнавали бы себя». Колдуэлл любил жизнь, любил людей, но он был достаточно зорким художником, чтобы понимать, как условия бытия обесчеловечивают людей, делая из них либо моральных уродов, либо замкнутых в себе чудаков, либо одичавших монстров. Он никогда не злорадствует, не упивается описанием зла. Он остро переживает, что порой ему приходится описывать ужасные картины из жизни. Он хотел пробудить общественное сознание на борьбу со злом в любой форме его проявления. Чтобы не окрашивать свои произведения в черные тона, он использовал иронию, мягкий юмор в традициях Марка Твена.

Некоторые факты его биографии помогают понять источник наблюдения писателя.

Эрскин Колдуэлл (Erskin Caldwell) родился в 1903 году в местечке Уайт Оук (штат Джорджия) в семье священника. Скудное материальное положение заставило будущего писателя работать и сборщиком хлопка, и поваром, и матросом, и каменщиком. Впрочем, он сменил множество профессий как большинство американских писателей. Зато какой же богатый жизненный опыт он приобрел! Он видел дичающих от беспросветной нужды людей, разорившихся фермеров, несчастных обездоленных детей, ужасающие трущобы, кишевшие лишенными элементарных условий бытия людьми. Так накапливались наблюдения и желание донести правду жизни до читателей.

Первая книга Колдуэлла «Американская земля», сборник рассказов, вышла в 1931 году. Рассказы «Осенние сватовство», «десять тысяч ящиков под голубику» и др. окрашены в фарсовые тона. А в таких рассказах как «Дороги», «Джо Крэддок и его старуха», «В гуще людской» ситуации трагические. В последнем рассказе доведенная до отчаяния женщина, потерявшая по вине трамвайной компании мужа и не получившая ни цента компенсации, вынуждена была продать свою десятилетнюю дочь на поругание первому встречному за 25 центов, чтобы накормить умирающих от голода детей. От этого сюжета стынет кровь, но он, к сожалению, абсолютно правдив.

Первый роман «Табачная дорога» вышел в 1932 году. Эта история разоренных кризисом 1921–1922 фермеров на примере обнищания и моральной деградации семьи фермера Джитера Лестера. В результате такой жизни все дети Лестера несчастны и аморальны.

В середине 30х годов Колдуэлл пишет новеллы, многие их которых отмечены чувством юмора. Так в новелле «Полным-полно шведов» он строит фарсовую ситуацию, когда старожилы в штате Мэн Фросты узнают о своих новых соседях-шведах. Их охватывает страх, а из-за него все приобретает гротесковый характер. Семейство шведов возрастает до гигантских размеров, их кот оказывается ростом в овчарку, а ружье палит с такой силой, что подбрасывает рассказчика в воздух.

Колдуэлл высмеивает невежество, обывательскую психологию Фростов. То же мы находим в новеллах «Слухи», «Народный избранник». Все рассказы отличаются высоким художественным уровнем.

В 1940 году Колдуэлл публикует повесть «Случай в школе», посвященную теме расизма. Обманутая своим возлюбленным дочь фермера Кэти обвиняет ни в чем не повинного негра Сони Кларка в изнасиловании. Негра, конечно, линчуют несмотря на то, что Кэти призналась в обмане. Похоже, расистов мало интересовала истина, а что для них жизнь какого-то там негра?

В период II мировой войны Колдуэлл активно боролся с фашизмом, сочувствовал СССР, где побывал в первые месяцы войны.

По возвращении в США он написал повесть «Мальчик из Джорджии» (1943). Это конгломерат из самостоятельных новелл из жизни семьи Страутов, изложенных мальчиком Вильямом. Ему больше по душе его непутевый, с авантюристическим характером отец, одержимый самыми нелепыми идеями как получить деньги, не прилагая усилий. Ему под стать его слуга Хэнсом Браун. Мало романтическая мать Вильяма, измученная нищетой и безысходностью, является полной противоположностью ее мужа. Повесть носит в какой-то степени автобиографический характер. В повести есть и юмористический и трагический контексты.

В пятидесятые годы в творчестве Колдуэлла наступил некоторый спад. Для этого были объективные причины: разгул реакции в США, «Охота за ведьмами», т.е. охота не прогрессивных деятелей литературы и искусства.

Но в 60е в связи с оживлением борьбы против расизма в творчества Колдуэлла наметился сдвиг. Он включился в эту борьбу романами «Дженни» (1961) и «Ближе к дому» (1962), в которых даже не обремененная высокой моралью девушка Дженни встает на защиту цветной Лоуэлл Нелли, рискуя своей жизнью. Теперь мы знаем, что Колдуэлл, Хартер Ли, Джеймс Болдуин и другие писатели сделали многое, чтобы сегодня президентом США стал афро-американец.


Лекция 6. Литература второй половины XX века.

1. Если I мировая война вызвала творческую активность писателей Англии, германии, США, которые на высоком художественном уровне показали бессмысленность, хаос и печальные последствия мировой бойни, то после II мировой войны реакция писателей была вялой и скептической.

Что касается американских писателей, то у них не было достаточно фактического материала, поскольку США не вступили в войну в 1941 году, а открыли второй фронт почти накануне разгрома фашизма.

После войны многие американцы были разочарованы политическими событиями в Европе. Это касалось установления сильного влияния СССР в Восточной Европе. Началась холодная война, стали возрождаться нацистские организации. Опустился железный занавес, разделивший СССР и страны Восточной Европы от всего цивилизованного мира.

Постепенно писатели США стали осмысливать события и выступать против милитаризма, нео-нацизма и тоталитаризма. Естественно, что опыт второй мировой войны находил свое отражение.

После смерти мэтров американской литературы – Хемингуэя, Фолкнера, Стейнбека, Фицжеральда – появилось новое поколение молодых писателей. Они писали по-новому: с элементами натурализма, цинизма порой, их антивоенные романы не воспевали героизм, в них жили скорее анти-герои. Одним из известных тогда авторов был Норман Мейлер ( 1923–2007 ), получивший образование в Гарварде. Обладая богатым военным опытом, он откровенно описал солдат и офицеров, которые абсолютно равнодушны к целям войны. Роман «Нагие и мертвые» (1948) документален, он состоит из внутренних монологов, исповедей, дневников, песен, которые придают роману достоверность.

Очень сильный образ реакционного генерала Камошинка, который считает, что не следовало воевать с Гитлером, нужно было воевать против СССР. Его антипод – лейтенант Хирн, человек либеральных взглядов. Он не может победить в споре генерала из-за субординации, а не потому что изменил себе.

Мейлер откликается на важные политические события. Так, в 1967 году он выпускает роман «Почему мы во Вьетнаме?»

За его антимилитаристскую активность он даже попадает в тюрьму.

Студенческие волнения, начавшиеся во Франции в 1968 году не прошли мимо Мейлера. В романе «Майами и осада Чикаго» (1968) он писал бунт студентов в США.

Мейлера отличали страсть к саморекламе, самовлюбленность, сосредоточенность на сексе. Не всем это было по душе. Но книги Мейлера никого не оставляют равнодушными. Их можно принимать или нет.

Другим писателем, отразившим войну, был Джеймс Джонс (1921–). В двух своих романах «Отсюда и в вечность» (1951) и «И подбежали они» (1957) он описывает годы перед второй мировой войной и после. Писателя волнуют моральные устоит в обществе, человеческие отношения. В романе «Отсюда и в вечность» армейская жизнь на Гавайских островах. Несколько разочаровывают иностранные описания пьяных дебошей, казарменных будней, увеселений в домах терпимости. Одновременно автор раскрывает душевное состояние своих героев. Они показаны накануне нападения японцев на Перл-Харбор.

Но более всего автора тревожат судьбы его героев после войны. В центре книги – простые американцы Прюнт и Маджио. Она попали в армию, спасаясь от нищеты и безнадежности.

Вместе с другими они пьянствуют и распутничают. Анджело Маджио – американец итальянского происхождения, и любит и ненавидит свою вторую родину. Он хочет убежать из армии и из США. Но ему это не позволили: посадили в тюрьму и убили.

Роберт Прюнт другого склада. Он хорошо делает солдатское дело, но тоже любит выпить и дебоширить. Однако, где-то в глубине души у него есть порядочность. Он ненавидит расизм, тянется к более достойной жизни, но и это наказуемо. Он тоже попадает в тюрьму, и погибает в схватке с военной полицией. Отвратительны образы офицеров, считающих себя сверхчеловеками, имеющими право распоряжаться жизнью солдат. Среди антивоенных романов следует отметить «Молодые львы» (1948) Ирвина Шоу. Автор считает войну фашизма войной справедливой. Другая тема это межнациональные конфликты в американской армии. Вызывает уважение центральный персонаж романа еврей Ной Аккерман. На вид щуплый интеллигент, он, пройдя через многочисленные унижения, сумел выстоять, воспитал в себе мужество и физическую выносливость, сохранив при этом достоинство, завоевав этим уважение сослуживцев.

Интересно проанализированы метания американца Уитэйкера, который когда-то помогал жертвам фашизма, но, столкнувшись с испытаниями военный лет, решил спасать свою шкуру. Правда, в конце романа под влиянием Ноя Уиткер снова проникается убеждениям в необходимости борьбы с нацизмом.

И. Шоу критикует растущий милитаризм в стране, на гребне которого возникает нечто вроде «экономического рая», т.к. военные заводы и фабрики работаю безостановочно.

Одна из лучших антивоенных книг это «Бойня №5 или Крестовый поход детей» (1969) Курта Воннегура (1922–2007), в которой автор доказывает, что бомбардировка Дрездена американскими летчиками – был акт бессмысленной жестокости, т.к. один мост, даже будучи стратегическим объектом, не может быть причиной уничтожения целого прекрасного города в 1945 году в самом конце войны.

2. Помимо антивоенной темы во второй половине 20го века американских писателей беспокоила проблема молодежи, которая не испытала тягот войны. Напротив, «экономическое чудо» за счет военных товаров сделало жизнь американцев комфортной. На базе благополучия и спокойствия сформировалось т.н. «молчаливое поколение». «Взорвать» его суждено было ставшему знаменем того времени и сохранившему свою популярность до сих пор даже при полной своей изолированности от средств массовой информации, замечательному писателю Джерому Сэлинджеру (1919–). Он родился в Ньй-Йорке в семье торговца сырами и копченостями Сола Сэлинджера. Семья писателя даже отдаленно не напоминала семью Гласов – коллективного героя его повестей и рассказов. Именно о такой дружной чуткой семье как Гласы мечтал Сэлинджер, но не находил всего этого в своей.

Отец писателя хотел видеть сына продолжением своего бизнеса. Сэлинджер рос замкнутым, никто не знал чем он занят. А мальчик мечтал стать писателем.

Сменив несколько учебных заведений, он закончил Тольку Военную школу в Пенсильвании. Именно там, под одеялом, при свете фонарика, он писал свои первые рассказы.

Сэлинджер редактировал журнал школы и написал ее гимн, который исполняется ежегодно до сих пор.

В 1942 году его призывают в армию, и в 1944 году он участвует в высадке союзных войск в Нормандии.

Военный опыт обогатил писателя темами и героями его будущих произведений.

Сэлинджер не прячет нормальные человеческие чувства – страх, страдания. Напряженный эмоциональный фон в рассказе «Посвящается Эсме» оттеняет то, что происходит на войне – связь любви и страдания. Дети у Сэлинджера умные, наблюдательные и порой более проницательные чем взрослые. Так, Эсме говорит сержанту Иксу: «You seem quite intelligent for an American». Девочка была невысокого мнения об американцах, подтвердив свое мнение несколькими эпизодами.

После войны Сэлинджер стремится к спокойной атмосфере, снимает жилье и живет в уединении.

Роман «Над пропастью по ржи» (1951) принес шумный успех и материальную независимость. Он покупает большой участок, строит дом, ведет хозяйство и работает над циклом о семье Гласов, где 7 детей.

В 1955 году он женится на Клэр Дуглас, но уединение продолжается. Его называют «Грета Гарбо р литературе». Его жизнь обрастает легендами, но он живет с женой и детьми, пока они не выросли, а потом один.

Пишет он много, но после романа, повестей и 9 рассказов, ничего не публиковал. Журналистов не пускал, адрес скрывал.

Сэлинджер не любит говорить о своем творчестве, но не скрывает своих любимых писателей: Кафка, Пруст, Флобер, Толстой, Чехов, Достоевский, Китс, Рембо и др. Современников не называл никогда.

Роман «Над пропастью по ржи» рассматривается на семинаре. Могу лишь сказать, что откровенный язык тинейджера завораживает миллионы читателей и по сей день, через полвека после публикации.

Гласы – герои рассказов и небольших повестей «Фрэнни» (1961), «Зуи» (1961), «Выше стропила, плотники» (1963) – люди особые, высоко духовные, которым чуждо мещанство, меркантилизм. Они способны сострадать. Главная фигура среди них – Симор, проводник идей добра и красоты. Неудивительно, что, попав в мещанский мирок своей жены Мюриэль, он не видел для себя выхода иного, чем самоубийство. Трагическому концу предшествовал трогательный разговор Симора с маленькой девочкой Сибиллой в рассказе «Хорошо ловится рыбка-бананка». Из подтекста из разговора ясно, что герой переживает глубокий душевный кризис, который и привел его к самоубийству.

Предыстория трагедии героя рассказана в произведении «Выше стропила, плотники», где сталкиваются два мира: высоко-духовный Симора и мещанско-прагматичный семьи Мюриэль. Представления о браке у них диаметрально противоположны.

Проблема подростков, детей до сих пор актуальна, поэтому 9 рассказов и сегодня звучат, будто только что написаны.

В рассказе «Лапа–растяпа» несмотря на материальное благополучие и мать, и ее маленькая дочка одиноки. Только девочка выдумывает себе друга и спасается от одиночества, а мать топит тоску в вине.

Успех рассказов зиждется на двух принципах:

1. Он описывает детей с их точки зрения, а не с точки зрения взрослых.

2. Его интересуют дети необычные.

Многие писатели подчеркивают как раз детскость, инфантильность. Сэлинджер же делает противоположное: он рисует детей мудрыми, зрелыми в суждениях. Его подростки говорят на своем языке, характерном для их возраста. И все еже они ищут пути во взрослый мир. Таков и герой «Над пропастью во ржи».

У Сэлинджера свой «фирменный» стиль, который ни с кем не спутаешь. Это и есть свойство выдающегося писателя.

Еще одним культовым писателем был Джон Апдайк (1932–2009). Он вырос на ферме в штате Пенсильвания, где жили его родители, дедушка и бабушка. Именно дедушке он обязан своим интересом к журналистике. Он закончил Гарвардский университет и художественную школу в Англии и считался одним из самых образованных писателей США. Джон Апдайк работал обозревателем в журнале «Нью-Йоркер», известном своими именитыми авторами.

В 1959 году вышел его первый роман «Ярмарка в богадельне». Обычно молодые писатели начинали или с поэзии или с воспоминаний о детстве, а тут старики.

Хотя описываемый день был праздничным – ежегодная ярмарка, с гостями, родственниками, оркестром, но обитатели богадельни все равно несчастны, каждый по-своему. У одних вообще нет родных, а других жестокие родственники просто выбросили как ненужный хлам, в богадельню. Вроде бы и одеты, и сыты, а на сердце больно у этих больных одиноких людей, ожидающих смерть.

Второй роман «Кролик, беги!» (1960) посвящен метаниям молодого человека, которому все не в радость: служба нужная, жена – алкоголичка. Гарри Энгстром пытается убежать от своей жизни, но бесполезно. Узнав о рождении дочки, возвращается, но и ребенок не спасает – жена пьет и в пьяном состоянии топит девочку в ванной. Он опять бежит, но от себя не убежишь.

Главный роман «Кентавр» (1963) – произведение сложное по композиции и языку. Он рассматривается на семинаре, но требует внимательного чтения и знания мифологии.

В 1965 году Апдайк публикует повесть «Ферма». Воспоминания своего детства помогают ему воспроизвести дух американского фермерства и значение обладания землей, домом, домашними животными. Ферму невозможно просто так продать, это главная часть жизни человека, родившегося там.

Конфликт менталитета городского человека, а это жена Джо Робинсона, который вместе с ней и пасынком приехали на ферму навестить мать Джо. Конечно жена Джо мечтает о продаже фермы, а вот ее сын прикипел к ней, к чистому воздуху, гармонии природы. Мальчик будто впитал дух фермы.

В 1971 году Апдайк продолжил цикл о Гарри Энгстроме и написал роман «Кролик возвращается», а в 1981 году «Кролик разбогател». Однако несмотря на изменения в своей жизни, Гарри счастливым не стал. Завершает цикл «Кролик на отдыхе» (1990).

Другие произведения Апдайка «Супружеские пары» (1968), «Давайте поженимся» (1976) менее удачные как в художественном отношении, так и в построении сюжета. Но это не умаляет значение творчества этого очень талантливого писателя.

3. За последние десятилетия в литературе США появилось великое множество интересных писателей, отразивших самые разные стороны американской жизни.

Общеизвестно, что в Америке много национальных меньшинств. Они тоже дали целый ряд талантливых писателей. К примеру, еврейская диаспора нашла своего летописца в лице Нобелевского лауреата 1976 года Сола Беллоу. Славу ему принес роман «Приключения Огги Марча» (1953) о жизни еврейских иммигрантов в 30е годы. Герой находится в постоянном противостоянии с миром денег. Он их боится. Он даже отказывается от богатства, когда оно идет к нему в руки. Огги важнее человечность, порядочность, попытки жить по-другому.

Другой известный роман «Херзог» (1964) об отчуждении, одиночестве и душевном смятении профессора литературы Мозеса Херзога. Он очень странный человек, он пишет бесконечные письма, в которых он самовыражается. Это своего рода энциклопедия мысли, хотя наряду с возвышенным есть и комическое.

Автор сам глубоко разочаровался в возможности сделать людей счастливыми.

К еврейской диаспоре также принадлежат и Филипп Рот, и Бернард Маламуд.

Негритянская литература представлена великолепным писателем Джеймсом Болдуином. Он прославился книгами «Иди и вещай с горы» (1953), «Другая страна» (1962), «Если бы Бийл-стрит могла заговорить» (1973).

В 1993 году темнокожая писательница Тони Моррисон получила Нобелевскую премию за роман «Песнь Соломона». Роман переведен на много языков, в том числе и на русский.

Из других писателей следует назвать Юдару Уэлти и ее роман «Дочь оптимиста», Кэрол Оутс и роман «Сад радостей земных», Джона Чивера как блестящего новеллиста.

Сегодня наиболее популярны Джон Гришем, Майкл Крайтон, Донна Леон и другие.

В качестве самостоятельной работы рекомендую использовать разные источники – Интернет, журнал «Иностранная литература», отдельные публикации, чтобы познакомиться с современной американской литературой XXI века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: