ТЕМА 1: СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1. Сущность и значение планирования. Содержание плановой деятельности.
2. Методология и принципы планирования.
3. Классификация планов хозяйствующих субъектов.
4. Факторы, определяющие эффективность планирования.
1.
Планирование является одной из важнейших функций управленческого процесса, целью которой является упорядочение любой деятельности и повышение её эффективности. Оно представляет собой процесс принятия решений о способах их достижения. Конечным продуктом плановой деятельности и одновременно её инструментом является план, который представляет собой заранее обоснованную систему мероприятий по реализации какого-либо замысла, достижения определённой цели.
Несмотря на то, что в рыночных условиях основная тяжесть планирования ложится непосредственно на субъекты хозяйствования, роль государственного планирования по-прежнему остаётся весьма значительной. Это объясняется тем, что рыночное саморегулирование способно разрешить далеко не все проблемы в экономической сфере, особенно в решении задач социального, научно-технического и государственного развития.
|
|
Роль планирования в управлении социально-экономическими процессами любого уровня очень велика. Использование планов даёт целый ряд преимуществ:
– проясняются причины возникающих проблем и перспективы деятельности;
– появляется возможность использовать потенциал и предотвращать угрозы;
– деятельность объекта планирования упорядочивается;
– улучшается координация взаимосвязанных структур управления;
– увеличиваются возможности информационного обеспечения;
– рационально используются экономические ресурсы;
– повышается качество управленческого контроля.
Одновременно практика показывает, что подавляющее большинство неудач и крахов, как в государственном управлении, так и в предпринимательской деятельности, связаны в первую очередь с отрицанием необходимости плановой деятельности или с низким качеством планов.
Необходимо различать категории «планирование» и «плановая деятельность», последняя – это более широкое понятие, которое подразумевает несколько логически взаимосвязанных процессов (или этапов):
1. Анализ, который необходим для выявления закономерностей и проблем на основе изучения прошлого опыта, поиска резервов и преимуществ.
2. Прогнозирование – т.е. научное предвидение будущего, основанное на использовании выявленных в ходе анализа закономерностей, а также предсказаниях и предчувствиях. Целью прогнозирования является описание возможных картин будущего на основе правдоподобных предположений. Данные, полученные в ходе прогнозирования, являются основой для принятия плановых решений.
|
|
3. Непосредственно планирование.
4. Реализация планов и контроль за ходом их выполнения, данные которого служат для корректировки планов и анализа.
Таким образом, плановый процесс носит циклический характер, поскольку он периодически повторяется.
2.
Методология планирования представляет собой совокупность научно-обоснованных методов, принципов и логических начал обоснования плановых решений.
Методика планирования – более узкое понятие, это всего лишь составная часть методологии, которая представляет собой совокупность приёмов и правил, применяемых при разработке конкретных видов программ и планов.
Метод – это прием (способ) или их комбинация обоснования планового показателя.
Научную основу методологии планирования составляют объективные законы и закономерности общественного и экономического развития. Именно на них в первую очередь строятся принципы планирования. Среди этих законов важное значение для обоснования методологии планирования имеют законы диалектики (отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей). Для экономического планирования, помимо диалектических законов, необходимо чётко представлять себе характер действия объективных экономических законов, то есть законов, действующих независимо от воли людей, вступающих в экономические отношения (закон стоимости, законы спроса и предложения).
Под методологическими принципами планирования понимаются следующие основополагающие правила, которыми необходимо руководствоваться в процессе принятия плановых решений:
1. Принцип научной обоснованности предполагает разработку планов на научной основе с учетом экономических законов и закономерностей развития производства, достижений науки и передового практического опыта.
2. Принцип системности (системного комплексного подхода) заключается в том, что при обосновании отдельного показателя плана необходимо максимально учесть всю совокупность экономических и социальных факторов, которые могут оказывать влияние на возможную величину этого показателя.
3. Принцип единства предполагает создание системы взаимосвязанных и согласованных программ и планов на всех уровнях планирования. Единство в планировании достигается путем координации и интеграции планов различных уровней и сроков реализации. Координация – это взаимная увязка планов на горизонтальном уровне (например, согласование планов предприятий между собой). Интеграция – это согласование планов разных уровней (предприятия и подразделений, объединения и отдельного предприятия в его составе, региона и района и т.д.).
4. Принцип участия (партисипативность) означает включение в плановую деятельность максимального возможного количества заинтересованных лиц, в соответствии с компетенцией каждого, с целью взаимной увязки интересов носителей идеи планирования и её исполнителей.
5. Принцип непрерывности предполагает регулярную сменяемость планов и постоянство в планировании, которое выражается в непрерывном отслеживании изменений в окружающей среде и корректировке планов в соответствии со сложившейся ситуацией.
6. Принцип гибкости означает придание планам и программам способности изменяться в связи с возникновением экстремальных ситуаций, вызывающий угрозу срыва выполнения плана, или наоборот, предоставляющих дополнительные возможности. На практике реализация принципа гибкости предполагает создание в планах резервов (запасов ресурсов) и использование инструментов снижения возможных рисков (страхование, хеджирование и т.д.). Объемы резервов необходимо увязывать со степенью риска возникновения неблагоприятных событий.
|
|
7. Принцип точности предполагает предельную степень конкретизации показателей (она зависит от степени неопределённости будущего и периода планирования).
8. Принцип вариантности заключается в необходимости разработки нескольких вариантов плана в связи с недостаточной определенностью ситуации в будущем. Как правило, разрабатывают оптимистический и пессимистический варианты плана, иногда бывает и третий, промежуточный вариант.
9. Принцип напряженности предполагает максимальную степень использования ресурсов в ходе реализации планов (например, интенсивное использование рабочего времени и возможностей работников).
10. Принцип реальности (выполнимость) означает учёт действительных условий реализации планов, установление выполнимых показателей.
3.
На уровне хозяйствующих субъектов – предприятий и учреждений – планы являются основным инструментом планирования. Подавляющее большинство планов такого уровня носит директивный (то есть обязательный для исполнения) характер. Как правило, планы предприятий более глубоко обоснованы по сравнению с государственными программами, так как степень неопределенности на микроуровне ниже, по сравнению с региональным, отраслевым и макроэкономическим уровнями.
Известны различные виды планов. В зависимости от классификационного признака их можно сгруппировать следующим образом:
1. По уровню управления: 1.1 корпоративные; 1.2 отдельных предприятий; 1.3 подразделений и отделов предприятия; 1.4 производственных участков, звеньев, групп исполнителей;
2. По временному признаку: 2.1 Долгосрочные (перспективные) (от 5 до 10-15 лет). 2.2 среднесрочные (до 5 лет). 2.3 годовые. 2.4 оперативные (на квартал, месяц и т.д.).
3. По типу (содержанию плановых решений):
3.1 стратегические (цель – обеспечить долгосрочное выживание и развитие предприятия на основе адаптации к деловой среде с учётом её прогнозируемых изменений);
3.2 тактические (цель – создать условия для реализации стратегии в среднесрочной и краткосрочной перспективе);
|
|
3.3 оперативно-календарные (цель - обеспечить ежедневную стабильную работу предприятия по реализации тактических планов).
4. По объекту (сфере планирования): 4.1 производственные; 4.2 маркетинговые; 4.3 финансовые; 4.4 планы материального снабжения и запасов; 4.5 кадровые (трудовые); 4.6 инновационные; 4.7 инвестиционные; 4.8 бизнес-планы; 4.9 планы социального развития.
4.
Всегда следует помнить о том, что возможности планирования небезграничны. Помимо того, что для реализации планов необходимо гибкое и энергичное руководство, есть целый ряд факторов, которые снижают эффективность планирования. Эти факторы делятся на объективные и субъективные.
К объективным пределам планирования относятся:
1. Неопределенность рыночной среды. План может быть настолько точным, насколько известны условия деятельности в будущем. Но так как рыночная среда включает миллионы независимых субъектов хозяйствования и потребителей, в точности предсказать ее состояние вряд ли возможно. А так как информация о неконтролируемой среде не будет исключительно точной, то и решения, принимаемые на основе неполной информации, не могут быть абсолютно верными.
2. Издержки планирования. Планирование требует затрат на научные исследования, на привлечение экспертов, на организацию и работу плановых служб, что не всем по карману.
3. Необходимость сочетания формального планирования с интуитивными методами принятия решений.
4.Специфика российского рынка – высокая степень неопределённости внешней среды, низкий уровень накоплений, затрудняющий инвестиционную деятельность, отсутствие чётких юридических и особенно этических норм, регулирующих поведение предприятий.
К субъективным пределам планирования относятся:
1. Приоритет краткосрочных целей над долгосрочными, когда деятельность сосредоточена на решении текущих проблем в ущерб долгосрочным целям.
2. Слабые навыки управленцев в планировании, привычка действовать лишь на основе своей интуиции.
3. Недостаток практического опыта у разработчиков планов и программ, слабое знание реальных социально-экономических проблем.
ТЕМА 2: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Балансовый метод планирования. Виды плановых балансов.
Балансовый метод. Суть его заключается в установлении оптимальных пропорций между двумя частями экономической балансовой таблицы: источниками ресурсов и потребностью в них. В зависимости от типа устанавливаемых пропорций выделяют три основных вида экономических балансов:
1. Материальные балансы, в которых устанавливаются материальные пропорции, и учет ресурсов и продукции осуществляется в натуральном выражении (физических единицах). Они делятся на балансы продукции и ресурсные балансы. Примерами последних являются баланс земельных угодий (га), кормов (т, т к.ед.), баланс энергетических мощностей (кВт, л.с.), нефтепродуктов, электроэнергии и т.д.
2. Трудовые балансы, где устанавливаются трудовые пропорции в целях планирования использования трудовых ресурсов, рабочей силы, рабочего времени. Измерение ведётся в чел., человеко-днях, человеко-часах.
3. Стоимостные балансы - измерение осуществляется в денежных единицах, чтобы обеспечить сопоставимость разнородных видов ресурсов и продукции в единой стоимостной оценке. Самый распространенный вид такого баланса бюджет (план доходов и расходов).
Кроме того, в зависимости от степени оптимальности установленных пропорций балансы можно разделить на:
1. Прогнозные (предварительные, оценочные) – их составляют для выявления возможных диспропорций между ресурсами и их источниками.
2. Плановые (окончательные) – в них установленные пропорции являются оптимальными.
2. Нормативный метод планирования. Плановые нормы и нормативы.
Нормативный метод основан на использовании нормативной базы планирования, которая представляет собой совокупность прогрессивных научно-обоснованных норм и нормативов.
Норма представляет собой научно обоснованную величину расхода ресурсов (выхода продукции) в конкретных производственных условиях.
Норматив – научно обоснованная величина расхода ресурсов или выхода продукции в наилучших (эталонных) условиях, то есть при передовых технологиях производства, рациональной организации производства и труда, высокой квалификации кадров – другими словами – в условиях лучших, наиболее конкурентоспособных предприятий отрасли. Нормативы являются ориентирами при планировании и организации экономической деятельности.
В зависимости от масштаба применения выделяются нормативы макроэкономические, отраслевые и локальные.
По своим функциям нормы и нормативы делятся на экономические, финансовые, технические, социальные, экологические.
По видам используемых ресурсов нормы и нормативы подразделяют на материальные и трудовые. К материальным нормативам относятся нормы расхода кормов, внесения удобрений, расхода ГСМ, производительность оборудования, межремонтные сроки и т.д. К трудовым нормативам относятся нормы выработки, времени, обслуживания, нагрузки, управляемости и др.
По стадиям производства выделяют нормативы текущих, технологических, производственных и транспортных запасов сырья и материалов, а также незавершенного производства, полуфабрикатов и готовой продукции, уровень и динамика которых характеризуют процесс превращения материальных ресурсов в конечную продукцию, работы и услуги.
По времени действия нормы и нормативы подразделяют на перспективные, годовые и оперативные, условно постоянные и временные, сезонные и разовые. Все плановые нормативы используют на соответствующих этапах планирования на предприятии. В связи с этим они имеют различную степень точности и соответственно уровень обоснования плановых решений. Наиболее обоснованные – оперативные и текущие, наименее обоснованные – перспективные нормативы. Однако вся нормативная база должна быть научно обоснованной и прогрессивной.
По методам разработки нормы и нормативы относят к научно обоснованным, расчетно-аналитическим, экспериментальным, исследовательским, статистическим и др.
По форме выражения различают табличные, графические и аналитические нормы и нормативы: табличные и графические применяют обычно при вычислении расчетно-аналитических и других норм ручным способом; аналитические выражают, как правило, в виде зависимостей и применяют при установлении норм и нормативов с учетом компьютерных технологий.
По степени детализации нормы и нормативы подразделяются на индивидуальные и групповые, дифференцированные и укрупненные, частные и общие и др.
По численным значениям нормы и нормативы могут быть оптимальные, допустимые, максимальные, минимальные, средние.
По целевому назначению нормы и нормативы бывают расходные и технические, оценочные и технико-экономические, оперативно-производственные и календарно-плановые и т. д.
Часть нормативов, особенно в финансовой, социальной и технической сферах устанавливается государством. Многие такие нормативы (в первую очередь финансовые) носят обязательный характер (ставки налогов, сроки их уплаты), остальные - рекомендательный.
Рассмотренная классификация позволяет все многообразие норм и нормативов объединить в систему, обеспечивающую правильное определение видов и объемов производимой продукции, расходов и доходов предприятия.
Нормы и нормативы образуют систему плановых экономических и финансовых показателей и составляют нормативную базу для планирования, классифицируемую по различным признакам.
В настоящее время препятствием для использования данного метода планирования в практической деятельности служит неудовлетворительное состояние нормативной базы. Во-первых, нормативы потребности в ресурсах разработаны для крупных регионов и их использование на предприятии может привести к необоснованным решениям в связи с различными природно-экономическими условиями каждого предприятия. Во-вторых, в связи с сильной зависимостью нормативов от затрат на энергоносители и роста цен на них они не могут быть использованы в перспективе.
Требования к нормативной базе постоянно возрастают, поскольку без создания надлежащих экономических условий для научного соизмерения затрат и ресурсов предприятие не может получать высокие доходы. Нормы и нормативы должны быть реальными и стабильными, объективными и динамичными, едиными и равно напряженными, а также доступными и удобными для расчетов. От содержания и целевого назначения норм и нормативов, их обоснованности и степени взаимной увязки во многом зависят не только уровень и достоверность самого процесса планирования на предприятии, но и достигаемые при этом как промежуточные, так и конечные результаты.
3. Программно-целевой метод планирования, расчетно-конструктивный
и экономико-математический методы планирования.
Программно-целевой метод основан на выработке целей социально-экономического развития для различных объектов (регионов, отраслей) и разработке нескольких вариантов программных мероприятий для реализации этих целей. Данный метод является основой государственного индикативного планирования и используется для решения важнейших государственных проблем. При решении таких проблем часто приходится иметь дело с несколькими взаимосвязанными целями, поэтому важно правильно выстроить их иерархию и последовательность достижения.
Расчетно-конструктивный (вариантный) метод заключается в обосновании параметров развития объектов планирования в нескольких вариантах, с целью выбора из них оптимального.
Экономико-математическое моделирование использует математические модели для оптимизации параметров плана. Для использования экономико-математических методов в планировании необходимо экономический объект или процесс записать с помощью математических зависимостей (уравнений, неравенств и т.п.). Этот процесс называется составлением модели.
Математическая модель – это система выражений, описывающих характеристики объекта моделирования и взаимосвязи между ними. Процесс моделирования заключается в построении моделей, которые облегчают изучение свойств планируемых процессов и объектов.
Моделирование является логико-математическим отображением структуры и процесса функционирования планируемого объекта с целью проведения с помощью данной модели эксперимента. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога изучаемых объектов, в котором отражены все их важнейшие с точки зрения цели исследования свойства и опущены второстепенные, малосущественные черты.
По форме представления модели могут подразделяться на:
• графические, представляющие собой графическую имитацию планируемого объекта или процесса; числовые, записанные в виде формул; логические, записанные в виде логических выражений, например блок-схем; табличные, записанные в виде таблиц, например бухгалтерский баланс. С точки зрения отражения временных интервалов модели могут делиться на:
• динамические, отражающие свойства объекта планирования изменять свои параметры во времени; статистические, не отражающие вышеуказанные свойства. Во внутрифирменном планировании наиболее широкое применение нашли следующие экономико-математические методы: теории вероятности и математической статистики; математического программирования; имитации; оценки и пересмотра планов (ПЕРТ).
К методам теории вероятности и мат. статистики относятся модели, основанные на использовании теорий: анализа корреляций и регрессий; дисперсионного анализа; массового обслуживания; теория игр; статистических решений; расписаний; запасов; информации; надежности.
Применительно к планированию методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и действий и к выбору из возможных направлений действий самого предпочтительного, исходя из наибольшей величины математического ожидания (абсолютной величины этого исхода, умноженной на вероятность его наступления). Применение этих методов позволяет плановикам с большей уверенностью принимать решения на основе «приблизительных» оценок традиционными методами. Поэтому методы теории вероятности, как правило, применяются в комплексе с традиционными методами планирования.
Методы математического программирования позволяют выбрать совокупность чисел, являющихся переменными в уравнениях и обеспечивающих экстремум некоторой функции при ограничениях, определяемых условиями работы планируемого объекта.
4. Сетевой метод планирования
Сетевой метод – это одно из направлений графического отображения работ, с помощью данного метода оптимизируются производственные процессы на предприятии через затраты труда либо через денежные затраты. В основе этого метода лежит сетевая модель (сетевой график). При составлении этих графиков исходят из трех основных категорий: работа, событие, путь.
Работа – это любой трудовой процесс, либо действие сопровождающееся затратами времени, либо денежными ресурсами. В понятие работы при составлении сетевых графиков входит также ожидание, т.е. то, на что не требуется затрачивать ни труда ни ресурсов. Под работой подразумевается также и простая зависимость между какими-то результатами работ, такая работа, которая не требует затрат времени, но она указывает, что возможность начала первой работы непосредственно зависит от результатов другой. Продолжит работы измеряется в единицах времени, либо в затратах других ресурсов и в сетевом графике работа отображается в виде горизонтальной стрелки, если работа фиктивная, то стрелка прерывистая.
Событие -это итог либо иного процесса, результат выполнения какой-то работы. Событие в отличие от работы не является процессом, т.е. это уже совершившийся факт. Оно не имеет длительности и не сопровождается никакими затратами. События на сетевом графике изображаются кружками. Любая работа на сетевом графике соединяет только два события. Событие, на котором начинается работа, называется начальным, событие которому предшествует работа (которое на конце стрелки) называется конечное. Событие, от которого начинается весь сетевой график, называется исходным. Событие, которое не имеет последующей работы и отражает конечную цель данного графика, называется завершающим.
Путь -это непрерывная последовательность работ от исходного события до завершающего. Длина пути определяется суммой затрат ресурсов лежащих на пути работ. В результате составления и анализа сетевых графиков выявляется такой путь в производственном процессе, в котором суммарно затраты будут максимальны. Такой путь называться критическим и на предприятии этот путь пытаются обходить, так как на нем получаются максимальные затраты. Этот путь на графике чертится «жирной линией». При построении сетевых графиков используется три разновидности:
1. Сети с ориентацией на работы, в которых над стрелками проставляются наименования работ, событиям присваивается номер и отдельным листом идет расшифровка этих номеров.
2. Сети с ориентацией на события, в таких сетях на графиках проставляются не наименования работ, а наименования событий, а стрелки указывают только связь между ними.
3. Совместная ориентация расписывается и названием работ и названием событий. При построении сетевых графиков нужно придерживаться следующих правил: чертится слева на право; больший порядков номер событий при построен графиков первой разновидности отображается правее предыдущего; графики должны быть понятны каждому работнику; все события кроме завершающего должны иметь последующую работу. В сети не должно быть события, кроме исходного, в которое не входила бы ни одна работа; один и тот же номер события в графиках первой разновидности не может быть использован дважды; в сетевом графике ни один путь не должен проходить дважды через одно и то же событие, если такие пути обнаружены, то график разработан не правильно.
Метод SWOT- анализ
Для разработки стратегии развития предприятия необходимо провести оценку его внешней и внутренней среды. Наиболее часто для этого применяется SWOT – анализ. Применяемый метод SWOT – анализа является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT - анализ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей.
После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Строится матрица SWOT – анализа. Проводят бальную оценку сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Баллы суммируются и выявляется поле, в которое попадает организация: СИВ, СИУ, СЛВ, СЛУ.
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1. Организация подготовительной работы к планированию
Подготовка к процессу планирования, как правило, возлагается на планово-экономическую службу предприятия. Руководителем и организатором экономической службы на предприятии АПК обычно выступает главный экономист или начальник планового отдела, а на крупных предприятиях, объединениях им может быть вице-президент по экономике и финансам.
Организация подготовительной работы к планированию должна включать глубокий анализ хозяйственной деятельности предприятия за предшествующий период. В результате чего вскрываются неиспользованные резервы на предприятии, оценивается достигнутый уровень производства, намечаются направления по совершенствованию организации производства в плановый период, подготавливается исходная информация и обосновываются нормы и нормативы.
Кроме того, в процессе подготовительной работы к планированию изучается внешняя информация, то есть предприятие должно собрать информацию о предстоящих индексах – дефляторах роста цен на материально-технические ресурсы, публикуемые Министерством экономического развития РФ; возможных прогнозируемых ценах на свою продукцию; изменениях по ставкам и видам налогов на предстоящий период; процентным ставкам по кредитам; предполагаемым бюджетным субсидиям), другие экономические нормативы, исходящие свыше.
К подготовительной плановой работе можно отнести и разработку или уточнение технологических карт на предстоящий период, норм и нормативов, разрабатываемых для внутрихозяйственного использования. Важным моментом подготовительной работы является также заключение или предварительная договоренность о заключении договоров на реализацию своей продукции по приемлемым ценам.
Перед началом разработки любого вида планов по предприятию в целом целесообразно создать комиссию во главе с руководителем предприятия. Комиссия по планированию на сельскохозяйственных предприятиях может включать в себя следующие рабочие группы: по растениеводству, животноводству, механизации и электрификации и т.д.. На предприятиях других сфер АПК наименования комиссий будут зависеть от специализации цехов, участков, других производственных подразделений.
Ведущую роль в организации планирования играет группа по экономическим вопросам, которую возглавляет главный экономист или заместитель руководителя предприятия по экономике и финансам. В ее состав обязательно входят руководители других групп, работники экономической и бухгалтерской служб. Эта группа организует всю работу по планированию и проводит взаимную увязку между частями и отдельными элементами плана. На данном этапе подготовительной работы, в конечном счете, определяются реальные задачи, выявляются ресурсы необходимых средств производства, определяются его основные параметры, исходя из которых приступают кпланированию.
2. Исследование условий и факторов при разработке планов
При разработке планов необходимо проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия.
К внутренней среде относятся следующие элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура.
К внешней среде предприятия относится:
1) трудовые ресурсы – они включают тех участников рынка, с которыми у предприятия есть прямые отношения и которые оказывают непосредственное воздействие на функционирование предприятия;
2) общая среда предприятия – состоит из элементов, которые не связаны с предприятием на прямую, однако оказывают на него влияние при формировании общего окружения деятельности. В общую среду входят 4 группы факторов:
- экономические: темпы инфляции, международный платёжный баланс, бюджет страны, уровень занятости и безработицы;
- политические: местное, региональное, государственное и международное законодательство;
- технологические: инновации;
- социальные: меняющиеся отношения в обществе, культура и нравы, возникновение движения в защиту экологии, прав потребителя и т. д.
3. Процесс планирования
Планирование как важнейшая функция управления выступает в форме творческой деятельности людей. По существу это непрерывный творческий процесс. По обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере предпринимательства.
При организации разработки плана предварительно определяют:
- объект планирования – предприятие в, целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности; определение общих целей, потенциала, программ и действий;
- разработчиков плана – ответственные работники предприятия, специализированные функциональные службы, внешние консультанты и т.д.;
- средства планирования – калькуляторы, компьютерная техника и ее программное обеспечение;
- порядок составления планов – одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование частных планов и их объединение в общий сводный план;
- методы планирования – обычные традиционные приемы и методы и современные компьютерные специальные программы.
Любая деятельность, связанная с планированием, включает в себя несколько основных этапов:
1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов (перспективных, текущих, оперативных).
2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели работы организации.
3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показа телями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Это этап слежения за результатами деятельности, сравнения плана с реальными достижениями на протяжении определенного периода времени для выработки корректирующих действий.
В целом по предприятию процесс планово-прогнозной деятельности организации включает в себя следующие последовательные шаги:
Первый шаг. Определение глобальной цели, или миссии, предприятия, под которой понимают четко выраженную причину существования предприятия, определяющую его статус и обеспечивающую основные ориентиры для постановки целей на разных организационных уровнях.
Второй шаг. Предприятие устанавливает цели и предстоящие задачи деятельности.
Третий шаг. Оценка и анализ внешней и внутренней среды предприятия. Внешняя среда анализируется с точки зрения возможностей и угроз тех элементов среды, которые действительно имеют значение для организации. Анализ внутренних проблем предприятия представляет собой выявление его сильных и слабых сторон. При этом важно подвергнуть анализу циклы деловой активности предприятия, изменения конъюнктуры рынка, наличие рабочей силы, источники материальных и финансовых ресурсов и другие факторы.
Четвертый шаг. Стратегический анализ. На основе установленной цели предприятия, анализа внешней и внутренней среды его формируются различные варианты стратегии.
Пятый шаг. Производится выбор одной из альтернативных стратегий, на базе которой осуществляется разработка стратегического плана деятельности предприятия.
Шестой шаг. Среднесрочное планирование. На базе стратегического плана готовятся среднесрочные планы и программы.
Седьмой шаг. На основе среднесрочных планов разрабатываются годичные и оперативные планы. Процесс планирования, в котором на предприятии участвует множество лиц, осуществляется, как правило, комбинированно «сверху вниз или снизу вверх». Представители разных уровней управления должны согласовать свои цели и представления о путях их достижения в ходе многократно повторяющихся совещаний, на основе которых формируется и утверждается план.
ТЕМА 4. СИСТЕМА ПЛАНОВ В ПЛАНИРОВАНИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК
Результатом процесса планирования является система планов. План – это предвидимая и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально экономического развития предприятия и всех его подразделений.
1. Стратегические планы – долговременный, охватывающий 3-10 летний период документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и стратегии их достижения с учётом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.
2. Текущие планы – в данных документах, разрабатываемых на годичный период, указываются все направления деятельности предприятия и работа всех функциональных подразделений. Планы имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям предприятия, совокупность которых находит своё отражение в сводном плане предприятия.
3. Оперативные планы – детальные планы, посвящённые решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочный период. Они имеют узкую направленность, высокую степень детализации. Срок их действия от 1 дня до полугода.
4. Бизнес-планы – инвестиционные планы, рассчитанные на срок от 3 до 5 лет, которые направлены на создание новых производственных мощностей и (или) выхода на рынок. Данные планы характеризуют целесообразность той или иной предпринимательской идеи на предприятии.
5. Другие виды планов.
ТЕМА 5. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
1. Сущность и функции стратегического планирования.