Содержание разделов БП

Титульный лист и оглавление. Титульный лист имеет следующее содержание: заголовок плана; дата его подготовки; кто подготовил план, полное имя и адрес фирмы, а также имя предпринимателя и его домашний телефон; для кого подготовлен план; иногда рекомендуют включить в титульный лист за­явление о том, что содержащиеся в документе сведе­ния не подлежат разглашению, — так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

Оглавление – это наиболее читаемая часть бизнес-плана после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необ­ходимо выделить подзаголовки наиболее значимых пара­графов плана. Резюме. Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель. Структура резюме должна состоять из трех частей: введение включает цели плана, коротко выражен­ную суть проекта; основное содержание, сжатое описание всех ключе­вых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проек­та, источники финансирования и т. д.; заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основ­ных способов действий предпринимателя. Для составления резюме чрезвычайно важно правиль­ное представление о его содержании. Резюме должно быть кратким, обычно на 3-4 страницы, но лучше, если резю­ме поместится на одной странице. Резюме — это ключе­вая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. История бизнеса. Этот раздел составляется в том случае, если предпри­ятие уже существует и прошел определенный путь раз­вития. Информация данного раздела в основном пред­назначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, кото­рых фирма достигла в прошлом, достижения работни­ков фирмы. Раздел должен рассказать о том, когда бизнес был ос­нован, каковы основные этапы его развития, какие продукты (услуги) были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как рас­пределены основные роли в фирме.

Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. Лучше если это будет сделано в количественных показателях. Характеристика предприятия в базовом и планируемом периоде. Общие сведения о предприятии приводятся в его визит­ной карточке. Они содержат следующие данные: название предприятия; юридический адрес, телефон, факс; даты со­здания и расширения предприятия; статус и ИНН пред­приятия; структура капитала предприятия; номера рас­четного и корреспондентского счетов и реквизиты банка, в котором они открыты; состав руководства предприятия; данные об образовании и квалификации основных специа­листов и менеджеров; организационная структура пред­приятия.

В данном разделе необходимо представить структуру производства и стоимость реализации товарной продук­ции за последние 3-5 лет. На планируемый период долж­ны быть приведены данные расчета об объемах и стоимос­ти реализации товарной продукции в целом и с разбивкой по каналам реализации. Описание продуктов/услуг. И сам предприниматель, и его инвесторы должны точ­но знать, какие продукты и услуги планируется предла­гать рынку. То есть бизнес-план должен включать деталь­ное описание будущего товара.

Вопросы, которые относятся к описанию товара (про­дукта/услуги), могут представлять собой следующий пере­чень.

1. Конкурентное описание товара и способов его приме­нения. При этом свойства товара должны быть сопряже­ны с потребностями его потенциальных покупателей.

2. Тенденции применения выбранного товара (будет ли с течением времени его потребление возрастать или умень­шаться, возможны ли новые способы его применения?). Каким фирма видит жизненный цикл своего товара?

3. Каков уровень защиты товара, то есть, располагает ли предприниматель патентом, авторскими правами, за­регистрированной товарной маркой и т.п.?

В описание товара, как уже подчеркивалось, должно входить не только перечисление химических, физических, механических и т.п. свойств — то есть собственно свойств товара, но и его дизайн, упаковка. Необходимо объяснить, почему покупатели выберут именно данный товар, а не продукт/услугу конкурентов (то есть, какие конкурент­ные преимущества применения имеет именно предлагае­мый товар?). Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Многие российские предприниматели склонны недооце­нивать опасности конкуренции. Однако даже если фирма – единственный производитель и продавец в отрасли, она не­минуемо сталкивается с конкурентными силами, ими могут быть новые (потенциальные) конкуренты, внедряющиеся в отрасль, конкуренция со стороны товаров-заменителей, по­ставщиков (продавцов), клиентов (покупателей).

Российским предпринимателям нельзя забывать о том, что одной из наиболее серьезных конкурентных сил на отечественном рынке являются иностранные компании, которые привлекают покупателя если не качеством, то доступными ценами и более броской упаковкой и дизай­ном товара. Следовательно, в конкурентной борьбе с ними отечественные предприятия должны прибегать не к домо­рощенным рецептам и отжившим представлениям, а к ап­робированным в международной практике конкурентным стратегиям, в том числе и в первую очередь к тем, кото­рые были предложены профессором Портером: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование.

В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стра­тегии и их конкретное применение.Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринима­телю нужно решить:

♦ Как лучше реализовать ее?

♦ Что нужно для реорганизации структуры предприя­тия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т.п.)?

♦ Какой должна стать финансовая структура, необхо­димая для осуществления стратегии?

♦ Нужно ли уходить с традиционного рынка (если речь идет о уже действующем предприятии)? Если тради­ционный рынок дополняется новым, то на каком из них нужно сфокусироваться? Анализ положения дел в отрасли и рынков сбыта. Описывая отрасль, важно показать абсолютные разме­ры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержен ли он цик­лическим и сезонным колебаниям и т.д. Необходимо опи­сать своих конкурентов; долю рынка, которую они захва­тили; сегменты, на которые ориентируются; учесть другие отраслевые факторы.

Важно сделать вывод об общей привлекательности рын­ка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продук­ции. Она должна быть выражена как в денежном, так и в показателях физических единиц. Задачей исследования и анализа рынка является подтверждение возможности сбы­та намечаемой к производству продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг в рамках проекта. С этой це­лью намечаются мероприятия по закреплению постоян­ных потребителей продукции и услуг и выявлению потен­циальных. План производства. Производственный план отражает производственный процесс и его сервисное обслуживание, в частности сторонними организациями с выделением их доли. Целесооб­разно дать оценку трудоемкости его этапов.

Если объектом бизнеса является продукция, то раздел начинается с описания производственного процесса. При этом необходимо отразить потребность в земельных участ­ках, отдельных производственных помещениях и их пло­щадях, а также производственную площадь хозяйства в целом. Необходимо указать потребность в дополнитель­ном технологическом оборудовании и технике, а также в оборотных средствах.

Если объектом бизнеса является предприятие или СХЦ, то раздел начинается с описания технологических переде­лов производства.

В разделе определяются состав производственногс пер­сонала, квалификационные требования к нему.

Помимо технического описания план производству дол­жен включать экономические расчеты издержек производ­ства. Кроме этого должны быть даны ответы на следую­щие вопросы:

1. Каковы основные методы производства и техноло­гии?

2. Какова общая структура производственного процес­са, операции по выпуску товара? Возможно л^ дос­тижение преимущества в операциях? Структур/ про­изводственного процесса лучше показать при помо­щи схемы производственных потоков.

3. Какое сырье и материалы необходимы? Кто основные поставщики фирмы? Указать их имена и адрес!.

4. Какие мощности необходимы для организации производства? План маркетинга. Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные пцги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана. План маркетинга — это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли. В этом разделе должна быть со­блюдена четкая ориентация на потребителя.

Если объектом бизнеса является предприятие или СХЦ, то рекомендуется разработать стратегию его развития. При этом разрабатывается план маркетинговых действий, вклю­чающий товарную, ценовую, сбытовую политику, сервис­ное обслуживание и др.

Мало просто произвести хороший продукт, предложить яркую техническую инновацию. Нужно также завоевать покупателей этого товара, привлечь к нему людей, кото­рые обладают способностью оплачивать покупки, то есть создать платежеспособный спрос на свой товар.

Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и давать ответ на следующие вопросы.

1. Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? На какой из сегментов рынка намере­но ориентироваться предприятие?

2. На какое место (долю) в данном сегменте рынка мо­жет претендовать бизнес? Определяя свою позицию на рынке, намерена ли фирма потеснить конкурен­тов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?

3. Какова основная методика расчета цены на товар фирмы? Какой чистый доход обеспечит фирме выб­ранный уровень цены? Предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей?

4. Какие каналы распространения товаров будет ис­пользовать фирма?

5. Какие меры предпримет фирма для эффективного продвижения своих товаров? Организационный план. Организационный план знакомит с формой собственно­сти, выбранной фирмой, вопросами руководства, распре­деления полномочий и ответственности, типом организа­ционной структуры фирмы.

Приводится организационная структура будущей орга­низации. Даются сведения о количестве персонала и рас­ширении штата, обучении подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров.

В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления организацией. Объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения обо всех членах совета директоров. Анализиру­ются знания и квалификация всей команды в целом.

В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкет­ные данные и характеристики приводятся в Приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки и мотива­ции ведущих руководителей. Финансовый план. Финансовый план является важнейшей составной ча­стью бизнес-плана. Основные показатели финансового пла­на: объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестои­мость и т.д. Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, план де­нежных поступлений и выплат, балансовый план на пер­вый год. При составлении финансового плана анализи­руется состояние потока реальных денег (потока налич­ности), устойчивость организации, источники и исполь­зование средств. В заключение определяется точка без­убыточности.

Вопросы об источниках финансирования могут иметь следующее содержание.

1. Предполагаемая система финансирования и ее ин­струменты: будут ли это банковские кредиты, век­селя, облигации, опционы, простые и привилегиро­ванные акции и т. д.

2. Величина процентов и основных выплат по долгу.

3. Гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений. Показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта, соотнесенные с соответству­ющими среднеотраслевыми показателями.

4. Список текущих кредиторов фирмы (если ози су­ществуют), суммы и сроки выплат по кредитам.

5. Налоговые преимущества, которые могут быть получе­ны при том или ином способе финансирования бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: