Основы прогнозирования численности, состава и структуры населения

Демографические прогнозы лежат в основе любого социального прогнозирования ипланирования. В самом деле, что бы мы ни планировали на перспективу: развитие производства конкретных товаров или услуг, социальной структуры общества, включая ее структуру по размерам и составу семей, любые социальные процессы — во всех случаях, очевидно, нам прежде всего нужно будет узнать число и состав будущих участников этих социальных процессов по полу и возрасту, поскольку эти «параметры» людей оказывают сильное влияние на характер и интенсивность их деятельности и, соответственно, на характер и интенсивность социальных процессов.

Демографический прогноз – это научно обоснованное предвидение основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации: численности, возрастно-половой и семейной структуры, рождаемости, смертности, миграции.

Обычно прогноз делается в трех вариантах, которые принято называть «нижним», «средним» и «верхним», причем «средний» вариант соответствует как бы наиболее вероятному ходу событий, а «нижний» и «верхний» задают внешние границы динамики демографических показателей.

Классификация демографических прогнозов.

1. По длине прогнозного горизонта:

– краткосрочные (5–10 лет);

– среднесрочные (25–30);

– долгосрочные (больше 30).

2. По целям прогнозирования.

– Аналитический прогноз. Целью аналитического прогноза является исследование современных тенденций воспроизводства населения путем оценки их возможного влияния на будущую численность и состав населения, а также на социально-экономическое развитие в целом.

Аналитический прогноз обычно выражается в виде оценки параметров будущей демографической ситуации, которая делается на основе предположения о неизменности режима воспроизводства населения или того или иного его изменения. Аналитический прогноз, как правило, является долгосрочным. При этом, будучи сам по себе мало реалистическим и маловероятным, аналитический прогноз как бы очерчивает возможные и не выходящие за пределы разумного рамки будущих изменений численности и структуры населения. – Прогноз-предостережение. Целью прогноза-предостережения является показ возможных неблагоприятных или опасных последствий сложившейся демографической ситуации, во избежание которых необходимо принять соответствующие меры.

– Нормативный прогноз. Основной целью нормативного прогноза является выработка конкретных рекомендаций для достижения некоторого желаемого состояния демографических процессов. При нормативном прогнозировании формулируется ряд высказываний о желаемых характеристиках демографической ситуации и демографических процессов: желаемая численность населения, предпочитаемые уровни рождаемости, смертности и т.д. После чего намечаются меры, которые необходимо предпринять, чтобы достичь этих желаемых, или нормативных, целевых параметров.

– Функциональный прогноз. Целью функционального прогнозирования является получение прогнозной информации о населении, необходимой для принятия решений в экономической, социальной, политической и других сферах деятельности государственного и социального управления. Функциональный прогноз – это прогноз, служащий конкретным практическим целям и задачам тех или иных организаций, фирм, корпораций, государственных органов, учебных заведений и т.п.

Методы демографического прогнозирования:

1. Методы, основанные на применении математических функций.

Основной сферой применения методов этого класса является прогнозирование численности населения небольших территорий (например, регионов той или иной страны), особенно тех, для которых не существует надежной демографической статистики.

– экстраполяционный метод основан на прямом использовании линейной и экспоненциальной функций, т.е. данных о среднегодовых абсолютных изменениях численности населения за период или о среднегодовых темпах роста или прироста. Если эти показатели известны, то можно рассчитать численность населения на любое число лет вперед, просто предположив их неизменность на протяжении всего прогнозного периода.

Один из простейших способов прогнозирования основан на предположении о том, что среднегодовые абсолютные приросты численности населения, рассчитанные для отчетного периода времени, сохранятся и в будущем.

В реальности для прогнозирования численности населения линейная функция практически не используется, поскольку предположение о неизменности абсолютных среднегодовых приростов может быть относительно верным только для очень кратких периодов времени (не более 5 лет).

Несколько более реалистичным является предположение о неизменности среднегодовых темпов прироста численности населения, особенно при допущении неизменных уровней рождаемости и смертности и отсутствии миграции.

– Аналитический метод основан на том, что исходя из прошлой демографической динамики подбирается функция, наиболее близко ее описывающая. В принципе это может быть любая функция. Однако в любом случае эта функция носит эмпирический характер, и не существует никакого общего математического закона демографической динамики.

2. Метод компонент, или метод передвижки возрастов.

Метод компонент открывает перед разработчиками демографического прогноза более широкие возможности. В отличие от экстраполяционного и аналитического он позволяет получать не только общую численность населения, но и его распределение по полу и возрасту.

18. Прогнозирование и стратегическое планирование занятости населения.

Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов является составной частью демографических прогнозов. Они служат для решения следующих задач:

- определение перспективной численности населения страны и его половозрастной структуры;

- оценке численности трудоспособного населения;

-обоснованию перспектив социально-экономического развития страны;

- разработке концепции демографического развития, согласованной с концепцией социально-экономического и научно-технического развития;

- оценке возможных проблем демографического развития;

- созданию основ для разработки демографической политики.

Прогноз спроса на рабочую силу опирается на следующую общую формулу:

С=З+В,

где С - спрос на рабочую силу;

З - реально существующая занятость;

В- вакансии (количество свободных) рабочих мест.

Прогноз предложения рабочей силы основан на формуле:

П=З+N*Kд,

где П - предложение рабочей силы;

З - реально существующая занятость;

Н - численность официально зарегистрированных безработных;

Kд - коэффициент досчета, характеризующий соотношение между числом обратившихся в службу занятости и фактически существующим числом безработных.

Рассмотрим структуру информационной базы, необходимой для построения прогнозов рынка труда региона (города). Она состоит из следующих основных блоков:

1. Блок данных о населении региона в целом и о числе лиц в трудоспособном возрасте:

- динамика численности населения;

- динамика естественного и механического движения населения;

- половозрастная и образовательная структуры населения

2. Блок данные о состоянии рынка труда региона, о размерах спроса и предложения рабочей силы:

- уровень безработицы, ее динамика и структура;

- динамика и структура спроса на труд (в разрезе профессий и возрастов);

- информации об уровне заработной плате (в зависимости от пола, возраста, уровня образования, отраслевой принадлежности));

3. Блок данных, раскрывающих эффективность работы службы занятости, и результативность реализуемых на региональном уровне программ:

- количество безработных, нашедших работу с помощью службы занятости;

- средняя продолжительность времени, необходимая на поиск работы и т.п.).

4. Блок общеэкономических показателей, т.е. данные о динамике и структуре экономики региона и его окружения. Здесь представляют наибольший интерес показатели:

- динамика производства продукции по отраслям;

- сложившаяся структура экономики;

  • темпы инфляции и уровень доходов населения;
  • уровень развития малого бизнеса в городе;
  • динамика объемов и направлений инвестирования.

Источниками информации для построения прогнозов рынка труда являются:

  • официальная статистика;
  • социологические опросы населения;
  • выборочные обследования предприятий,
  • разовые или систематические более глубокие исследования какого-либо отдельного сегмента рынка труда (например, молодежь и безработица; женское население и безработица; вторичная безработица).

Построение прогноза рынка труда можно осуществлять двумя путями.

Первый путь - вскрытие причинно следственного механизма изучаемого явления, иными словами, выявление факторов, определяющих развитие рынка труда. Этот путь оправдан, если прогнозные значения по выявленным факторам имеются в наличии или их расчет не представляет труда. Первый путь ведет к экономико-математическому моделированию, построению многофакторных моделей.

Второй путь - прогнозирование рынка труда на основе анализа динамики одного выбранного показателя-фактора (например, уровень безработицы). При этом не выявляется и не учитывается взаимосвязь показателя-фактора с другими показателями; чаще всего на данном пути используются методы экстраполяции.

Достаточно широко при прогнозировании состояния рынка труда, особенно на уровне города используютсяэкспертные оценки. Опыт подобных оценок имеется, причем в качестве экспертов привлекались руководители предприятий как крупных, так и небольших. В задачу опросов входило: сбор информации о перспективах сокращениях и создании рабочих мест, о потребностях предприятий в специалистах различного профиля, о путях стабилизации ситуации на рынке труда.

При прогнозировании спроса на рабочую силу используют в качестве отдельного самостоятельного метода баланс рабочих мест, в его основу положен показатель – число рабочих мест. Формула баланса рабочих мест:

РМк=РМн-РМв+РМвв,

  • где РМк – количество рабочих мест на конец прогнозируемого периода,
  • РМн – количество рабочих мест на начало прогнозируемого периода,
  • РМв – выбытие рабочих мест в прогнозируемом периоде по различным причинам;
  • РМвв – прирост рабочих мест в прогнозируемом периоде.

Количество вводимых в прогнозируемом периоде новых рабочих мест является функцией объема инвестиций по предприятиям всех форм собственности и стоимости новых рабочих мест. Показатели объема инвестирования в отраслевом разрезе приводятся в прогнозе развития страны, а стоимость нового рабочего места определяется с учетом его усложнения и темпов инфляции.

В качестве примера использования методов математического моделирования рассмотрим прогнозный расчет абсолютного и относительного числа безработных в регионе.

Основные принципы построения прогнозной модели рынка труда:

1. Как любое экономическое явление безработица не возникает сама по себе, а формируется в следствии действия ряда факторов. Эти факторы и сила их влияния могут быть выражены количественно. Следовательно, лишь при наличии гипотез (прогнозов) развития факторов возможно построение прогнозов безработицы;

2. Каждый регион индивидуален по своему социально-экономическому положению. Поэтому набор факторов, формирующих рынок труда, и сила их влияния существенно варьируется от территории к территории. Попытки построить единую модель, так называемого «среднего региона» не дают хороших результатов. Но в данный момент построение прогноза уровня безработицы отдельно для каждого региона очень затруднительно, поскольку для этого необходимо обладать огромным количеством надежных статистических данных, которые в ряде регионов просто отсутствуют. Оптимальный вариант - группировка регионов, однородных по своему социально-экономическому развитию и, как правило, по показателям, характеризующим состояние рынка труда. В результате прогнозная модель строится не для каждого представителя группы, а для группы в целом. При этом предполагается, что изменение показателей безработицы, занятости в регионах одной группы будет зависеть от одних и тех же факторов;

3. При прогнозировании на основании экономико-математической модели предполагается, что сила и направления связи между параметрами безработицы и факторами, ее определяющими на весь прогнозный период остаются неизменными.

с 2012 года, правительство перешло на новый принцип регулирования рынка труда — через формирование общероссийского баланса трудовых ресурсов.

19. Стратегическое планирование отраслей жилищно-коммунального комплекса в РФ.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере. Для преодоления системного кризиса в отрасли, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

Разработана федерально-целевая программа Жилище" на 2011-2015 годы. Основные цели Программы: формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством. Также у этой программы есть ряд подпрограмм, которые призваны решать проблемы жилищно-коммунального хозяйства: - подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";
подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации";мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, включая предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования;научно-исследовательские работы.

В целях развития промышленности строительных материалов в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" планируется реализовать мероприятия, направленные на модернизацию и (или) строительство новых энергоэффективных предприятий стройиндустрии, которые будут выпускать энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия. Это обусловлено тем, что в настоящее время уровень изношенности основных средств производства в некоторых организациях промышленности строительных материалов достигает от 40 до 80 процентов и продолжает увеличиваться. В организациях используются устаревшие, энергозатратные технологии по производству строительных материалов, изделий и конструкций, при строительстве жилья используются устаревшие и неэффективные технологии и строительные материалы. Все это отрицательно влияет на себестоимость выпускаемой продукции и, как следствие, приводит к увеличению стоимости жилья.

Минстроем России подготовлен Комплексный план по реализации и мониторингу программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 г., на период 2014 – 2017 годов, который включает в себя целевые показатели реализации программ переселения граждан в течение 2014 – 2017 годов по годам в разрезе субъектов Российской Федерации, в том числе по программам, реализуемым без участия средств Фонда ЖКХ, а также перечень мероприятий по реализации и мониторингу программ переселения с указанием сроков их выполнения и ответственных исполнителей. В соответствии с этим планом, в 2014 году планируется расселить 2,87 млн кв. метров, из них 2,42 с участием средств Фонда ЖКХ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614 введена социальная норма потребления электроэнергии, которая предусматривает применение пониженного (льготного) тарифа на электроэнергию в отношении определенного объема электрической энергии, достаточного для комфорта (социальная норма). Всё остальное потребление оплачивается по более высокой цене, соответствующей реальным затратам на энергоснабжение населения.

С 1 сентября 2013 г. соцнорма применяется в пилотных регионах – в Забайкальском, Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях. В Орловской и Ростовской областях соцнорма установлена по новой методике. Для остальных субъектов Российской Федерации предусматривается двухлетний переходный период. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен принять решение о применении соцнормы при определении размера платы за коммунальную услугу электроснабжения в срок до 1 марта 2016 г., но не позднее, чем за 4 месяца до начала осуществления расчетов населения за коммунальную услугу по электроснабжению с применением соцнормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: