double arrow

Основные методы прогнозирования. (тетрадь)

Финансовое прогнозирование представляет собой процесс разработки и составления прогнозов, т.е. научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состояния экономической системы и экономических объектов, а также характеристик этого состояния.

В прогнозировании финансовых показателей применяется совокупность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы: методы экспертных оценок, методы экстраполяции, методы экономико-математического моделирования.

Метод экспертных оценок основан на обработке мнений экспертов по поводу динамики финансовых процессов, выявленных путем проведения специальных процедур (анкетирования, интервьюирования). Экспертами должны быть специалисты высокой квалификации, профессионально занимающиеся изучением и (или) управлением экономикой и финансами фирмы. Анкетирование проводится по специально разработанным анкетам.

Метод экстраполяции. Его суть состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе.

Следовательно, степень применимости метода экстраполяции в финансовой сфере определяется степенью инерционности (или стабильности) динамики развития экономической системы. Менее инерционны финансовые показатели микроэкономики, поэтому на уровне хозяйствующих субъектов в меньшей степени применимы. Более инерционна динамика развития финансовых индикаторов на уровне макроэкономики, и в этих условиях применимость метода экстраполяции возрастает. Для прогнозирования системы финансовых показателей метод экстраполяции, как правило, применяется в комплексном сочетании с другими методами.

Методы экономико-математического моделирования бази руют- ся на построении моделей, которые с определенной степень вероятности описывают динамику финансовых показателей в зависимости от факторов, влияющих на финансовые процессы. При этом используются оптимистические, пессимистические и наиболее вероятные темпы изменений экономических показателей (рост выручки, снижение издержек на единицу продукции, неизменные налоговые ставки, постоянная доля платежей в бюджет).

6. Отличительные черты и преимущества стратегического планирования.

Стратегическое планирование - это процесс проектирования будущего состояния фирмы с учетом изменений во внешней среде.

Стратегическое планирование - процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы и ее возможностями, что предполагает набор действий и решений по разработке и реализации стратегий.

Особенности стратегического планирования:

Стратегическое планирование носит адаптивный характер, планы должны быть гибкими, легко приспосабливаемыми к неожиданным изменениям внешнего окружения.

Стратегический план должен быть обоснован стратегической базой данных.

В стратегическом планировании широко используется принцип многовариантности.

Значение стратегического планирования проявляется в следующем:

Стратегическое планирование дает основу для принятия обоснованных управленческих решений.

Стратегическое планирование способствует снижению риска при принятии управленческих решений.

Стратегическое планирование способствует созданию единства между целями и ресурсами предприятия.

Процесс стратегического планирования. SWOT- анализ (Данный метод позволяет установить связь между сильными и слабыми сторонами фирмы и внешними угрозами и возможностями, т. е. связь между внутренней и внешней средой компании.)

Сильные стороны: компетентность, адекватные финансовые ресурсы, репутация, технология. Слабые стороны: устаревшее оборудование, низкая прибыльность, недостаточное представление о рынке. Возможности: выход на новые рынки, расширение производства, вертикальная интеграция, растущий рынок. Угрозы: новые конкуренты, товары-заменители, замедление темпа роста рынка, изменение вкусов покупателей.

Главная отличительная особенность-ГИБКОСТЬ, то есть под внешний факторы подстраивается. Чуть чего можем поменять планирование на будущее. И еще одна черта-ответственны органы власти только за несовершение этих планов.

7. Типология моделей (видов) планирования.

1.Директивное

2.Индикативное

3.Стратегическое

В тетради написано про них

8.Процедуры стратегического планирования

Этап 1. Выработка целей. Цели нижестоящего уровня в структуре компании вырабатываются на основе вышестоящего уровня, на основе стратегии. Все участвуют в выработке целей. Необходим двусторонний обмен информацией.

Этап 2. Планирование действий. Как достигнуть целей?

Этап 3. Проверка и оценка. После установленного в плане периода времени определяются: степень достижения целей (отклонения от контрольных показателей), проблемы, помехи при их реализации, вознаграждение за эффективную работу (мотивация).

Этап 4. Корректировка. Определим, какие цели не были достигнуты и установим причину этого. Затем решается, какие следует принять меры для корректировки отклонений. Существует два пути: корректировка методов выполнения целей, корректировка целей.

Далее процесс MBO можно начать заново.

Обоснованность и эффективность MBO доказывается более высокой производительностью людей, имеющих конкретные цели и информацию о результатах их работы. К недостаткам внедрения MBO относится большое увлечение формулировкой целей.

9. Понятие и основные элементы стратегического планирования.

1) Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

четкая ориентация на определенный интервал времени;

конкретность и измеримость;

непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

адресность и контролируемость.

2)Перечисленные эффективные пути достижения целей.

3)Участники, те кто ответственны за достижение целей

4)Сроки реализации указанных целей в планах

10. Органы стратегического макропланирования экономических и социальных процессов.

Основными участниками процесса государственного стратегического планирования являются Президент России, Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, Счетная палата. Президент формулирует основные приоритеты. Правительство утверждает документы стратегического планирования и обеспечивает их реализацию. Совет безопасности проводит экспертизу документов государственного стратегического планирования в части соответствия их положений стратегическим приоритетам обеспечения национальной безопасности. Счетная палата оценивает эффективность расходования бюджетных средств в рамках достижения целей социально-экономического развития государства.
В процессе также принимают участие Минэкономразвития, Минфин, Минрегион России и другие федеральные органы исполнительной власти. Минэкономразвития разрабатывает документы стратегического планирования и социально-экономического развития. В ходе выполнения этой функции Минэкономики РФ разрабатывает совместно с другими рабочими органами исполнительной власти комплексный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период, используя данные системы национальных счетов; составляет сводный финансовый баланс государства; обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета, в том числе бюджетной заявки на финансирование поставок продукции (выполнение работ и услуг) для федеральных государственных нужд; формирует федеральные целевые комплексные программы решения важнейших стратегических проблем; организует изучение платежеспособного спроса и предложения на товарных рынках и составляет прогнозные материальные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции, прогнозирует развитие ресурсной базы страны, участвует в составлении отдельных статей платежного баланса.

Правительство РФ предоставило Минэкономики право:

- в соответствии с действующим законодательством согласовывать, утверждать и регистрировать цены и тарифы на определенные виды продукции, работ и услуг;

- формировать в установленном порядке объемы и структуру поставок продукции (выполнение работ и услуг) для федеральных государственных нужд, включая государственное бронирование важнейших видов материально-технических ресурсов для нужд обороны и безопасности страны, государственный материальный резерв и резерв Правительства РФ;

- осуществлять лицензирование деятельности лизинговых компаний;

- определять в пределах средств, выделенных Министерству на научные исследования, перечень важнейших научных работ в области экономики, привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компетенцию, любые научные учреждения страны, а также отдельных ученых, специалистов и участвовать в распределении финансовых ресурсов, направляемых на эти цели.

На Минэкономики РФ возложено также выполнение контрольной функции, реализуя которую оно осуществляет контроль за выполнением принимаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решений по развитию экономики и проведению экономической реформы, осуществлением инвестиционных проектов с использованием централизованных капитальных вложений, соблюдением установленных им цен и тарифов, выполнением государственного оборонного заказа и мобилизационного плана страны.

11. Система планов, разрабатываемых на макроуровне в РФ.

Министерство экономики РФ разрабатывает следующие документы:

а) долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития;

б) концепции социально-экономического развития страны на средне­срочную перспективу;

в) федеральных целевых программ, предусматривающих решение стра­тегически важных для страны задач, различного временного горизонта.

В соответствии с Российским законодательством все перечисленные плановые документы подлежат опубликованию.

В процессе разработки прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития Российской Федерации в качестве самостоятель­ного раздела выделяются проектировки по развитию государственного сектора экономики. Они включают в себя показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения госу­дарственным имуществом, а также содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, программу повышения эффективности использования федеральной собственности.

Подготовленные Правительством Российской Федерации плановые документы и материалы представляются для обсуждения в Государствен­ную Думу, которая самостоятельно устанавливает порядок их рассмотрения. Одновременно с проектом федерального бюджета Государственной Думе представляются:

– итоги социально-экономического развития Российской Федерации
за прошедший период текущего года;

– прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

– проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;

– перечень основных социально-экономических проблем (задач),
на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;

– перечень федеральных целевых программ, намеченных к финанси­рованию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

– перечень и объемы поставок продукции для федеральных госу­дарственных нужд по укрупненной номенклатуре;

– намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

Во исполнение Федерального закона «О государственном прогнози­ровании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» Правительство РФ ежегодно дает указание Минэкономики РФ подготавливать совместно с другими своими рабочими органами плановые документы и материалы, необходимые для регулирования развития национальной экономики на очередной год.

Принципиально важное значение имеет то обстоятельство, что Минфин РФ должен организовать разработку проектировок основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу одновременно
с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и сводного финансового баланса.

12. Организация планирования в субъектах РФ.

Стратегический план развития региона - это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание следующих аспектов деятельности по развитию региона: постановка целей развития региона; определение пути достижения поставленных целей; анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов; разработка методов организации движения по избранным направлениям; использование ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей; определение способов использования ресурсов.

Цикл стратегического планирования региона можно представить в следующем виде:

1. Определение целей развития

Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону намного больше пользы, чем финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности.

Главная цель развития любого региона - устойчивое улучшение качества жизни всех категорий жителей. Данная цель может быть выражена более подробно через характеристики и параметры развития региона как многофункционального, интегрированного в российскую и мировую экономику и предоставляющего благоприятную внешнюю среду для жизни и экономической активности.

2. Анализ внешней среды развития региона

Анализируются ключевые социально - экономические параметры внешней среды (динамика ВВП, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспектива экономического роста), проводится сравнительный анализ экономического развития.

Анализ внешних и внутренних факторов позволяет определить отрасли и виды деятельности, которые могут дать региону существенное развитие, и сформулировать соответствующие меры, которые могут эффективно реализовать имеющийся потенциал.

3. Анализ потенциала развития региона

С помощью количественного и качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные).

Выбор стратегии развития региона в значительной степени определяется состоянием его социально - экономического потенциала.

4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ

На этой стадии стратегического планирования:

рассматриваются возможности использования имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры);

определяются результаты осуществления предшествующих программ социально-экономического развития региона;

выявляются причины успехов и провалов предыдущих шагов по управлению региональным экономическим развитием.

5. Разработка концепции и стратегии развития

На этой стадии стратегического планирования делаются окончательные выводы о целях социально - экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. В результате выработки и реализации концепции происходят формирование альтернативных вариантов стратегии, их сравнительная оценка, отбор оптимального варианта и его доработка с учетом положительных компонентов и подходов, содержащихся в других вариантах.

6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии

На основе сформированных концепции и стратегии социально - экономического развития разрабатывается план конкретных действий.

Стандартный план конкретных действий включает в себя задачи с указанием срока их решения, ответственных лиц, ожидаемых результатов, размеров и источников финансирования, способов промежуточного контроля и обратной связи. Весьма важным аспектом этой стадии стратегического планирования является анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением плана.

7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения

Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянного мониторинга социально - экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффективности и результативности, принятых мер.

Планирование социально - экономического развития региона - это непрерывный процесс, в рамках которого принимаются любые, в том числе тактические, текущие решения. Наличие долгосрочного плана развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе.

Таким образом, стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Питер Лоранж видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Стратегический план социально - экономического развития региона позволяет его администрации и всему региональному сообществу действовать совместно. Стратегический план - это документ не исключительно администрации, а в большей мере всех участников процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников процесса. Цикл стратегического планирования региона можно представить в следующем виде: определение целей развития; анализ внешней среды развития региона; анализ потенциала развития региона; использование имеющихся и создание новых местных преимуществ; разработка концепции и стратегии развития; разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии; анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянного мониторинга социально - экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффективности и результативности, принятых мер.

Планирование социально-экономического развития региона - это непрерывный процесс, в рамках которого принимаются любые, в том числе тактические, текущие решения. Наличие долгосрочного плана развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе.

13. История становления и развития макропланирования экономических и социальных процессов в зарубежных странах.

Разработки в области экономического прогнозирования в зарубежных странах возникли в последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования тогда были экспертные опенки (на основе качественного анализа рядов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенденций на будущее).

В начале XX в. были сделаны первые попытки выявления экономических индикаторов. В частности, Дж. Брукмайер уже в 1911 г. пробовал использовать для прогнозирования три хронологических ряда следующих показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е годы в исследованиях Гарвардского университета, где использовались так называемые “гарвардские кривые А, В, С”. Кривая А представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бирже, кривая В — величину депозитов в байках, кривая С — норму процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла данные показатели должны были фиксировать прежде всего изменение экономической конъюнктуры в указанной последовательности.

Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929—1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.

В 30-е гг. впервые за рубежом возникает планирование па макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики.

Прогнозы составлялись с помощью модели “затраты—выпуск”, линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.

Первые планы на макроуровне охватывали финансо- во-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

В 1944 г. К. Ландауэр опубликовал книгу под названием “Теория национального экономического планирования”. Система планирования, предложенная автором, очень похожа на ту, которая позже стала известна как “Индикативное планирование”, в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

В послевоенные годы планирование на макроуровне становится предметом широких дискуссий с целью не только избежания кризисов, но и регулирования процессов распределения товаров. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора в экономике дали возможность правительствам осуществлять прямой контроль за внешней торговлей, ценами, финансами.

В 50-е гг. во многих странах произошел отход от составления национальных планов в форме бюджетов. Сформировались два новых направления. Первое связано с усложнением административного аппарата, используемого для разработки планов, второе — с расширением сферы планирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов, то в начале 60-х годов создаются специальные плановые органы: во Франции — Генеральный комиссариат по планированию; в Японии — Экономический консультативный совет.

Управление экономического планирования; в Нидерландах — Центральное плановое бюро; в Канаде —

Экономический совет.

Необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и 22 секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды.

До 70-х гг. страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 70-х гг. начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.

Каждая страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к прогнозированию и планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям.

Особенности прогнозирования и планирования целесообразно рассматривать в странах — представителях трех сложившихся в мире систем планирования и регулирования: североамериканской, представителями которой являются США и Канада; азиатской — Япония и Южная Корея; европейской — Франция и Швеция.

Лидером Западного мира в прогнозировании являются США.

14. Система показателей планирования уровня и качества жизни населения.

Стратегическое планирование уровня жизни в РФ осуществляется в настоящее время в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных целе­вых комплексных программ, предусматривающих решение узло­вых проблем, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая из трех групп.

В первую группу входят синтетические показатели уровня жизни.К ним относят:

1) показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста на­селения в целом и его отдельных социальных групп;

2) показатели уровня удовлетворения потребностей по сохранению и защите здо­ровья (смертность, продолжительностьжизни, заболеваемость;

3) показатели удовлетворения потребностей населения в труде (за­нятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неква­лифицированного и тяжелого труда и т.д.);

4) показатели, характе­ризующие удовлетворение потребностей в развитии личности рос­сийских граждан (численность населения имеющего различные уровни образования, доля времени на культурную деятельность в структуре свободного времени, доля средств расходуемых на обра­зование и культуру в федеральном бюджете, в совокупных расхо­дах населения);

5) показатели, характеризующие состояние окру­жающей среды;

6) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья в расчете на 1 человека, число чле­нов семьи на одно жилое помещение, андарты со­циальной нормы площади жилья);

7) душевые показатели: произ­водство ВВП, ВНП, НД; общих и конечных доходов домашних хозяйств; фактического конечного потребления домашних хозяйств материальных товаров и нематериальных услуг, расходов домаш­них хозяйств на конечное потребление материальных товаров, фак­тического конечного потребления домашними хозяйствами мате­риальных товаров).

Во вторую группу входят натуральные показатели, измеряющие объемы потребления конкретных материальных благ (обеспечен­ность личным имуществом, потребление продуктов питания, про­житочный минимум, число перевезенных пассажиров различны­ми видами транспорта и т.д.).

Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населе­ния по доходным группам, показатели концентрации и дифферен­циации доходов и потребление и др.).

В условиях рыночного хозяйства уровень жизни населения за­висит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семей­ном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и ме­стного бюджетов.

Все доходы получаемые населением страны могут быть охарак­теризованы следующими тремя важными категориями:

а) номи­нальные доходы;

б) реальные доходы;

в) реально используемые (конечные) доходы.

Под номинальными доходами понимают ту часть ВВП, ВНП или НД на которую население имеет право в результате осуществле­ния каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов (пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), соци­альных трансфертов (выплаты из фондов социального страхова­ния), трансфертов между организациями (одни фирмы получают ди­виденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсор­ские отчисления). Они включают в себя совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения. Таким образом, в состав номинальных доходов включаются:

а) денежные доходы, получаемые населением от государствен­ных, общественных, кооперативных, частных предприятий, учреж­дений, организаций и фермерских хозяйств (доходы, облагаемые налогами показываются в суммах до вычета налогов). Общая сум­ма номинальных денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, прово­димых Госкомстатом России, отчетных балансов денежных дохо­дов и расходов населения, а на перспективу — на основе укруп­ненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расхо­дов населения и оценок экспертов;

б) натуральные доходы, получаемые от семейного хозяйства, фер­мерского хозяйства, от предприятий и организаций различных форм собственности. Они определяются по данным СНС (системы на­циональных счетов) отчетных и прогнозных расчетов показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции
и услуг (отчетного и прогнозного);

в) косвенные доходы населения, получаемые в процессе исполь­зования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями соци­альной инфраструктуры (сферы), обслуживающих население. Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного и прогнозно­го федерального бюджетов.

При расчетах номинальных доходов населения необходимо иметь ввиду то обстоятельство, что номинальные доходы одних групп населения частично формируются за счет других групп населения,

поскольку оно выплачивает налоги и обязательные платежи и оп­лачивает стоимость платных услуг, предоставляемых физическими лицами и организациями, предприятиями, учреждениями соци­альной сферы.

Реальные доходы населения определяются путем вычета из но­минальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитыва­ется индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уро­вень инфляции).

Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непос­редственно на приобретение материальных благ и получении мно­гообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системы по по­лученным у них кредитам.

15. Стратегическое планирование доходов населения.

Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населе­ния по доходным группам, показатели концентрации и дифферен­циации доходов и потребление и др.).

В условиях рыночного хозяйства уровень жизни населения за­висит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семей­ном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и ме­стного бюджетов.

Все доходы получаемые населением страны могут быть охарак­теризованы следующими тремя важными категориями:

а) номи­нальные доходы;

б) реальные доходы;

в) реально используемые (конечные) доходы.

Под номинальными доходами понимают ту часть ВВП, ВНП или НД на которую население имеет право в результате осуществле­ния каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов (пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), соци­альных трансфертов (выплаты из фондов социального страхова­ния), трансфертов между организациями (одни фирмы получают ди­виденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсор­ские отчисления). Они включают в себя совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения. Таким образом, в состав номинальных доходов включаются:

а) денежные доходы, получаемые населением от государствен­ных, общественных, кооперативных, частных предприятий, учреж­дений, организаций и фермерских хозяйств (доходы, облагаемые налогами показываются в суммах до вычета налогов). Общая сум­ма номинальных денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, прово­димых Госкомстатом России, отчетных балансов денежных дохо­дов и расходов населения, а на перспективу — на основе укруп­ненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расхо­дов населения и оценок экспертов;

б) натуральные доходы, получаемые от семейного хозяйства, фер­мерского хозяйства, от предприятий и организаций различных форм собственности. Они определяются по данным СНС (системы на­циональных счетов) отчетных и прогнозных расчетов показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции
и услуг (отчетного и прогнозного);

в) косвенные доходы населения, получаемые в процессе исполь­зования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями соци­альной инфраструктуры (сферы), обслуживающих население. Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного и прогнозно­го федерального бюджетов.

При расчетах номинальных доходов населения необходимо иметь ввиду то обстоятельство, что номинальные доходы одних групп населения частично формируются за счет других групп населения,

поскольку оно выплачивает налоги и обязательные платежи и оп­лачивает стоимость платных услуг, предоставляемых физическими лицами и организациями, предприятиями, учреждениями соци­альной сферы.

Реальные доходы населения определяются путем вычета из но­минальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитыва­ется индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уро­вень инфляции).

Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непос­редственно на приобретение материальных благ и получении мно­гообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системы по по­лученным у них кредитам.

16. Прогнозирование и стратегическое планирование потребления населения. Методика определения величины прожиточного минимума.

Прожиточный минимум — это стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей лица.

Бюджет прожиточного минимума рассчитывается как в среднем на душу населения, так и отдельно для трудоспособных граждан, пенсионеров, подростков и детей. Семьи, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума, являются бедными и могут претендовать на получение адресной социальной помощи.

Обычно выделяют два вида прожиточного минимума: социальный и жизненный.

Жизненный прожиточный минимум основан на удовлетворении только главных физических потребностей и основных услуг.

Социальный минимум содержит затраты на минимальные духовные и социальные запросы, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей. Он представляет собой стоимостное выражение совокупности материальных благ и услуг, предназначенных для сохранения приемлемого уровня жизни.

Определение прожиточного минимума производится согласно 5 методам:

1. Статистический метод предусматривает установление прожиточного минимума на уровне 10-20% доходов наименее обеспеченных граждан государства. Этот метод применяется в государствах с высоким уровнем доходов граждан.

2. Субъективный или социологический подход базируется на данных социологических опросов о необходимом минимальном доходе. Результаты такого метода не могут быть подкреплены реальными экономическими возможностями государства, но он выражает настоящие потребности людей.

3. Ресурсный метод исходит из возможности экономики обеспечивать прожиточный минимум, он применяется в высокоразвитых странах.

4. Комбинированный метод сочетает в себе несколько методов.

5. На практике чаще применяется нормативный метод, который заключается в установлении стоимостной величины прожиточного минимума через минимальную потребительскую корзину. Каждое государство имеет свои особенности формирования минимальной потребительской корзины.

Прожиточный минимум определяется нормативным методом в расчете на месяц на одного человека, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, а именно для:

— детей в возрасте до 6 лет;

— детей в возрасте от 6 до 18 лет;

— трудоспособных лиц;

— нетрудоспособных лиц.

В России существует несколько вариантов определения прожиточного минимума, рассчитываемого различными ведомствами: Госкомитетом, Министерством труда, Всероссийским центром уровня жизни. Различия между ними заключаются в объеме потребительской корзины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: