double arrow

Методы прогнозирования экономического роста.

Экономический рост — многогранное понятие, обозначающее изменение воспроизводства в пространстве и времени на основе соответствующего механизма движения, которое характеризуется количественными и качественными параметрами и имеет своим результатом увеличение общественного богатства.

Понятие экономического роста тесно связано с понятием экономического развития страны и рассматривается как его динамическая количественная характеристика. Экономический рост отражает изменение объемов созданных в стране за определенный период товаров и услуг. Он измеряется в процентах или в относительных величинах в сравнении с предшествующим периодом. К главным показателям экономического роста относятся темпы роста валового внутреннего продукта и национального дохода в абсолютном размере и в расчете на душу населения, темпы роста промышленного производства в целом, по отдельным отраслям в абсолютном размере и на душу населения.

для обеспечения реального роста кроме способности экономики к наращиванию производства необходимо наиболее полное вовлечение расширяющегося объема ресурсов в экономический оборот, распределение ресурсов наилучшим с точки зрения максимизации полезного продукта образом, эффективное использование увеличивающейся массы ресурсов. Все это требует от общества повышения совокупных расходов, отражая влияние факторов спроса и распределения на экономический рост. Источники роста дают возможность увеличивать реальный продукт двумя способами — применяя в больших, все возрастающих объемах ресурсы или полнее используя каждую единицу ресурсов.

В зависимости от соотношения этих способов различают два типа экономического роста — экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный тип роста, как более простой, исторически был первым. Но со временем резервы его были исчерпаны, что привело к необходимости перехода к более сложному, интенсивному типу роста, основанному на широком применении в производстве передовых достижений науки и техники, использовании высококвалифицированного труда. Интенсивный тип роста имеет три направления — ресурсосберегающее, трудосберегающее и капиталосберегающее. Сочетание этих направлений образует качественно новый тип развития экономики — всестороннюю интенсификацию производства.

Прогнозирование экономического роста означает прогнозирования объемов и темпов изменения ВНП (ВВП) – индикатора экономики в условиях рыночных отношений. В зарубежной практике прогнозирование ВНП (ВВП) осуществляется различными методами. Широко используются методы: экстраполяции; экономико-математические модели; методы дефляции; производственный, распределительный методы и метод конечного использования ВВП. Указанные методы получают распространение в странах СНГ, втом числе в России. Рассмотрим основные положения указанных методов. Методы экстраполяции предполагают исследование возможных тенденций изменения рядов динамики макроэкономических показателей (ВВП и др.) с помощью различных временных функций (трендовых моделей). При сохранении условий экономического развития в будущем временные функции могут быть экстраполированы и тем самым найдены прогнозные оценки динамики производства и отдельных факторов. Экономико-математические модели. Факторные модели экономического роста. Моделирование экономического роста выполняет различные практические функции – аналитические,прогнозные, программные. Модели экономического роста используются как теоретические аналоги прошлого и вероятного будущего развития.

В результате моделирования осуществляется поиск такой комбинации факторов экономического роста, которая позволит максимально сконцентрировать имеющиеся ресурсы и обеспечить наиболее высокий экономический рост.

Суть факторных моделей экономического роста состоит установлении количественных связей между объемом и динамикой производства ВВП и объемом и динамикой производственных ресурсов. В случае, когда в анализ и прогноз включен один вид производственных ресурсов(например, только основные производственные фонды, или только затраты труда),то результатом будет являться построение однофакторной модели, в случае рассмотрения нескольких видов производственных ресурсов – многофакторныемодели.

Метод дефляции. Дефилирование осуществляется через индексы цен и структуру производства. В частности прирасчете прогнозного показателя ВВП используются индексы потребительских цен, оптовых (отпускных) цен, цен экспорта, импорта и прогнозируемые объемы производства. Сущность методики заключается в следующем. Расчет производится по этапам. Вначале рассматривается реальный ВВП. Все отрасли экономики подразделяются на две группы: сельское хозяйство и несельскохозяйственные отрасли. Такое деление связано с сезонностью сельскохозяйственного производства и существенными колебаниями производства по кварталам. Определяются темпы изменения объема производства по сельскому хозяйству и прочим отраслям по кварталам. При этом используются прогнозные расчеты отраслевых министерств и ведомств. Учитывая соотношение между сельскохозяйственными и несельскохозяйственными отраслями, темпы изменения объема производства по кварталам находят годовые темпы изменения объема производства. После этого производится расчет реального ВВП на прогнозируемый период. На втором этапе определяется номинальный ВВП.

24. Стратегическое планирование структуры и пропорций в экономике.

Экономика — конкретная форма существования общественного производства. С позиции системного подхода экономика представляет собой многоуровневую систему. Множество элементов различного функционального назначения и разной размерности объединены в единое целостное образование общей для всех целью воспроизводства необходимых для существования и развития человеческого общества материальных и духовных благ и услуг. Объективно необходимым условием нормального функционирования экономической системы является соответствие между сопряженными элементами. Это соответствие отражает сложившиеся при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений соотношения между различными частями общественного производства, а также между экономическим целым и отдельными его составляющими. Относительно устойчивые, количественно определенные соотношения называются пропорциями.

В теории и практике прогнозирования и планирования различают несколько групп пропорций в экономике: — общеэкономические; — межотраслевые; — внутриотраслевые; — внутрипроизводственные. К общеэкономическим относятся пропорции между производством средств производства и производством потребления, между производством и потреблением, потреблением и накоплением. Межотраслевые пропорции включают в себя соотношения между сферами материального производства, производственной инфраструктурой и социальной инфраструктурой, между индустриальным и сельскохозяйственным производством, промышленностью и строительством и тд.

Внутриотраслевые пропорции — это пропорции внутри промышленности: между добывающими и обрабатывающими отраслями; внутри сельского хозяйства: между растениеводством и животноводством, внутри строительства: между производственным и непроизводственным строительством. К внутриотраслевым можно отнести также пропорции между отдельными группами производств внутри крупных народнохозяйственных комплексов, например, пропорции между металлургией и машиностроением, между прядильным и ткацким производством. Внутриотраслевые и внутрипроизводственные пропорции многочисленны. Технологически взаимосвязанные виды деятельности при их анализе могут вычленяться на различных уровнях народнохозяйственной системы. Как количественные соотношения пропорции устанавливаются посредством сопоставления объемов производства, стоимости производственных фондов, численности работающих.

В развивающейся экономике пропорции подвижны. Устойчивость пропорций относительна. Пропорции сохраняют свою количественную определенность лишь на протяжении некоторого относительно продолжительного промежутка времени. Развитие производительных сил и производственных отношений обусловливает изменение соотношений между взаимосвязанными элементами экономики. Достижение ее сбалансированности при этом выступает как процесс, восходящий от низших к более высоким уровням общественного производства. В определенных случаях, например, при углублении специализации несоответствие между отдельными элементами производства является необходимостью.

Относительно устойчивые несоответствия между сопряженными элементами экономики называются диспропорциями. Диспропорции возникают как вследствие объективного процесса развития народного хозяйства, так и вследствие сознательной деятельности людей. Например, в некоторых случаях общество заинтересовано в создании несоответствия между производством и потреблением. К диспропорциям могут приводить ошибки в экономической политике и недостатки в механизме ее реализации. При существенных и многочисленных несоответствиях нарушается общая сбалансированность народного хозяйства, возникают сбои в процессе воспроизводства материальных благ и услуг. Это приводит к торможению развития экономики, а иногда к ее разрушению.[3]

Совокупность пропорций образует структуру экономики. Структура эта представляет собой внутреннее строение экономической системы общества, состав и взаимосвязь ее частей. Она выражает единство производительных сил и производственных отношений общества. От совершенства структуры народного хозяйства зависит уровень эффективности общественного производства, степень использования производственных ресурсов, уровень удовлетворения потребностей Людей в материальных благах и услугах в количественном и качественном аспектах.

Для макроэкономического прогнозирования и планирования наибольшее значение имеют воспроизводственная, социальная, отраслевая и территориальная структуры экономики. Воспроизводственная структура характеризует деление ее на производственную и непроизводственную сферы, а также отражает соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления. Социальная структура характеризует деление экономики на государственный и частный сектор. Отраслевая структура отображает деление экономики на крупные межотраслевые комплексы и отрасли внутри них. Территориальная структура характеризует ее деление на экономические зоны, районы, территориальные комплексы и узлы, а также административно-территориальные единицы — республики, края, области, районы.

Структура любой экономики периодически меняется под действием научно-технического прогресса и изменений в потребностях общества. От одних относительно устойчивых систем пропорций она переходит к другим.

Развитие структуры экономики происходит циклически. Циклическая форма развития обеспечивает быстроту и эффективность каждой очередной структурной перестройки, так как высвобождающиеся в период спада ресурсы из действующего производства частично или полностью используются во время оживления и подъема для внедрения новой техники и технологии, расширения новых, прогрессивных производств. На цикличность изменения структуры экономики указывали Российские экономисты — Н. Кондратьев, П. Милюков, М. Туган-Барановский. Основополагающие закономерности циклического обновления структуры экономики были сформулированы в конце 30-х годов Й. Шумпетером. Согласно его теории структурные сдвиги в народном хозяйстве обусловлены переходом на новые технологии. Технологический прогресс в экономику вносят нововведения, образующие кластеры. Появление кластера нововведении в начале цикла приводит к зарождению новых отраслей. В середине цикла эти новые отрасли расширяются, происходит распространение технологических преобразований на традиционные отрасли. К концу цикла прежние технологии полностью заменяются новыми, и процесс преобразования структуры на основе данного кластера завершается. Долговременные циклы полного обновления структуры экономики включают в себя циклы меньшей временной продолжительности.

В течение одного короткого цикла обычно формируются не существовавшие прежде отрасли и происходит обновление большинства прежних микроотраслей. Затем на протяжении 2—3 коротких циклов полностью обновляются макроотрасли. По мнению многих ученых, структура экономики развитых стран в настоящее время находится на начальном этапе постиндустриального цикла, вхождению в которых непосредственно предшествовали два цикла, завершающих индустриализацию. Характерной особенностью структуры экономики постиндустриального общества является преобладание потребительского сектора, информатики, высокотехнологичных и наукоемких, экологически чистых и малоотходных производств, здравоохранения, образования, культуры.[4]

25. Балансовые модели, используемые в прогнозировании и стратегическом планировании темпов экономического роста и структурных сдвигов в экономике.

Экономический рост отражает изменение объемов созданных в стране за определенный период товаров и услуг. Он измеряется в процентах или в относительных величинах в сравнении с предшествующим периодом. Важное место в системе моделей, используемых в прогнозировании и стратегическом планировании темпов экономического роста и структурных сдвигов в экономике, занимают балансовые модели, представляющие собой систему особых таблиц и расчетов, обеспечивающих увязку и согласованность взаимозависимых показателей. Балансовые модели являются важным средством вскрытия диспропорций в экономике, определения оптимальных темпов роста и пропорций в национальном хозяйстве, их всестороннего ресурсного обоснования.

В настоящее время в Российской Федерации применяется система балансовых моделей, позволяющая лучше удовлетворять потребности индикативного планирования и регулирования экономики с помощью финансово-кредитных рычагов. Эта система включает в себя совокупность балансовых таблиц, отражающих процесс расширенного воспроизводства:

- баланс производства, потребления и накопления общественного продукта;

- баланс производства, распределения, перераспределения и конечного использования национального дохода;

- баланс валового внутреннего продукта в структуре формирования доходов и его конечного использования;

- баланс национального богатства;

- баланс финансовых ресурсов;

- баланс трудовых ресурсов.

Баланс экономики разрабатывается для отчетного и планового периодов. В целях научного обоснования оптимальных темпов и пропорций общественного производства в прогнозном периоде разрабатывается провизорный баланс.

Провизорный баланс хозяйства страны представляет собой экономико-математическую модель национального хозяйства страны в прогнозном периоде. Эта модель включает в себя сравнительно небольшую группу наиболее тесно связанных между собой показателей, абсолютные значения которых даются на начало и конец прогнозного периода, выявляются также среднегодовые изменения этих показателей.

В плановой практике применяются три основных метода разработки провизорного баланса, которые дополняют и контролируют друг друга: 1) метод баланса накопления; 2) метод баланса труда и 3) метод баланса потребления.

Первый метод основывается на расчетах объективно возможного объема производственного накопления производства. При этом исследуются тенденции и определяются возможные изменения нормы производственного накопления и эффективности накопления в перспективном периоде.

Второй метод исходит из расчетов численности занятых в материальном производстве и возможных темпов роста производительности труда. Учитывается влияние на производительность труда изменения технической и энергетической вооруженности, квалификации и баланса рабочего времени в перспективном периоде.

Третий метод основан на расчетах объема фонда потребления и размеров необходимого накопления предметов потребления, которые определяют объем продукции второго подразделения общественного производства, а также коэффициентов связи между первым и вторым подразделениями, на базе которых исчисляется величина всего общественного продукта. При этом методе осуществляется анализ и разработка планового потребительского бюджета населения.

Модель экономики страны, составленная в виде провизорного баланса развертывается в систему балансов с помощью разработки планового межотраслевого баланса производства и распределения продукта. Разработка межотраслевого баланса позволяет оценить влияние на экономику последствий различных изменений в технологии, объемах и структуре производства, потребительском спросе, соотношениях цен и доходов, внешней торговле и других областях хозяйственной жизни. С помощью расчетов по межотраслевому балансу прогнозируются последствия в экономике, вызываемые проведением различных вариантов налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической и т.д. политики государства.

26. Межотраслевой баланс и его использование в стратегическом макропланировании в РФ.

В основе межотраслевого баланса лежит метод “затраты – выпуск”, разработанный американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии В.В.Леонтьевым. Неизвестными в системе уравнений выступают выпуск и затраты товаров и услуг, произведенных и, соответственно, использованных в каждой отрасли экономики. В целях упорядочения первичных данных, предназначенных для построения уравнений, составляются таблицы межотраслевых потоков товаров. Система уравнений общего равновесия позволяет определить, какими должны быть выпуск и затраты в каждой из множества отраслей данной экономики, чтобы обеспечить производство конечного продукта заданного объема и структуры.

Межотраслевой баланс в системе моделей баланса хозяйства страны представляет собой дальнейшее развитие и детализацию сводного раздела материального баланса. Его схема имеет форму шахматной таблицы, в графах и строках которой перечислены в одинаковой последовательности отрасли материального производства. После перечня отраслей в строках шахматной таблицы приведены статьи, характеризующие отдельные элементы чистой продукции – оплата, труд, прибыль и др., а в графах – элементы конечного использования продукции на непроизводственное потребление, накопление и другие цели. В результате, в каждой строке отражается сводный материальный баланс продукции отрасли, отражающий ее использование на производственное потребление в разрезе отраслей-потребителей, непроизводственное потребление, накопление и др. В каждой графе таблицы показан состав продукции отрасли по стоимости.

В шахматной таблице межотраслевого баланса принято выделять четыре квадранта. Основным среди них считается первый квадрант, в котором по колонкам отражен состав материальных затрат на производство продукции отрасли, а по строкам – распределение продукции каждой отрасли между всеми отраслями материального производства. По данным, содержащимся в первом квадранте, исчисляются коэффициенты прямых и полных затрат на производство продукции. Коэффициенты прямых затрат характеризуют величину затрат продукции одной отрасли на производство продукции другой отрасли. Коэффициенты полных затрат учитывают, помимо прямых затрат продукции одной отрасли на производство единицы конечного продукта другой отрасли, и косвенные затраты во всех других отраслях, продукция которых используется при изготовлении данного конечного продукта.

Кроме того, во втором квадранте показано использование части общественного продукта на возмещение выбытия основных фондов, капитальный ремонт, экспорт и возмещение потерь в народном хозяйстве.

Третий квадрант характеризует состав национального дохода по стоимости. В нем показаны основные элементы чистой продукции (заработная плата и другие виды оплаты труда, прибыль) по каждой отрасли материального производства.

В четвертом квадранте отражены отдельные элементы перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами. Показатели этого раздела особенно важны при международных стоимостных сравнениях, т.к. они позволяют охарактеризовать весь экономический оборот в народном хозяйстве.

27. Нормативная база стратегического макропланирования в РФ.

Нормативно-правовая база по вопросу государственного планирования не обширна: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», другие нормативные правовые акты, большей частью касающиеся разработки планов и прогнозов на среднесрочную перспективу или имеющие пограммный характер.

- Указ «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» является единственным, а поэтому основным методологическим документом для организации работы федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации стратегических национальных приоритетов на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.

- Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" определяет следующий перечень и порядок разработки документов:

- Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.

- На основе прогноза на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

- В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза и концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. После 2008 г. программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу разрабатываться перестали.

- Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

- Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации Послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

- Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в Послании Президента РФ.

- Правительство РФ одновременно с предоставлением проекта федерального бюджета предоставляет Государственной думе прогноз социально-экономического развития на предстоящий год

28.Стратегическое планирование материально-технического обеспечения народного хозяйства в условиях рыночной экономики.

Планирование МТО предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При организации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять потребность в материальных ресурсах по специфицированной номенклатуре на плановый период. Процесс планирования предусматривает следующие этапы: исследование рынка сырья и материалов, определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материалов, составление плана закупок материалов и стоимостный анализ заготовительного предприятия. Исследование рынка сырья и материалов — один из элементов планирования МТО предприятия. Изучение рынка сырья и материалов предполагает систематические сбор, обработку, анализ и оценку информации о предложении конкретных видов материалов, ассортименте и ценах на сырье, материалы, топливо и полуфабрикаты. При исследовании рынка сырья и материалов предприятие должно дать количественную оценку предложений необходимых ему материальных ресурсов в ассортименте и по предлагаемым ценам. Важное место в изучении этого рынка занимает анализ издержек по доставке материалов. При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов важная роль принадлежит информации о состоянии портфеля заказчика. Исследование рынка сырья и материалов носит стратегический характер, поскольку решается вопрос о закупке материальных ресурсов. Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие сравнивает собственные расходы на производство необходимых деталей с ценой аналогичных деталей у поставщика. Определение потребности в материальных ресурсах — централь ное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источники покрытия могут быть собственными или заемными. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов. Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и техно логические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО пред приятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения. Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами: детерминированным — на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим — на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным — на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов. Наиболее распространен метод прямого счета, основанный на программе выпуска продукции и нормах расхода материалов на единицу выпускаемой продукции.

29. Сводное финансовое планирование в РФ.

Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота ВВП в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования.

Объектом финансового планирования являются фонды денежных средств. Финансовым планированием обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

На общегосударственном и территориальных уровнях финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

В систему финансовых планов входят: 1) перспективные финансовые планы; 2) сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.

Перспективное финансовое планирование осуществляется на всех уровнях власти в целях: обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики; прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий; прогнозирования финансовых последствий реформ, программ; определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план, разрабатываемый на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.

Сводный финансовый баланс –это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Составление сводного финансового баланса – подготовительный этап разработки адресного финансового плана, то есть бюджета.

Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Приведем таблицу основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне

Доходы  
1. Прибыль 2. Налог на добавленную стоимость и акцизы 3. Подоходный налог с физических лиц 4. Налоги на имущество 5. Средства для образования фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда страховой медицины и фонда занятости  

6. Средства других бюджетных целевых фондов

7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

8. Амортизационные отчисления

9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая до-ходы от продажи госимущества

10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности

11. Прочие доходы

Расходы

1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)

2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы

3. Государственные дотации

4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных капитальных вложений (без капитальных вложений)

6. Расходы на науку за счет бюджета

7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов

8. Расходы на оборону

9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)

10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)

11. Расходы по внешнеэкономической деятельности

12. Расходы на образование резервных фондов

13. Прочие расходы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: