Цели оргпериода

В первые дни для вожатых важно:

Запомнить имена всех детей

Диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров.

Выявить интересы детей

Сплочение коллектива

Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда

Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований)

Выстроить работу с напарником

Ознакомление детей с содержанием смены, корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

Для детей важно:

Познакомиться с отрядом

Ориентироваться в лагере

Чувствовать себя комфортно

Почувствовать себя нужным

Определение места (статуса) в коллективе;

Узнать план смены

Ориентироваться в режимных моментах

Общая цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.

Задачи оргпериода

познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;

предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;

узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;

познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

В организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.

Чтобы процесс прошел безболезненно НЕОБХОДИМО:

Предъявить требования, касающиеся отношений со взрослыми и внутри отряда.

Организация быта и режима лагеря.

Познакомить детей друг с другом (игры на знакомство), снять напряжение и тревожность (игры на раскрепощение). Уловить способности. Выявить лидеров (игры на выявление лидера)

Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего вы можете предложить ребятам разнообразные дела: спортивные, интеллектуальные, художественно-прикладные, творческие, экологические...

Создать атмосферу комфорта и уюта.

Познакомить детей с лагерем (территория и традиции), его работниками; тематизмом смены и культурой (атрибутика, песни, знаки и пр.)

Приучить детей к выполнению санитарных норм и техники безопасности (нарисовать, что можно и что нельзя делать в лагере).

Организационно оформить отряд (где, что, зачем, почему). Оформление уголка и палат.

Сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для этого познакомьте их с общелагерным планом смены.

Старт коллективному творчеству – выяснить что хотят (игры, дела)? Планирование собственного плана отряда на смену вместе с детьми.

Создать у детей позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детей в различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту ситуацию без внимания в дальнейшем.

Выборы органов самоуправления (командир, редколлегия, физорг и пр.)

Принять законы и правила отряда

Рекомендуемая запланируемая последовательность мероприятий

Поездка в лагерь

Расселение

Хоз. сбор

Знакомство с лагерем

Сбор знакомств

Игры оргпериода

Сбор "Рождение отряда" (организационный сбор + cбор планирование)

Линейка открытия смены

Ожидаемые результаты оргпериода

знакомство детей с условиями проживания, с лагерем, режимом его работы, его традициями;

выработка единых норм поведения (предъявление единых педагогических требований);

знакомство ребят друг с другом, со вожатыми в отряде;

начало формирования отряда как коллектива,

формирование групповых норм, ценностей, традиций и отрядных правил;

формирование представления о содержании смены (обсуждение план – сетки и составление отрядного плана);

выявление лидеров, включение их в работу органов самоуправления (ЧТП);

сплочение коллектива;

адаптация ребят к новым условиям жизни, к условиям жизнедеятельности лагеря;

создание у детей ощущения уюта и комфорта (для чего красиво оформить комнаты, корпус, весь лагерь);

дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться в разнообразной деятельности;

поддержание позитивного эмоционального подъема;

Формирование чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

Создание благоприятного эмоционального настроя;

Адаптация к новым условиям жизни может включать

знакомство ребят в отряде

визитки

огонёк знакомства

газета «Это мы»

таблички дежурств на палаты

план кроватей для вожатого

КТД «творческое объединение тёзок». (Нужно научить уважать имена, не допускать прозвищ)

создание комфортных условий для каждого ребёнка

встречки и другие сюрпризы

игры на контакт и доверие

легенды

традиции

ритуалы

тайны

надпись приветствия детей по заезду

приветственная газета с письмами и пожеланиями ребят из прошлой смены

знакомство с условиями лагеря

экскурсия по территории

знакомство с хозяйственным и педперсоналом

демонстрация принятых норм поведения и быта

предъявление ЕПТ

знакомство с режимом дня

хоз. сбор

знакомство с техникой безопасности

законы лагеря

личный пример вожатого

индивидуальные беседы

отношения в педколлективе

уборка территории

дежурство по палатам, столовой, территории

утренняя линейка

утренний информационный сбор отряда.

Задачи вожатого:

Как можно скорей познакомить детей друг с другом. Для этого есть множество специальных игр, так и называемых в педагогической литературе «игры на знакомство».

Сделать детей управляемыми. Для этого можно разбить детей на постоянные группы: звенья, звёздочки, экипажи. Это следует сделать так, чтобы в каждой группе было один или два ребёнка, отличающегося активностью и хорошими лидерскими способностями, один или два, отличающегося хорошими творческими способностями и т.д.

Сформировать у детей представление о том, что будет в течение смены

Дать детям возможность проявить себя, самоутвердиться в спортивной сфере, в творческо-прикладной. То есть тех детей, которые не очень активны по своей природе и не могут постоянно показывать себя в творческих играх, нужно вовлекать в другие виды общественно-полезной деятельности: оформление отрядного места, участие в команде по футболу или же в игре «Что? Где? Когда?»

Следить за документацией. В первые дни нужно будет написать несколько списков отряда: администрации, в медпункт, для себя… Могут быть и ещё документы, заполнение которых не следует запускать.

Желательно:

Доводить до конца каждое начатое дело. Если в начале сказали, что это важно, то нужно требовать выполнения до конца смены. Например, такое правило, как то, что дети не выходят из столовой одни. Это правило вводится и активно используется вожатыми в оргпериод для того, чтобы дети не успели разбежаться по корпусу, по территории.… Но с течением времени, дети привыкают к установленному вожатыми режиму дня, а вожатые начинают доверять своим детям. И если вы захотели отменить для своего отряда данное правило, то лучше торжественно объявить об этом детям. А чтобы они не восприняли это как разрешение безобразничать, надо, во-первых, похвалить их за все предыдущие дни, сказать, «какие вы у меня все послушные, самостоятельные, умные» и ещё раз ненавязчиво напомнить, что в эти минуты делать нельзя.

Критерии успешности оргпериода:

ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым

заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.

принятие норм лагеря

Советы вожатому на организационный период

До сбора желательно почаще назначать временных командиров (ответственных) по разным задачам, это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров;

лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;

индивидуальные беседы проводите только наедине;

больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;

больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;

название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;

Дис-цип-ли-на! (с) «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»:) — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому в оргпериод требуйте безусловного чёткого выполнения всех законов лагеря, норм, режима дня, санитарно-гигиенических правил.

Первый день - это знакомство с лагерем, его традициями, законами, экскурсия по территории. Важны игры на знакомства, которые позволят ребятам расслабиться, почувствовать себя в непринужденной обстановке. Во время проведения игр с подростками вожатый должен внимательно следить чтобы никто не оказался в "глупом" положении, а наоборот должна быть установка на позитивное отношение друг к другу, на сотрудничество и помощь. Вечером можно провести огонек "знакомств", где ребята могут рассказать о себе и послушать других, но и в этом случае требуется положительный настрой идущий от вожатого.

Второй день - это уже более близкое и детальное знакомство. Здесь необходима творческая работа по группам. В первые дни ребята еще плохо знакомы,. поэтому им еще трудно общаться большими группами. В этот день возможно общее обсуждение дальнейших планов, рождение названия отряда. Подросткам очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты, свои кричалки - все это они придумывают с удовольствием, нужно только немного помочь им.

Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил и особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.

Кстати, в связи с существованием медицинских требований, ставящих в дни оргпериода непроходимые "нельзя!" на пути детей к воде, заготовьте ответ на вопрос, который чаще всего будут задавать вам в эти три дня. Вас обязательно спросят: "А когда пойдём купаться?"

Планирование оргпериода

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойн ой обстановке вместе с напарником накануне смены. Потом, конечно, придется кое-что изменить по ходу событий. Но как известно, удается лишь импровизация, которая была заранее подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно. В первый день после расселения советуем вам провести экскурсию по лагерю. Обследуйте все вместе каждый уголок. Хорошо, если вы расскажете ребятам что-нибудь из истории лагеря. Затем проведете с ним и первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД (Например: Полет в космос, Ромашка,...).

Если до ужина осталось время, займитесь оформлением палат и отрядного места. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным от вас заданием. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, оформить место для свечки, сделать почтовый ящик, таблички на палаты с именами и т.д.). В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность "выпадения" кого-то из ребят из работы группы выше. И конечно же, работы должно хватить для всех.

После ужина проведите с ребятами " Огонек знакомств". О нем - отдельно.

Не забудьте о том, что в первый день ребятам наверняка понадобится чуть больше времени на подготовку ко сну. Да и в обычные дни отводите на это не меньше получаса. Если вы задержите подготовку ко сну. наверняка задержится и отбой, и тогда вам очень трудно будет сделать его организованным.

Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, не давать им скучать. Пусть он и с первых же дней поймут, что им просто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обмороки успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет, как по маслу.

Вообще организационный период (оргпериод, проще говоря) - очень важная вещь, важный момент, который нельзя пустить на самотёк. Здесь нужно хорошо потрудиться, ведь как начнётся смена, так она и пройдёт. Да, это требует немалых усилий со стороны вожатого, да, это сложно, но нужно постараться. Оргпериод - это как бы переход из одной жизни в другую. Для детей сложно адаптироваться в новой для них среде, для вожатого тоже (особенно если работаешь первый год и вторую смену, ведь только сблизился с той сменой, с теми ребятами, как приехали новые, и всё нужно начинать сначала).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: