Методом пальпации при исследовании сердечно-сосудистой системы определяется состояние пульса (частота, ритм, напряжение, наполнение, величина), проводится пальпация области сердца, устанавливается наличие отёков.
Частота пульса (ЧП) определяется при пальпации крупных сосудов. Частота сердечных сокращений (ЧСС) устанавливается при пальпации верхушечного толчка или аускультации сердца.
У здорового ребенка количество пульсовых ударов в 1 минуту равно количеству сердечных сокращений в 1 минуту. Итак, сосчитав частоту пульса, можно получить информацию о ЧСС и наоборот.
Однако существуют заболевания, при которых возникает дефицит пульса, т.е. после некоторых сердечных сокращений пульсовая волна не распространяется по сосудам. В этом случае ЧП будет меньше ЧСС. Таким образом, при первичном осмотре ребенка нужно определить и сравнить ЧП и ЧСС.
Правила определения частоты пульса:
- наиболее точные данные можно получить утром сразу после сна, натощак;
- ребенок должен находиться в спокойном состоянии, так как возбуждение и физическая нагрузка приводят к повышению частоты сердечных сокращений;
- ребенок сидит или лежит;
- впервые пульс пальпируется на обеих руках 2 и 3 пальцами на лучевой артерии в области лучезапястного сустава (рис. 137 А). Врач при этом большим пальцем обнимает руку ребенка с тыльной стороны. При одинаковых показателях на обеих руках во время первого осмотра, т.е. пульс синхронный, в дальнейшем можно определять состояние пульса только на одной руке;
- такой способ малоприменим у грудных детей; у них удобнее определить частоту сердечных сокращений при аускультации сердца или пальпации верхушечного толчка (1 пульсовый удар = 1 сердечное сокращение = 1 верхушечный толчок = 2 сердечных тона);
- считать пульс можно 15 или 20 секунд, а потом полученную цифру умножить соответственно на 4 или 3.
при значительном увеличении ЧСС v детей раннего возраста для облегчения подсчета можно принять 2 сердечных сокращения за одно, сосчитать их на протяжении 1 минуты и умножить полученную цифру на 2.
С возрастом частота пульса в 1 минуту уменьшается.
Таблица 16