^Художественная культура общества — сложное, многомерное и полиэлементное образование/ К середине 1990-х годов специалисты насчитывали от 300 до 400 определений культуры, в которых с большей или меньшей полнотой были сделаны попытки понять, что такое культура, ее предмет, структура, функции, закономерности развития1. Оправданным представляется вопрос: можно ли вообще дать ее определение, устраивающее социологов, философов, культурологов, педагогов, искусствоведов, представителей ряда других наук, изучающих разные исторические типы и пласты культуры?
Весьма вероятно, что ответ на этот вопрос предопределен самим характером явления, выступающего как всеобщая духовная среда существования и жизнедеятельности человека. Художественная культура — часть более общего явления — культуры. Это также среда, в которую вступает человек с момента рождения. На каждом жизненном этапе, в каждом конкретном проявлении человек так или иначе соприкасается с миром художественной культуры, с ее определенными сторонами, пластами, явлениями, институтами, носителями, исполнителями, образами и т. д.2. И вновь
|
|
1 См.: Категории и понятия теории культуры. М., 1985; Кребер А., Кпакхон С. Культура. Критический анализ концепций и функций. М., 1992; Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989; Орлова Э.А. Культурная антропология: Учебное пособие. М., 1995; Рождественский Ю.В. Введение в культуро-ведение: Учебное пособие. М, 1996.
Все эти вопросы являются предметом специального курса истории и теории культуры (культурологии). В данном курсе они освещаются лишь в той мере, которая диктуется его собственными задачами.
26 ________________ Раздел I. Лекция 1 _______