double arrow

Введение



Предмет, теоретические основы и задачи курса 11



ко этнографы, историки, филологи, искусствоведы и педагоги, но и политики, средства массовой информации. Происходит усилен­ная и искусственная фольклоризация самосознания значительного слоя людей. Можно говорить о положительных и негативных сто­ронах этого процесса, его идеологической и откровенно конъюнк­турной подоплеке1.

Последнее десятилетие XX в. с особой ясностью высветило во­прос об отношении к историческому прошлому, к культурному наследию, национальным традициям России. Впервые во всем объеме открылись масштабы потерь, понесенных народной худо­жественной культурой в XX в. Потери эти не всегда можно пред­ставить в конкретно-зримых очертаниях, назвать и перечислить их. Тем не менее даже то, что "лежит на поверхности", потрясает нас своими негативными последствиями для духовной жизни на­рода. Утрачены многие народные праздники, обряды, обычаи, иг­ры; растеряны традиции народного хорового пения и массового музицирования; приходится возрождать многие исконные народ­ные художественные ремесла; разрушены механизмы передачи и функционирования национальных ценностей. Русской народной художественной культуре нанесен ущерб искусственным выталки­ванием ее на обочину духовной жизни, размыванием националь­ных черт, отказом в праве на существование и утверждение своей самобытности, подавлением веками сложившихся традиций фор­мами политизированной самодеятельности. Безусловно, многие из потерь обусловлены объективными причинами: урбанизацией, мигра­цией, войной, раскрестьяниванием. Но немалая их часть была инспи­рирована государственной культурной политикой, в которой культур­ный плюрализм, многообразие региональных форм были принесены в жертву культурной монополии, насаждению единых эстетических ка­нонов в творчестве. В нормальный, естественный, культурно-созида­тельный процесс вторгались директивы партийно-государственных структур управления2.Не случайно, выдающийся русский дирижер В.Н.Минин, выступая на Всесоюзном совещании по развитию на­родного творчества в апреле 1988 г., просил органы культуры "не мешать фольклору самостоятельно развиваться; ибо создание му­зыкального фольклора — дело тонкое, и не нужно представления работников органов культуры о жизни народа натягивать на эту


жизнь, и уж тем паче делать ее формой отчетности, от которой гибнет множество хороших начинаний"1.

Народная художественная культура в современном мире имеет широкий спектр взаимодействий с элитарным искусством, а также с массовыми формами культуры. В течение длительного времени массовую культуру, народную культуру оценивали весьма негатив­но и противопоставляли им искусство элитарное. Однако очевид­но, что элитарное искусство, массовая культура не могут выпол­нить те задачи и функции, которые выполняет народная культура, ибо это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые явления. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет ду­ховные устои жизни. Без определенного уровня народной художе­ственной культуры не может быть полноценной почвы для разви­тия элитарного искусства, она — те врата, через которые каждый человек может делать первый шаг в красочный мир эстетических ценностей. Благодаря в первую очередь народной художественной культуре, национальным традициям, человек ощущает свое место в исторической преемственности поколений, определяет свою эт­ническую и национальную самобытность.




Отношение к народной художественной культуре сегодня — ос­новополагающий фактор в культурной политике России. В разные периоды это отношение складывалось по-разному: от полной под­держки до полного отрицания отдельных ее пластов. Начиная с 20-х годов XX в. традиционные формы культуры нередко нивели­ровались по причине отказа от их региональных особенностей, делились на более и менее "ценные" формы и жанры во имя ут­верждения идей социализма, а также из-за несоответствия их формируемому "новому" менталитету народа. Концепции пролет­культовского характера, борьба с которыми якобы завершилась в конце 20-х годов, нередко проявлялись, в частности, по отноше­нию к фольклору в государственной культурной политике до кон­ца 60-х годов. Традиционная вековая народная культура, благода­ря которой получило бурное развитие не только элитарное искус­ство, но и русская культура в целом обрела яркую духовную само­бытность, была урезана в правах, исключалась из сферы интересов государства и общества. Она подвергалась насильственному упро­щению, отторжению, а порой и "революционному очищению".



С позиции исторического опытанеобходима справедливаяоценка традиционнойхудожественной культурыи ее особой роли вжизни



1 См.: Каргин А.С. Обращение к читателям//Народное творчество. 1996.М» 1. С.3-4.

2 См.: Каргин А.С, Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М., 1993.С. 3-17.


1 Творчество народа — обновлению страны: Материалы Всесоюзного совещания по развитию народного творчества. 4-5 апреля 1988 г. Москва. М., 1988. С. 68.


12 Введение


Предмет, теоретические основы и задачи курса__________ О



народов России.Без этого останутся не осознанными до конца ни огромные масштабы потерь, понесенные народной культурой,ни зна­чение сохраненных ею, несмотря на неблагоприятные условия, живи­тельных корней, ни мощь народных традиций.

Чтобы понять сегодняшнее состояние народной художествен­ной культуры, необходимо обратиться к ее истории, осмыслить критически весь комплекс проблем ее функционирования и раз­вития. Только на этой основе мояшо выстраивать конструктивную стратегию возрождения традиций, не превращая эту деятельность в пропагандистскую кампанию.

Нельзя выбросить из истории народной культуры трагические ее страницы, но неверно ограничиться только постоянным перелистыванием этих страниц. Она про­должала сохранять и сохранила вплоть до настоящего времени многие свои традиции и вопреки сложным условиям развивалась в своеобразно огосударствленных формах художественной самодеятельности, ремесел и промыслов, в бытовом исполнительст­ве. Способность к выживанию в неблагоприятных условиях подтверждает открытую испанским фольклористом Р.М.Пидалем закономерность о скрытых, или латентных, способах развития и существования народной художественной культуры1. Однако сохранившиеся ее формы требуют умного И чуткого обращения, специальной под­держки со стороны общества и государства, профессионально подготовленных кад­ров.

Формы народной художественной культуры исторически изменяются. Она тако­ва, каков человек, его образ жизни, философия, мироощущение, менталитет. В част­ности, "структура фольклора любого социального коллектива, - по мысли Б.Н.Пу­тилова, - на данном историческом этапе соответствует структуре его быта"2. Струк­туру, характер фольклора, других форм художественного творчества определяет культурно-историческая, бытовая и социальная практика человека. Поэтому кажутся бессмысленными споры о том, жив ли фольклор, жива ли традиция, жива ли народ­ная культура3. В фольклоре, как и в целом в жизни, постепенно отходит в прошлое то, что перестает соответствовать парадигме народной жизни, но нарождается и раз­вивается то, что ей соответствует. Естественно, что изменяются не только формы народной культуры, но и стилевые, социальные, эстетические черты ее существова­ния. Она не означает отмену роли традиций в народной культуре. Преемственность -глубокая, диалектичная, историческая закономерность эволюции народной художест­венной культуры. Это дает возможность, с одной стороны, достаточно точно судить о принадлежности образцов народной культуры к конкретной эпохе, с другой — видеть неразрывность и диалектику в ее движении.

Нельзя понимать народную художественную культуру как уста­новленную однажды заданность, развивающуюся только в кресть­янской среде. Об особой роли крестьянства, деревни в истории

1 См.: Пидалъ Р. Избранные произведения/Пер. с исп. М, 1961. С. 102.

2 Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.,
1976. С. 181.

3 См.: Гусев В.Е. Жив ли фольклор?//Живая старина. 1995. №2.


народной культуры в дальнейшем повествовании придется много говорить, но народная культура — результат творчества всего на­рода, а не одной только его части. Народную культуру можно представить как процесс творчества разных социальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и как результат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение; функционирование произведений культуры в обществе.

С одной стороны, народная художественная культура входит в общую систему народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней, народной моралью и др.); с другой — она является одной из подсистем более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру, взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная ху­дожественная культура предстает в этих связях как многомерное яв­ление, имеющее сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством.

Отсюда задачи изучения народной художественной культуры не сводятся лишь к изучению народного изобразительного искусства или фольклора, прикладного творчества или современных форм любительского самодеятельного искусства.

Перечисленные явления предстают как составные части народ­ной культуры, но одновременно через них выявляются ее осново­полагающие системообразующие элементы, которые образуют ар­хитектонику этого типа культуры.

Народная художественная культура не рассматривается ни как низший этап культурного развития человечества, ни как определен­ная ступень в развитии культуры, а как самостоятельный историче­ски обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и т.д. Предложенный подход к народ­ной культуре уже выводит за пределы традиционных методов ее изучения, сложившихся в этнографии, искусствознании и фольк­лористике. В поле внимания оказываются не столько такие вопро­сы, как образ, стиль, художественная система, орнамент, язык, выразительные и изобразительные средства или жанрово-видовая


14 Введение


Предмет, теоретические основы и задачи курса 15



система народного искусства и ее историческая трансформация, но сущность, исторические формы, морфология и структура на­родной культуры, статус ее творцов и потребителей, ее социаль­ные функции, связь с этническим и социально-психологическим менталитетом этноса.

Для подобного историко-культурологического подхода сегодня есть определенные историко-теоретические основания. В XX в. при изучении народного искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские, этно­графические, социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центре внимания оказывались проблемы, во­все не сводимые к произведениям народного искусства, фолькло­ра. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей народной художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на ду­ховный мир человека. Сделаны попытки выявить космологиче­ские, мифологические, религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические, социально-психологические, социо­логические и исторические закономерности народной культуры.

Современный этап изучения народной художественной культу­ры требует ее соотнесения с универсальными, стабильными или динамичными картинами жизни общества, ^находящимися в зави­симости от того или иного исторического состояния государства. При этом в поле внимания должны оказываться и начальные эта­пы развития народной культуры, и ее функционирование на позд­них этапах истории. Не менее важно при изучении предмета, сущности, границ народной художественной культуры выявление ее места в структуре культуры на любом этапе истории того или иного народа. Своеобразие народной художественной культуры станет очевидным лишь в случае, если ее соотнести с другими слоями культур, существующими в тот или иной период истории.

В науке существует стремление анатомировать структуру на­родной культуры, выделить в ней наиболее мощные пласты. Из­вестна попытка вычленить слагаемые языческой, дохристианской, средневековой народной культуры, а также народной культуры нового и новейшего времени. Если исходить из безусловного по­ложения о том, что каждый социальный слой или группа общест­ва выступает творцом и носителем определенного типа субкульту­ры (крестьянство — крестьянской, духовенство — религиозной, рыцарство — рыцарской, ремесленники, мещане, рабочие — го­родской и т. д.), то, очевидно, и слагаемые культуры будут весьма


различаться в разные исторические периоды. Наличие перечис­ленных слоев в культуре приводит не к разрушению ее как цело­стного организма, а к постоянно меняющейся архитектонике и соподчиняемости слагаемых. Самостоятельность каждого из выде­ляемых слоев культуры не отрицает их внутренних взаимоотноше­ний и взаимовлияний. В реальности не существует жесткого раз­деления, например, крестьянской и религиозной культуры или культуры рабочих и мещан. Наоборот, религиозная культура не­редко проявляется в фольклорных формах, последние несут ее за-данность, а народные представления отражаются в религиозном искусстве. Кроме того, из возникающей в этом случае картины мира, в которой переплетается языческое и религиозное, сакраль­ное и мирское, предстает культура не только мещан, рабочих, крестьянства, но в то же время дворянства, интеллигенции, купе­чества.

При все более дифференцирующейся социальной жизни, когда одни группы общества отделялись от других, ценности традици­онной культуры функционировали в каждой из них, несмотря на социальное расслоение. Можно также отметить, что основной бесписьменный механизм функционирования ценностей традици­онной культуры, сложившийся в древности и получивший всесто­роннее развитие в крестьянской среде, был задействован предста­вителями всех слоев, причем естественно изменялся с учетом осо­бенностей культурных традиций этих слоев.

Народная художественная культура, очевидно, единственная из всех типов культур, имеет такие механизмы функционирования, которые в том или ином виде заимствованы и трансформированы другими слоями культуры, в том числе элитарной и массовой.

В этой связи возникает проблема распространения и сфера функционирования народной художественной культуры. По на­шему мнению, если на стадии нового и новейшего времени народная художественная культура функционировала и функционирует в виде одного из пластов культуры, то на предшествующих этапах истории (язычество, средневековье) она оказывалась универсальным пластом культуры всего человеческого сообщества. "Подходя к делу истори­чески, — писал В.Пропп, - мы должны будем сказать, что для до­классовых народов фольклором мы назовем творчество всей сово­купности этих народов"1.

То, что обычно подразумевается под народной традиционной культурой, оказывается наиболее древней культурной системой,

1 Пропп В.Я. Фольклор и действительность//Избр. статьи. М., 1976. С. 18.




Введение


Предмет, теоретические основы и задачи курса 17



имеющей на разных этапах истории разную степень распростра­нения и дошедшей до наших дней как один из пластов культуры общества.

В условиях социальной дифференциации народная культура со­храняет свое универсальное значение как общенациональная цен­ностная система. Поэтому в нашем понимании народная художе­ственная культура — целостная и самодостаточная система духов­ной жизни народа, результат и процесс бытовой, а также социаль­но-организованной творческой деятельности всех слоев общества (крестьянства, рабочих, мещан, интеллигенции, купечества, сту­денчества и множества других групп), осуществляемой ими в со­ответствии с архетипами народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры и менталитета.

В определении учтена мысль Б.Н.Путилова о двух — частью не­зависимых, частью пересекающихся и взаимодействующих — фольклорных системах. Одна из них принадлежит среде с господ­ствующим фольклорным сознанием и фольклорным способом со­хранения и передачи культурной традиции, другая функционирует в среде, культура которой определяется письменной, "ученой" традицией1. Предлагаемое определение вытекает из логики совре­менного художественного процесса, состава его носителей и хра­нителей. Картина здесь весьма противоречивая. Сохранение рав­новесия в развитии народной художественной культуры сопряже­но сегодня с повсеместным разрушением патриархального уклада жизни, который обеспечивал один тип культурного производства, уже невозможный в современных условиях. Формируются иные формы организации культурной деятельности, другие механизмы передачи культурных традиций. Поиск таких механизмов — дело трудное, требуется иное понимание места и роли народной худо­жественной культуры в современном мире.

Педагоги, мастера, руководители множества возникших в по­следние годы студий, школ, центров, домов ремесел, фольклора, традиций нащупывают формы и методы передачи традиционной культуры детям и подросткам, молодежи, взрослым. На смену се­мье, общине приходят школа, система образования, сеть специ­альных внешкольных культурно-просветительных учреждений, средства массовой коммуникации. Каждый из них ведет поиск своих механизмов включения человека в культурно-художест­венную деятельность, в каждой из них складывается своя методи­ка преодоления отчужденности личности от своих традиций. По-

1 См.. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С. 46-47.


ПОму одной из основных задач учебника является не только из­ложение теоретических, исторических, эстетических проблем на­родной художественной культуры, раскрытие их причинно-< педственных связей, но и поиск путей ее поддержки и развития в Новых условиях.

В народной художественной культуре очевидны два взаимодо­полняющих слоя — традиционных и инновационных образований, I истемообразующих содержательных, жанровых, стилевых, функ­циональных ее элементов. Это касается фольклора, традицион­ного прикладного и изобразительного народного искусства, всех форм современного любительского творчества, художественной самодеятельности. Безусловно, что соотношения традиционных и инновационных элементов в этих формах будут различными.

С учетом изложенного предлагается следующее определение основных структурных образований современной народной худо­жественной культуры — фольклора, художественной самодеятель­ности, неофольклора, фольклоризма, декоративно-прикладного и художественно-прикладного искусства.

Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) — ()Ытовая традиционная для этноса духовная философско-эсте-гическая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов.

Художественная самодеятельность — социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие су­ществующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массо­вой или фольклорной культуры посредством специального обуче­ния определенной части населения художественным навыкам и

умениям.

Неофольклор — бытовое художественное творчество, творчество неформализованного досугового характера, включающее одновре­менно формы фольклора, массового и профессионального искус­ства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетиче­ским многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью и выступающее "второй" волной в современной фольклорной куль­туре.

♦рЛОИСк.мм ...ституг искусе, о и кулыуры БИБЛИОТЕКА

Фольклоризм, или вторичный фольклор, — сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерно­стей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

2 А.Каргин



Введение


Декоративно-прикладноеи художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор— овеществленный, материализованный^ слой народной культуры, отражающий в образно-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклор­ные, так и специализированные формы.

Понятие "современная"в данной работе используется в плане конкретно-историческом, т. е. отражает временные содержатель­ные, эстетические, формообразующие характерные явления инно­вационныепо существу. В понятие "народ"включается все населе­ние страны или ее региона, имеющее либо географический, либо административно-территориальный, либо этнический статус, ко­торый выступает субъектом (творцом) и одновременно объектом художественной культуры, отвечающей определенным, характери­стикам и нормам, присущей ей как народной.

В связи с тем что понятия "архаическая", "традиционная", "аутентичная" по отношению к народной культуре используются нередко как равнозначные, необходимо определить смысл каж­дого из них.

Архаическая культураимеет древнее крестьянское происхожде­ние и связана с эпохой земледельческого календаря.

Традиционная культураопределяет качественные и наиболее ус­тойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качество, свойства, характеристика) народной культу­ры; это культура, ставшая общезначимой для всех или по крайней мере для большинства социальных групп.

Аутентичная культура — наиболее типический слой культуры, существующий в любой маргинальной среде. Это первичная, из­начальная и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самого ценного в эстетическом и духовном от­ношении слоя культуры любой социальной группы. Поэтому можно говорить об аутентичной культуре крестьянства, рабочих, интеллигенции и т.п.. Понятия "аутентичная" и "традиционная" тесно соприкасаются в характеристике народной культуры.

При этом в каждом случае, в каждой теме, лекции в ходе даль­нейшего изложения будут даны и более пространные, конкрети­зированные определения как указанных основополагающих явле­ний народной художественной культуры, так и более локальных, производных, частных ее характеристик.

Безусловно, читателю необходимо учитывать некоторую услов­ность, обобщенность трактовки предложенных определений. Они отражают тот уровень научного раскрытия сущности народной культуры, который сложился в современной фольклористике и теории художественной культуры.


Раздел I. НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

Интерес к фольклору, народной культуре возникает во всем мире, а не только в России на рубеже ХУШ-ХГХ вв., в период становления и расцвета романтизма, который в известном смысле реабилитирует и идеализирует старину. Романтизм подверг крити­ке процесс обособления и гипертрофии профессионального худо­жественного творчества, взяв за образец прошлое, когда искусство создавалось всем народом. Романтизм явился отправной точкой развития науки о народном искусстве, его природе, особенностях поэтики и функций.

Народное устно-поэтическое искусство во всем многообразии его форм стало ассоциироваться с народной культурой в целом. Хотя это и было одностороннее и неполное представление о на­родной культуре, оно стало наиболее распространенным вплоть до начала XX в. Образцы этого творчества представляли возможность сравнивать, изучать и выявлять типологические, социальные, эс­тетические его особенности.

В России интерес к устно-поэтическому творчеству как фено­мену духовной жизни начинается в XIX в. Одной из основных причин этого интереса Г.В.Флоровский считает пробуждение ис­торического чувства - одного из самых характерных признаков русской культуры XIX в.1. В этот период наблюдалось в известной степени поверхностное отношение к истории, сентиментальная идеализация прошлого. Тем не менее актуализация проблематики народной культуры явилась следствием пробуждения историче­ского и национального сознания. Через народную традиционную культуру происходило открытие национально-этнического своеоб­разия менталитета русской нации. Фундаментальные труды А. Н.Афанасьева, М.Забылина, И.М.Снегирева, А.В.Терещенко, Н.И.Костомарова, других ученых как бы явились фактологическим основанием для разработки проблем народного искусства. В большинстве работ не только описывались быт, бытовая культура, нравы и порядки, праздничное поведение, но и приводились ху­дожественные тексты сказок, поверий, песен, обрядов.


Народная художественная культура как предмет изучения____ 2\_

Именно в середине XIX в. развернулись первые дискуссии о русской идее, русском характере, особом пути исторического раз-пития России. Здесь столкнулись точки зрения славянофилов (К. и И. Аксаковы, И.Киреевский) и западников (П.Чаадаев, П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин). Вся история XIX в. неот­делима от поисков содержания понятий "народ", "народность", "этнос", "нация", "национальное своеобразие". Для этого перио­да характерны и напряженные поиски русским народом своего места среди других народов мира и, конечно, осознание им своей роли в развитии культур Востока и Запада.

В связи с этим возникает необходимость понять в широком ис­торическом контексте вопрос об отношениях народной культуры Госсии с мировой культурой, осмыслить ее контакты с ней. Свое­образным переломом и новой точкой отсчета в истории таких контактов стало крещение Руси, когда, по словам Флоровского, через христианство Древняя Русь вступила в творческое и живое нзаимодействие со всем окружающим культурным миром1. Это взаимодействие оценивалось и оценивается весьма неоднозначно, оставаясь одной из самых сложных проблем исторической науки до последнего времени.

Особый интерес к народной культуре формируется в России в 1830-1840 годы, когда вновь оказывается актуальным вопрос о ее отношениях с Западом. Именно тогда со всей решительностью ставится вопрос о месте России во всемирной истории. Противо­поставление романо-германскому миру потребовало углубленного изучения исторической судьбы русского народа. Фундаментальная "История государства Российского" в 12 томах (М., 1816-1829) Н.Карамзина была одной из первых попыток ответить на этот во­прос. Своеобразный ответ давали и славянофилы, в частности И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П В. Киреевские, А.С.Хомяков, со­чинения которых не только идеализировали допетровскую Русь, ее патриархальность, консерватизм, православие, но и способствова­ли расширению знаний о народной культуре, народной жизни.

Мировосприятие славянофилов, связанное с идеализацией до­петровской Руси, было спровоцировано стремлением России к планетарным контактам со всем миром, которое стимулировало сначала христианство, а затем бурная ассимиляция ценностей за­падного мира, начатая реформами Петра Первого. Из противоре­чия между защитой самобытности и стремлением к объединению



См.: Флоровский Г. Пути русского богословия. К., 1991. С. 232.


1 См.: Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 4.




Раздел!



со всем миром и возникает напряженная духовная, религиозная, государственная и светская жизнь в России.

Активизация мысли о народном искусстве своим следствием имела возникновение специальных исследований по его истории. Возникает фольклористика, появляются исследования по русской мифологии1. На протяжении всего XIX в. к изучению народного искусства обращаются разные науки: история, филология, этно­графия, искусствоведение. Научные методы определили плюра­лизм научных подходов и отразили исторические особенности на­учного мышления XIX в., например недооценку гуманитарного знания. Тем не менее многие исследователи расширяли границы исследования, рассматривали народное искусство в широком кон­тексте культуры. Можно утверждать, что именно потребность в изучении народного искусства стимулировала необходимость раз­вертывания культурологических исследований, которая будет окончательно осознана в XX в. Вопрос о генезисе народной куль­туры требовал изучения архаики, проявляющейся в мифе, рели­гии, ритуале, празднике, обряде.

Поскольку в XIX в. собственно культурологии еще не сущест­вовало, необходимо было найти ту область, которая включала бы культурологические аспекты народного искусства. Пожалуй, такой дисциплиной была этнография, в границах которой и предприни­малось изучение общих вопросов народной культуры, а также на­родного искусства2. Правда, долгое время эта наука оставалась достаточно описательной, претендовала на изучение фактов, быта, обрядов и обычаев того или иного народа.

Важно отметить, что в XIX в., рассматривая народное искусст­во, фольклор, по сути дела, рассматривали народную художест­венную культуру. В этом плане любопытно привести одно из оп­ределений фольклора, данное в конце ХЕХ в. ВЛесевичем. По его мнению, к фольклору "относятся басни, сказки, легенды, сказа­ния, песни, загадки, детские игры и присказки, знахарство, во­рожба, свадебные и иные обряды, метеорологические и иные приметы, пословицы, поговорки, присловья, рассказы о луне, звездах, затмениях, кометах и всякого рода суеверия: различения легких и тяжелых дней, повествование о ведьмах, упырях, вовку-лах, виях и т. д. - словом, все то, что народ унаследовал от отцов


и дедов путем устного предания"1. И далее дается определение Фольклора как "древнейшего фазиса" культуры, сохраняющей "исторические основы всего того, из чего слагается наша духовная жизнь"2. Очевидно, речь здесь идет, в современном понимании, о фольклоре как художественной народной культуре в целом. Опре­деленность в соотношении этих понятий возникает лишь во вто­рой половине XX в.

Изучая народное искусство, исследователи поднимали вопросы, актуальные именно для народной художественной культуры. В частности, они интересовались не только вопросами развития на­родного искусства, но и процессами его социального функциони­рования. Это было присуще работам А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, А.Н.Веселовского, классическим трудам Б.М. и Ю.М. Соколовых, В.Я.Проппа, Д.К.Зеленина, М.КАзадовского, Л.В.Бакушинского, П.Г.Богатырева, М.М.Бахтина, Э.В.Померан­цевой, Н.И.Толстого, А.Б.Салтыкова и др. Однако с 20-х и по 60-е годы XX в. русская фольклористика, определяя свой предмет, как бы в противоположность своей предшествующей истории все бо­лее дифференцировала предмет своего изучения до устно-поэтического творчества и искусства слова.

/Изучение народной художественной культуры сегодня вступает в новый этап своей истории: от разрозненных, разных по объему и полноте исследований по фольклору, декоративно-прикладному творчеству, художественной самодеятельности, народному костю­му, народным праздникам переходит к системному изложению наиболее общих вопросов теории и истории народной художест­венной культуры как целостного, синкретичного, комплексного явления, включенного в ткань духовной жизни народа и высту­пающего важной составной частью этой жизни.

Естественно возникает вопрос о месте и особенностях народ­ной культуры среди других типов культуры - элитарной и массо­вой. Только соотнося их, выявляя специфическое, можно открыть широкие возможности для углубления знаний о каждом из типов культуры. В конечном счете тот или иной тип культуры по-разному соотносится с народным, профессиональным и массовым искусством. В зависимости от ценностных ориентации культуры оказывается и ее статус, и иерархические отношения между типа­ми культуры.



1 См.: Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т. 1. М., 1958; Т. 2. М.,
1963.

2 См.: Пыпин А. История русской этнографии: В 4-х т. СПб., 1890-1892.


1 Лесевич В. Фольклор и его изучение//Памяти В.Г.Белинского. Литературный
сборник, составленный из трудов русских литераторов. М, 1899.
С. 343.

2 Там же.С. 344.


Раздел I

При изучении каждого из слоев народной культуры по-настоящему плодотворной будет методология, которая рассматри­вает их развитие и функционирование в соотнесенности с харак­тером особенностей народной культуры, присущих ей на том или ином этапе истории. Лишь в рамках этой соотнесенности можно ставить вопрос о социальных функциях народной культуры в це­лом.

Итак, во-первых, нужно констатировать факт большей изучен­ности русской народной художественной культуры и наличия ог­ромного количества источниковедческих и фундаментальных ра­бот. Во-вторых, исторически сложившиеся интернациональные связи русской культуры с национальными культурами всех наро­дов, населяющих Россию и близлежащих государств, позволяют в известной степени экстраполировать выводы и закономерности в целом к любой другой культуре, в том числе неславянской. В-третьих, русская культура в силу ее выдающегося вклада в миро­вую художественную сокровищницу на протяжении Х1Х-ХХ вв. оставалась одной из наиболее притягательных в плане познания ее менталитета и влияния на другие культуры.

Выделяя в русской народной культуре три периода (языческий, архаический и урбанистический), основное внимание мы акцен­тируем на современном этапе ее развития. Это означает, что судь­бу народной культуры мы не связываем лишь с архаическими ее формами. Тем не менее архаический пласт культуры - это "золотое" ядро народной культуры.

На всем протяжении истории России, пока архаическая культу­ра сохранялась и в своем развитии не испытывала противоречий, сдерживания, ограничений, она развивалась как доминанта худо­жественной культуры. Это в полной мере имеет отношение к средневековой русской культуре, к культуре допетровской Руси, к культуре Золотого и Серебряного веков и т.д. Народная культура продолжала составлять значительный слой в русской художест­венной культуре и на том этапе, когда в недрах архаической куль­туры стали возникать различные субкультуры, сменять друг друга, культивируя различные личностные и социальные ценности, по­лучившие затем выражение в профессиональном и массовом ис­кусстве.

Безусловно и другое. Современная русская народная культура связана своими истоками не только с языческим и архаическим миром, но и с миром европейских и византийских ценностей, унаследовав и развив их в своей системе художественных тради­ций. Можно отметить как бы несколько направлений в развитии


______ Народная художественная культура как предмет изучения_____ 25

русской народной культуры: взаимодействие и взаимную ассими­ляцию ценностей с народами, исторически населяющими Россию; ассимиляцию языческих ценностей, предшествующих введению христианства на Руси, и их переработку и приспособление к но­ной религиозной системе; наконец, активное взаимодействие и обмен ценностями с профессиональным искусством. Подобные р;13новекторные горизонтальные и вертикальные процессы, совпа­дающие или расходящиеся по времени, составляют архитектонику развития русской народной культуры.

ЛЕКЦИЯ 1

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: