----
Схема 1 |
возникают вопросы: сводима ли культура в целом к некой сумме ныне существующих ее образований? Каков характер их взаимоотношений на разных этапах истории культуры и истории России? Каковы при этом роль и место народной художественной культуры в жизни общества?
Если исходить из представления о параллельном развитии в современной художественной культуре культур разных типов и социальных групп, вероятно, истоки каждого из них необходимо искать в наиболее древнем, первичном образовании — народной культуре. Однако отношения между культурой в целом и народной художественной культурой не исчерпывают всех богатств отношений их составных частей, структур, элементов. Культурные образования, возникающие в границах каждой из культур, самостоятельно взаимодействуют как по вертикали, так и по горизонтали с образованиями других культур.
Каждая из культур и даже каждое отдельное ее образование могут рассматриваться как достаточно самостоятельные подсистемы в производстве, сохранении, репродуцировании и социальном функционировании культурных ценностей.
|
|
Кроме сложных взаимоотношений элементов и образований внутри культур, каждая из которых претендует на универсальность, всеобщность, особую роль, налицо и система более глобальных отношений между элитарной и народной культурами (субкультурами), которые предстают на протяжении истории в оппозиции по отношению друг к другу. В последнее время обострились их отношения с массовой культурой.
Не простыми и до конца не выясненными предстают отношения с динамично формирующейся в последние десятилетия суперэлитарной культурой, получившей наименование "общечеловеческие ценности".
Разные авторы по-своему выстраивают структуру культуры общества. Профессор А.И.Арнольдов, например, считает: "Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным1'1 Отношения этих слоев культуры и их совместных образований определяют диалектику развития культуры в целом.
Очевидно, в художественной культуре современного общества (см. схему 1) можно выделить следующие пласты:
-------------------------------------
1 Арнольдов А.И. Введение в культурологию. С. 167.