ББК 82.3Р К 21
К |
Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лек-К 21 ций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1997. -288 с.
Курс лекций представляет собой первое фундаментальное учебное пособие, в котором в систематизированном виде излагается научная концепция народной художественной культуры, рассматриваются ее сущность, функции, составные части, исторический, культурологический и социально-психологический генезис, даются основные понятия и определения.
Для преподавателей, аспирантов, студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств.
470201015-026
ББК 82.3Р |
3 объявления
\ |
ЛР 700132-97
Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997
Время рождает традиции. Традиции переживают эпохи.
ОТ АВТОРА
Создание учебника "Народная художественная культура", в полной мере отвечающего своему назначению, — дело будущего, и не столь близкого.
Трудность его подготовки отражает реальную ситуацию, сложившуюся в разработке и преподавании данного предмета в российских вузах, средних специальных учебных заведениях культуры и искусств, в педагогических институтах и университетах, которые осуществляют подготовку специалистов в области народного творчества.
Учебной дисциплины по народной художественной культуре не било, а в ряде названных учебных заведений и сегодня нет, не считая кратких курсов по народному костюму на хореографиче-(к их факультетах и отделениях театральных учебных заведений, по 11.1 родному музыкальному творчеству в консерваториях и музы-| ли и! ых училищах в основном на теоретико-музыковедческих и шродных факультетах и отделениях, по устно-поэтическому фольклору на филологических факультетах университетов и пединститутов.
Курсы или спецкурсы по народному изобразительному и при-• чадному искусству читаются на исторических и технологических 1рщ уинотах и отделениях некоторых педагогических институтов и умпиерситстов, вузах культуры, а также в специализированных училищах и ПТУ. Для каждой из названных категорий учебных шподоний подготовлены и изданы разной степени полноты учеб-
11111 И \
Мозаичной и противоречивой предстает картина с изучением пр. 1МС1.1 и н учебных заведениях культуры. Вплоть до начала 80-х |",|,.ц вопросы фольклора, художественной самодеятельности, м|П11 1|.итого искусства рассматривались в курсах "Клубоведение" ИЛИ Куп.гурно-просветительная работа". Введение самостоятель-
........ \р<;1 "Самодеятельное художественное творчество" не могло
I и.... • нес задачи преподавания истории и теории народной ху
женной культуры, тем более, что менее чем через десять лет
курс был необоснованно исключен из учебных планов, хотя к тому времени появились первые учебные пособия1 и учебная программа по курсу2.
Вопросы народной культуры в общих курсах теории и истории культуры, впервые введенные именно в вузах культуры, в которых впервые были созданы и соответствующие кафедры, рассматривались достаточно фрагментарно и косвенно. В появившихся в последние годы учебных пособиях по курсу истории и теории культуры, культурологии, освещению вопросов народной культуры отводится мало времени. По стилю изложения эти учебные пособия являются фундаментальными теоретико-философскими монографиями со специфической авторской концепцией3.
Объяснить все сказанное можно, видимо, недооценкой роли народной культуры в общей истории и теории культуры и сложившейся в прежние годы традицией ее преподавания. Нельзя не сказать и о том, что существующая концепция подготовки специалистов в области народной художественной культуры по аналогии с подготовкой специалистов для профессиональных художественных коллективов или по образцу школьных педагогов привела к тому, что оказались не востребованными многие действительно важные предметы обучения: краеведение, народный календарь, фольклор, методика сбора и обработки материалов фольклорных экспедиций, история народного быта и костюма, народное изобразительное и прикладное искусство.
Данное издание — первая попытка представить интегрированный курс по народной культуре. Отрадно в этой связи отметить появление учебных программ4, которые во многих своих положениях соответствуют предлагаемому курсу лекций.
Лекционное изложение курса по народной художественной культуре дает возможность отчасти в дискуссионной, свободной
1 См.: Смирнова Е.В. Теория и методика организации самодеятельного творчества
трудящихся в культурно-просветительных учреждениях: Учебное пособие. М., 1983;
Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе:
Учебное пособие. М., 1984; Бакланова Т.И. Самодеятельное художественное творче
ство в СССР. М., 1986; Каргин Л.С. Самодеятельное художественное творчество.
История. Теория. Практика: Учебное пособие. М., 1988.
2 См.: Каргин А.С. Организация и методика художественной самодеятельности:
Программа для институтов культуры и искусств. М., 1990.
3 См.: Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993; Орло
ва Э.А. Культурная антропология: Учебное пособие. М., 1995; Рождественский Ю.В.
Введение в культуроведение: Учебное пособие. М., 1996 и др.
4 См.: Народная художественная культура: Программа междисциплинарно интег
рированного курса/Сост. Т.И.Бакланова М., 1995; Теория традиционной культуры:
Программа/Сост. Н.И.Бондарь. Краснодар, 1997.
форме изложить узловые вопросы ее истории, теории, движущих сил, а также наиболее общие и частные вопросы изучаемого предмета, привлечь разнообразные источники, сопоставить существующие точки зрения и в конечном счете предложить определенную систему целостного познания предмета.
Автор стремился избегать крайностей в оценочных суждениях о судьбе, исторической перспективе, в трактовке наиболее дискуссионных проблем народной художественной культуры, сознавая всю сложность и масштабность этого явления и стремился к адекватности его отражения.
Это — не свод положений, раз и навсегда установленных, объясненных, доказанных. Курс вводит студента в непростую, полную драматизма историю народной художественной культуры, в атмосферу поисков ответов на сложные вопросы ее бытия, учит основам самостоятельного анализа многообразных подходов, концепций, точек зрения, позиций, взглядов на народную художественную культуру. С этой целью, в частности, сопоставляются различные мнения, что помогает читателю сформировать собственный подход. Понимание той или иной проблемы необходимо для каждого, кто готовится посвятить себя профессиональной деятельности в области народной художественной культуры.
Конечно, число приводимых в лекциях различных подходов, мнений, точек зрения можно было бы увеличить, учитывая остроту споров специалистов, ведущихся по вопросам народной культуры. Во многих случаях и предлагаемые автором подходы, видимо, будут не бесспорными, хотя и опираются на известную систему доказательств. Следовательно, предлагаемый курс является "открытой системой" и оставляет возможность его переконструирования, дополнения, развития.
Безусловно, курс лекций отражает социальные и культурные коллизии времени, конкретно-исторический уровень знания и научного понимания сущности, природы, функций, механизмов передачи и движущих сил народной культуры и художественного творчества как важнейшего элемента.
Народная художественная культура — одна из тех областей, где установление истины требует постоянного поиска, новых фактов и открытий. В результате меняется глубина познания истины, которая всегда относительна и потому требует диалектического, "развивающегося" осмысления народной художественной культуры.
В связи с отсутствием полноценных учебников особое значение приобретает умение студента работать со всем массивом разнооб-
разной литературы, посвященной народной художественной культуре. Только в последние годы о ней издано огромное количество книг, сборников, научных статей, монографий, справочников, брошюр, научных исследований, другой литературы. Знакомство даже с небольшим их числом может создать иллюзию или полного представления об этом явлении, или, наоборот, невозможности охватить его целостно во всем многообразии. И то, и другое впечатление — крайности. При этом о народной художественной культуре может существовать и бытовое, и научное представление. Первое, как правило, ограничивается восприятием событий или наиболее ярких явлений и только второе помогает найти стержневой момент в существовании этих явлений, объединенных в определенную развивающуюся систему с богатым историческим прошлым.
Курс лекций предполагает преподавание студентам специальных учебных предметов по фольклору и фольклористике, теории и истории художественной самодеятельности, художественно-прикладному искусству, народным играм, которые конкретизировали бы и развивали общие представления о народном творчестве, способствовали большей профилизации в подготовке специалистов. Общий курс не может отразить особенности народной художественной культуры разных регионов, краев и областей России, тем более конкретных жанров творчества. Поэтому требуются дополнительные курсы, разрабатываемые применительно к конкретной теме и к конкретному региону. Подобные конкретные курсы по народной художественной культуре получают в последние годы все более широкое распространение в учебных заведениях культуры и искусств.
Предлагаемый курс должен стать заключительным в системе данного вида предметов, ибо он, с одной стороны, подводит итоги, обобщает знания о конкретных видах народного творчества, народной культуры, представляет ее как целостную систему, с другой — коррелирует полученные знания с предметами историко-культурологи-ческого цикла (историей мировой и отечественной культуры, теорией культуры, литературы и др.).
Изложение теоретических вопросов художественной культуры в ракурсе учебного предмета — дело чрезвычайно сложное и тонкое. Необходимо избегать опасности перейти на сухой, бесстрастно-лаконичный язык и тем самым не передать ощущения необычности предмета изучения, эстетическую привлекательность народного творчества, не пробудить страстного желания самостоятельного его "прочтения".
Академическое изучение народной художественной культуры кроме профессионального имеет важное научное значение. Оно закладывает основы формирования исследователей новой формации, для которых народная культура не будет выглядеть ни нарочито возвышенным, ни искусственно надуманным предметом. Без академической подготовки исследователей становление подлинно национальной научной школы — дело весьма проблематичное и может растянуться на долгие годы. Это не означает отказа от подготовки исследователей по конкретным сферам народной художественной культуры, в том числе и с узкой специализацией, скажем, по народному костюму, народному пению или музицированию, обрядам и т.п. Речь идет о подготовке исследователей по народной культуре — культурологов соответствующего профиля, понимающих свои задачи не узко профессионально, владеющих не только конкретными методиками и навыками, а сознающих роль и место народной культуры в жизни современного общества и государства, в художественном процессе, в сохранении традиционных национальных ценностей.
Автор выражает искреннюю признательность доктору философских наук, профессору Н.А.Хренову, рецензентам: доктору искусствоведения, профессору И.ФЛяшенко (Киев), кандидату филологических наук В.Г.Смолицкому, кандидату искусствоведения А.Н.Иванову за их конструктивные предложения, сделанные на разных этапах работы над курсом лекций.
Предмет, теоретические основы и задачи курса 9
Введение. ПРЕДМЕТ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗДЦАЧИ КУРСА
Народная художественная культура — широко используемое понятие, но при всей кажущейся простоте определить его границы, перечислить хотя бы основные его слагаемые и дать им характеристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколько.
Во-первых, народная художественная культура имеет сложную и подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоянной смене составляющих ее элементов, включает явления как материального, так и духовного порядка, которые предстают в ней одновременно и эстетической, и утилитарной сторонами. Во-вторых, народная художественная культура полисоциальна, имеет конкретно-исторические формы бытования, изменяется вместе с образом жизни народа, связывается с разными социальными группами и понять роль каждой из них в культурно-творческом процессе задача также не из легких. В-третьих, народная художественная культура — понятие собирательное, объединяющее разнопорядковые явления, каждое из которых нередко требует определения его границ и сущности. Это касается таких основополагающих категорий, как декоративно-прикладное искусство, фольклор, художественная самодеятельность, современное любительское творчество. До сих пор понимание предметного поля каждого из этих образований народной культуры остается весьма Дискуссионным. В-четвертых, фольклористика, теория народного искусства, теория художественной самодеятельности долгое время Изучали проблемы своего предмета, но не смогли выйти на уровень исследования общих вопросов народной художественной Культуры как целостного явления или как подсистемы художественной культуры, хотя такие попытки известны1. Тем более, что Ряд наук (филология, история, этнография, искусствоведение) Претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении Народной культуры, преувеличивая значение для последней своих Проблем. Нельзя не сказать и о том, что в России ситуация усу-
1 См.: Алексеев Э.Е. Музыкальный фольклор в структуре культуры. М., 1981; Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983; Гусев В.Е. Русская Чародная художественная культура: Теоретические очерки. СПб., 1993.
губляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в XX в., когда насильственно отторгались по идеологическим причинам национальные традиции, праздники и обряды, различные формы традиционной творческой деятельности широких слоев народа.
Народная художественная культура — реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире. Многие зарубежные специалисты рассматривают ее как одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры1, "суверенизации" национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных народов. Не случайно ЮНЕСКО, авторитетная международная организация по вопросам науки, образования и культуры при ООН, предприняла ряд шагов, направленных на поддержку традиционной народной культуры. Было выработано определение фольклора и в 1989 г. предложено правительствам всех государств содействовать распространению традиционных ценностей. ЮНЕСКО направила в свои национальные советы соответствующие "Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора"2.
При ЮНЕСКО созданы и успешно действуют специальные международные комитеты по народной музыке и ассоциации по вопросам фольклора и народного искусства — СИОФФ, ИОФ, ИНСИТА, которые вносят заметный вклад в координацию международных акций: проведение фестивалей фольклора, выставок, конференций и т.д.3
Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционной художественной культуры, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни.
Без восстановления полнокровной народной художественной культуры, ее нравственных основ не может возродиться национальный духовный менталитет. В то же время нельзя не учитывать, что в понимании и оценке роли фольклора не обходится без "перегибов". Слово "фольклор" стало едва ли не одним из наиболее употребительных. Им часто и с легкостью оперируют не толь-
1 См.: Культурное наследие и традиционная культура народов Европы в становле
нии "общеевропейского дома": Материалы II Европейской конференции по народ
ному творчеству. Новгород. 1990.
2 См.: Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 495-499.
3 См.: Современный фестиваль фольклора: Опыт, проблемы, перспективы. М.,
1995.