В банковской сфере выделяют три основных вида стратегии маркетинга:
· концентрированный;
· дифференцированный;
· массовый.
Концентрированный маркетинг – концентрация банковской деятельности на одном рыночном сегменте. Выделяют следующие виды концентрации:
1. Концентрация на одной группе потребителей (завоевание новых рынков).
Преимущества:
· целенаправленность рекламной компании;
· знание и потребность определенных клиентов;
· стабильность доходов.
Недостатки:
· однообразие услуг;
· разработка специфических услуг для определенных клиентов;
2. Концентрация на одной потребности всех групп потребителей (когда вновь образованные банки хотят выделиться из большого числа банков).
Преимущества:
· оказание услуг доводится до совершенства.
Недостатки:
· сложность найти свой банковский продукт;
· большие затраты на рекламу.
Дифференцированный маркетинг – ориентация банков на двух и более различных рыночных сегментов.
Преимущества:
· быстрое приспособление к ситуации на рынке;
|
|
· способность проводить ценовую политику в зависимости от возможностей клиентов.
Недостатки:
· большие затраты на маркетинг и постоянная рыночная борьба за каждый сегмент.
Массовый маркетинг – разработка единой программы для всех сегментов, т.е. большое количество услуг.
Преимущества:
· возможность широкого привлечения и обслуживания клиентов из различных сегментов, небольшие затраты на маркетинг.
Недостатки:
· постоянная конкурентная борьба, сложность в подборе банковских сотрудников и др.
Методы распространения банковских услуг
Инструментами маркетинга являются:
1) ценовая политика;
2) инновации и вариации продуктов;
3) продвижение и продажа банковских услуг;
4) политика коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, работа с общественностью.
Система сбыта включает:
а) прямой сбыт:
· стационарный сбыт;
· мобильный;
· другие виды сбыта (электроника, прямой маркетинг);
б) непрямой сбыт – различные виды коопераций: сбыт через близкие к банку услуги и через внебанковские круги.
Традиционным для России является предоставление услуг через банковские отделения, филиалы. К новым методам относят распространение банковских продуктов путем использования компьютеров, пластиковых карточек и банковских чеков. Основной метод распространения банковских продуктов – персональная продажа (убеждение покупателя отдать предпочтение их продукту).