Время таможенного контроля

При ВВОЗЕ на таможенную территорию ТС товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары считаются находящимися под таможенным контролем до (п.2 ст.96 ТК ТС):

1) помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
2) приобретения товарами статуса условно выпущенными товаров ТС;
3) помещения товаров под таможенным процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии ТК ТС и/или законодательством государств-членов ТС;
4) обращения в собственность государства-члена ТС согласно законодательству этой страны;
5) фактического вывоза с таможенной территории ТС;
6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригоднымдля их дальнейшего коммерческого использования;
7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

Товары не считаются находящимися под таможенным контролем

• после признания тамож. органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии;
• действия непреодолимой силы,
• в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения,
• в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и/или законодательством государств-членов ТС.

Товары ТС находятся под таможенным контролем при их ВЫВОЗЕ с таможенной территории ТС

¨ С момента регистрации таможенной декларации (иных документов, используемых в качестве декларации),

¨ либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории ТС, и

¨ ДО пересечения таможенной границы.

В случае остановки автотранспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии ТС, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Декларант, субъекты ВЭД и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в

устной,

письменной и/или

электронной формах.

Таможенные органы ВПРАВЕ

• запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и/или электронной формах, а также устанавливать срок их представления, достаточный для представления запрашиваемых документов и сведений;
• получать в соответствии с законодательством государств-членов ТС от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам;
• запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в т.ч. в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории ТС или за ее пределами.

Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и таможенными органами в течение 5 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств-членов ТС.

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, но не более 5 (пяти) лет при продлении данного срока (ст. 99 ТК ТС).

При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

Для сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля.

По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны

¨ произвести транспортировку,

¨ взвешивание или иное определение количества товаров,

¨ погрузку, разгрузку, перегрузку,

¨ исправление поврежденной упаковки,

¨ вскрытие упаковки,

¨ упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю,

¨ вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.


Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем

наложения пломб, печатей,
нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков,
проставления штампов, отбора проб и образцов,
подробного описания товаров,
составления чертежей,
изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций,
использования товаросопроводительной и иной документации,
иными способами.

Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт.


II.

ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ - направление деятельности должностного лица таможенного органа, включающее применение определенных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами ВЭД таможенного законодательства ТС.

ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (ст. 110 ТК ТС)

1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение пояснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;
12) таможенная проверка.

1. Проверка документов и сведений

(ст.111 ТК ТС)

предполагает осуществление документального контроля со стороны таможенных органов. Как правило, она предваряет досмотр товаров и транспортных средств.

Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления подлинности документов и достоверности сведений, а также правильности их оформления.

К проверяемым документам относятся:

¨ таможенные документы - документы, составляемые исключительно для тамож. целей (тамож. декларации, документы контроля доставки, и т.д.);
¨ коммерческие документы - используемые для подтверждения совершения внешнеторговых сделок (контракты, счета-фактуры, отгрузочные и упаковочные листы, спецификации и др.);
¨ транспортные документы - подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары при международных перевозках (накладные, коносаменты и пр.);
¨ иные документы, необходимые для осуществления тамож. контроля (учредительные документы, различные сертификаты и т.п.).

2. Устный опрос

(ст. 112 ТК ТС),

проводящийся в отношении физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме. Он осуществляется во время таможенного оформления.

При проведении проверок целевого использования условно выпущенных товаров, которым предоставлены льготы по таможенным платежам, таможенные органы также практикуют устный опрос должностных лиц проверяемого субъекта, а также конечных получателей товаров.

В ходе проведения данной формы контроля объяснения опрашиваемых лиц в письменной форме не оформляются.


3. Получение пояснений

(ст. 113 ТК ТС)

ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЙ - получение должностными лицами таможенного органа от декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.

Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением Комиссии ТС.


4. Таможенное наблюдение

(ст.114 ТК ТС)

ТАМОЖЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ характеризуется как гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в т.ч. с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в т.ч. транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций

Обязательные признаки данной формы контроля - гласность и целенаправленность.


5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств

(ст. 115 ТК ТС)

ТАМОЖЕННЫЙ ОСМОТРвнешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

ЦЕЛЬ ТАМОЖЕННОГО ОСМОТРА

получения подтверждения сведений

¨ о характере, происхождении, состоянии, количестве товаров, находящихся под таможенным контролем,

¨ о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.

От таможенного досмотра он отличается тем, что не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.

Присутствие при таможенном осмотре - право, а не обязанность подконтрольного лица.

В случае установления в ходе проведения данной формы контроля факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров.

Результаты таможенного осмотра товаров и транспортных средств, если они могут понадобиться в дальнейшем, фиксируются должностными лицами таможенных органов в акте.


6. Таможенный досмотр

(ст. 116 ТК ТС)

ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТРдействия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Данная форма контроля является наиболее распространенной в таможенном деле. Она осуществляется после принятия таможенной декларации на товары.

Должностное лицо таможенного органа, проводящее таможенный досмотр, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе (но не обязаны) присутствовать при таможенном досмотре

Таможенный досмотр, осуществляемый в ходе таможенного осмотра помещений и территорий и/или в ходе выездной таможенной проверки, может проводиться без создания зон таможенного контроля.


Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей при:

1) неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны;
2) существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению культурного достояния государств-участников ТС и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в т.ч. если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;
3) пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
4) оставлении на таможенной территории ТС товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Таможенный досмотр в указанных случаях проводится в присутствии двух понятых.

По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2-х экземплярах по форме, установленной решением Комиссии ТС.

Одной из задач проведения досмотра является обнаружение тайников, мест, где могут быть скрыты предметы. С этой целью применяются прощупывание, прокалывание, разборка конструктивных деталей, узлов и агрегатов, нарушение целостности всего или части предмета и т.п.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: