| Виды учебной работы | Всего |
| Общая трудоемкость в зачетных единицах | |
| Общая трудоемкость в часах | |
| Аудиторные занятия в часах | |
| Лекции | |
| Практические занятия | |
| Самостоятельная работа в часах | |
| Вид итогового контроля | Зачёт во 3 семестре |
Тематический план
| № п/п | Название темы | Всего часов | Аудиторные занятия | Самост. работа | Формы текущего контроля | ||
| всего | лекц | практ. | |||||
| Коммуникация как процесс | Устный опрос. | ||||||
| Речевая коммуникация | Тест. Определение интенций и коммуникативных ролей говорящих в различных ситуациях. | ||||||
| Стратегии и тактики речевого общения. | Проверка самостоятельно составленных микротекстов с различными видами речевых тактик | ||||||
| Роль языковой личности в процессе коммуникации. | Тест. Проверка составленных речевых портретов коммуникантов | ||||||
| Речевой акт. | Деловая игра «Проведение деловой беседы». Моделирование речевых ситуаций. | ||||||
| Диалог, стратегии и тактики диалогической речи. Спор. Виды спора. | Деловая игра «Проведение производственного совещания». Моделирование речевых ситуаций. | ||||||
| Речевая агрессия | Анализ ситуаций агрессивного речевого поведения. Моделирование речевых ситуаций. | ||||||
| Невербальные средства и компоненты общения | Тест. Анализ элементов невербального общения | ||||||
| Русский человек в коммуникативном пространстве. | Анализ и моделирование ситуаций речевого общения представителей разных нацио-нальностей | ||||||
| Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Коммуникация как процесс.
Коммуникации в структуре человеческой цивилизации. Коммуникация как процесс. Изменение роли коммуникации в информационном обществе. Общие характеристики коммуникации.
Тема 2. Речевая коммуникация.
Коммуникативное пространство как базовое понятие для анализа коммуникации. Первичные и вторичные коммуникативные процессы. Коммуникативная ситуация. Компоненты коммуникативной ситуации. Адресат и адресант, тема, мотив, цель, интенции. Коммуникативные роли. Основные единицы общения.
Тема 3. Стратегии и тактики речевого общения.
Принципы и постулаты речевого общения. Стратегии и тактики общения. Кооперативное и конфликтное общение. Принцип сотрудничества П.Грайса. Принцип вежливости Дж. Лича. Принцип толерантности.
Тема 4. Роль языковой личности в процессе коммуникации.
Коммуникативные, социальные и психологические роли языковой личности. Говорящий и слушающий как языковая личность. Коммуникативные, социальные, социально-психологические роли общающихся. Комплекс статусных и ролевых признаков говорящего.






