В основе возрастной периодизации Д.Б.Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина: 1) младенчество (от рождения до года); 2) раннее детство (от года до 3 лет); 3) младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 4-5 лет); 4) старший дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет); 5) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); 6) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет); 7) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а так же от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои ведущие психические функции (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
|
|
Таблица № 1. Сравнение периодизаций психического развития.
Возраст | К. Гетчинсон | З.Фрейд | Д. Б. Эльконин |
0 – 1 год | Стадия рытья и копания (0 – 5 лет) | Оральная стадия (0 – 1 год) | Младенчество (0 – 1 год) |
1 – 3 года | Анальная стадия (1 – 2 года) | Раннее детство (1 – 3 года) | |
3 – 6-7 лет | Стадия охоты и захвата (5 – 11 лет) | Фаллическая стадия (3 – 6 лет) | Младший и средний дошкольный возраст (3 – 4-5 лет) |
6-7 – 10-11 лет | Пастушеская стадия (8 – 12 лет) | Латентная стадия (7 – 12 лет) | Старший дошкольный возраст (4-5 – 6-7 лет) |
Младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет) | |||
11-12 – 15-16 лет | Земледельческая стадия (11 – 15 лет) | Генитальная стадия (12 – 16 лет) | Подростковый возраст (10-11 – 13-14 лет) |
15-16 – 21-25 лет | Стадия промышленности и торговли (14 – 20 лет) | _ | Ранний юношеский возраст (13-14 – 16-17 лет) |
Подход к периодизации | Периодизация детства на основе ступенчатого построения других процессов | Периодизация детства на основе выделения какого-нибудь одного признака | Периодизация детва на основе выделения существенных особенностей самого детского развития |
Тип развития психики | Преформированный | Непреформированный |