Общенаучные методы являются особой модификацией методов, которые используются во многих других научных дисциплинах. Основными среди них являются наблюдение, эксперимент и моделирование.
Наблюдение – это целенаправленное и регулярно повторяющееся изучение человека, на основе результатов которого даётся объективная оценка. Метод наблюдения является предпосылкой для других методов, таких как ведение дневника или автобиография. А само наблюдение может разделяться на несколько подвидов:
Опосредованное наблюдение (исследователь регистрирует не сам процесс, а только его результат; такое наблюдение может происходить посредством уполномоченных лиц);
Непосредственное наблюдение (исследователь фиксирует данные при прямом наблюдении за процессом);
Полевое наблюдение (исследователь фиксирует данные в естественной среде);
Лабораторное наблюдение (для наблюдения специально создаются искусственные условия);
Открытое наблюдение (исследование проводится открыто и все его участники знают об этом);
|
|
Скрытое наблюдение (объект наблюдения может не знать об исследовании или знать лишь часть информации);
Включенное наблюдение (исследователь сам участвует в процессе и может взаимодействовать с объектом);
Невключенное наблюдение (исследователь может только наблюдать, не включаясь в сам процесс);
Случайное наблюдение (исследование провидится спонтанно, незапланированно, в силу сложившихся обстоятельств);
Целенаправленное наблюдение (исследование проводится специально, предварительно запланированно);
Сплошное наблюдение (исследователь наблюдает за всеми объектами, никого не выделяя);
Выборочное наблюдение (исследователь наблюдает за конкретным объектом);
Произвольное наблюдение (неконтролируемое наблюдение, не имеющее чёткого плана);
Структурированное наблюдение (исследование проводится по конкретному плану, с использованием специальных документов, приборов и т.д.);
Констатирующее наблюдение (исследование проводится с целью фиксации данных, без их оценки);
Оценивающее наблюдение (исследование проводится с целью фиксации данных и их оценки).
Первостепенная задача это поставить цель.
Эксперимент – это метод целенаправленного изменения одной или нескольких переменных и наблюдения за результатами этого изменения. От наблюдения он отличается тем, что изучает реакции человека, а не спонтанные проявления его психики. Есть несколько видов эксперимента:
Лабораторный эксперимент (исследование проводится в специальных условиях, и испытуемый знает о своём участии);
Естественный эксперимент (исследование максимально приближено к естественным условиям, а испытуемый может и не подозревать о своём участии);
|
|
Камерный эксперимент (исследование проводится в условиях менее жёстких, чем лабораторные, но не в естественных: комната, специальное помещение и т.п.);
Формирующий эксперимент (в ходе исследования исследователь активно воздействует на испытуемого);
Индивидуальный эксперимент (исследование проводится с одним человеком);
Групповой эксперимент (исследование проводится с группой людей).
Эксперимент хорош тем, что его можно проводить многократно и создавать специальные условия для изучения интересующего психического процесса.
Моделирование – это воссоздание определённой психической реальности (состояния, ситуации, настроения и т.п.). Метод моделирования применяется в психологии для того чтобы получить более точные данные о психике изучаемого человека, особенности его поведения в определённых ситуациях и при определённых условиях, а также его реакциях на них.
Следующими в списке, но менее важными, являются психофизиологические методы:
Наиболее зарекомендовавшими себя считаются следующие:
Методика изучения условных рефлексов, основанная на глотательных движениях;
Методика изучения условных рефлексов, основанная на хватательных движениях;
Методика изучения условных рефлексов, основанная на ориентировочном подкреплении (например, появлении картинки);
Методика изучения условных рефлексов, основанная на словесном подкреплении;
Методика исследования сосательных пищевых рефлексов;
Методика исследования оборонительных защитных движений глаза;
Замена непосредственного раздражителя на его словесное обозначение
Психофизиологические методы, как правило, используются для изучения детей на первом и втором году жизни и в специализированных заведениях. Поэтому, если вы не являетесь узким специалистом, данные методики вряд ли дадут какие-то результаты или практически ценные знания. Наиболее удобным и рекомендуемым способом знакомства с психофизиологическими методами является наблюдение за тем, как их используют специалисты, а также умения верно истолковать полученные данные.
Психологические методы можно разделить на две подгруппы.
К первой подгруппе относятся интроспективные методы. Они призваны для того, чтобы непосредственно собрать информацию об объекте изучения. Здесь выделяются:
Самонаблюдение – используется для того, чтобы выявить человеком определённые особенности и психические феномены у самого себя;
Самооценка – используется для выявления человеком у самого себя не только особенностей и феноменов, но и стабильных психических качеств.
Ко второй подгруппе относятся социально-психологические методы, осуществляемые, в большинстве случаев, опосредованно. Здесь выделяются:
Беседа – получение информации через общение, где роли участников равны (беседа преподавателя и ученика, беседа отца и сына и т.п.);
Интервью – получение информации через общение, где один человек задаёт вопросы, является лидером, а второй отвечает, является ведомым (устный экзамен и т.п.);
Анкетирование – получение информации через ответы людей на заготовленные вопросы;
Социометрия – получение информации через изучение статуса человека в обществе (группе людей);
Анализ продуктов деятельности (творчества) – получение информации через контроль знаний (диктанты, сочинения и т.п.), восстановление деятельности от обратного (от результата), графики, рисунки и т.п.;
Тестирование – получение информации через краткие структурированные испытания (тесты способностей, тесты восприятия, тесты умений и навыков, проективные тесты, тесты на профориентацию, интеллектуальные тесты и т.д.).