Все модели рекламной коммуникации можно разделить на 3 группы:
• коммуникационные — носящие социальный характер и определяющие объективные элементы массовых коммуникаций;
• информационные — носящие психологический характер и представляющие основные этапы обработки рекламной информации;
• смешанные модели – носящие социально-психологический характер, совмещающие черты коммуникативных и информационных моделей.
Коммуникативные модели:
- модель Лацуэлла. Она включает в себя 5 базовых элементов:• коммуникатор;• сообщение;• канал передачи информации;• аудитория;• эффективность;
- модель Майерса. В ней более подробно раскрыты элементы, которые выделил Лацуэлл:
• коммуникатор должен быть надежным, компетентным, привлекательным и вызывать доверие аудитории;
• сообщение должно иметь актуальную тему, подкрепленную четкой аргументацией, и должно быть эмоционально окрашено;
• сообщение может передаваться межличностно или с помощью средств массовой коммуникации;
|
|
• должны быть выделены особенности мышления, возраст и другие социально-демографические характеристики целевой аудитории;
- модель Вестли-Макклина. Модель искажения объективной информации. Товар имеет определенное (X) число объективных характеристик, из которых рекламодатель отбирает важные с его точки зрения для предоставления рекламному агентству, остальные часто остаются за кадром. Рекламное агентство и средства массовой коммуникации по своему демонстрируют эти характеристики, таким образом, в процессе декодировки информации аудиторией часто возникает коммуникативный сбой.
Информационные модели:
- модель AID A (attention, interest, desire, action).
Основные этапы:.• привлечение внимания;• создание интереса к продукту;• формирование желания приобрести продукт;• приобретение продукта.
Усовершенствованный вариант этой модели – AIMPA (attention, interest, motivation, desire, action), где М – это мотив покупки;
- модель DAGMAR (defining advertising goals for measured advertising results).
Основные этапы:• формирование осведомленности о марке, узнавания марки;• понимание выгод продукта;• убеждение;• совершение покупки.