И принципы педагогического процесса

Структура педагогического процесса и его компоненты:

*целевой (определение целей обучения и воспитания)

*содержательный (разработка содержания образования)

*операционно-деятельностный (процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса)

*оценочно-результативный (проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса).
Функции целостного педагогического процесса: воспитывающая, социальная, развивающая, образовательная. Диалектика и движущие силы педагогического процесса; психолого-педагогические основы. Взаимодействие в педагогическом процессе.

Закономерности педагогического процесса обусловлены:
*Социальные условия: зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий.
*Природа человека: определяющая результативность деятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
*Сущность воспитательного процесса: взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь социальной группы и личности в учебно- воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе.

Педагогические принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие педагогической действительности влечет за собой появление новых принципов и изменение существа традиционных принципов педагогического процесса.

Из закономерностей вытекают основные принципы педагогического процесса, определяющие его организацию, содержание и методику. В современной науке принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, правила поведения и действий. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделить две группы принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью обучаемых.

К принципам организации пед. процесса можно отнести:
- социально-ценностную целевую направленность процесса;
- гуманистическую направленность процесса;
- комплексный подход к организации различных видов педагогической деятельности;
- обеспечение связи процесса с жизнью и военной службой;
- научность;
- единство формирования ЗНУ, сознания и поведения;
- обучение и воспитание курсантов в коллективе;
- единство требовательности и уважения к обучаемым;
- преемственность, последовательность и систематичность;
- наглядность;
- эстетизацию обучения и воспитания.

К принципам управления деятельностью обучаемых:
- сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучаемых;
- сознательность и активность обучаемых;
- уважение к личности обучаемого в сочетании с разумной требовательностью к нему;
- опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
- согласованность требований семьи, школы, ввуза и общественности;
- сочетание прямых и параллельных педагогических действий;
- доступность и посильность в обучении и воспитании;
- прочность и действенность результатов обучения, воспитания и развития и др.

!! Развитие педагогической действительности влечет за собой появление новых принципов и изменение существа традиционных принципов педагогического процесса.

Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных действий педагогов.

Внутренними являются следующие противоречия:
- между реальными возможностями обучаемых и теми требованиями, которые к ним предъявляются со стороны общества, высшей школы и родителей;
- активно-деятельностной природой обучаемого и социально-педагогическими условиями его жизни;
- социальными интересами и интересами личности;
- коллективом и личностью;
- сложными явлениями и недостатком опыта для их понимания;
- стремительно нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие:
- между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;
- отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
- индивидуальным творческим процессом становления личности и массовым характером организации педагогического процесса;
- возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.


Основными условиями разрешения данных противоречий пед. процесса могут быть:
1) организация педагогического взаимодействия между педагогами и обучаемыми;
2) активное участие всего общества и отдельных его институтов в педагогическом процессе;
3) организация и методика обучения и воспитания в комплексе форм, средств, методов и приемов;
4) научная организация труда;
5) своевременное осознание и устранение субъективно порожденных несоответствий;
6) создание оптимальных мер педагогических воздействий на обучаемых;
7) изучение действительных и мнимых педагогических явлений и выбор верных способов педагогических действий и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: