Социально-нравственная проблематика философии Древнего Китая

В Китае цивилизация складывалась иным образом, если сравнивать с другими восточными государствами, допустим с Индией. Если в Индии философов в первую очередь интересовали переживания и поведение человека, то в Китае, в конечном счёте, основные усилия затрачивались на сплочение государства. Выдвижение на первый план культуры и нравственных норм вовсе не означало пренебрежения уже устоявшимися традиционными идеалами предков. Напротив, признание влияния духов умерших на жизнь потомков, авторитет великих мудрецов непосредственным образом сказались на морально-политических канонах поведения люде в обществе.

Древнекитайский философ Лао Цзы в 5 веке до н.э. разработал принцип «дао» как всеобщий закон и источник происхождения мира. «Дао» стало основой названия учения Лао Цзы, котрое называлось – «Даосизм». Слово «дао» переводится как путь. В даосизме Дао - это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао - это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него.

«Дао» распадается на «дао» безымянное, которое является непостоянным, и «дао», имеющее имя. Первое из них является вечным и невидимым, бесконечным и неощутимым. Второе «дао» является «матерью всех вещей», оно повсюду и непобедимо. Механизм действия «дао» воплощён в отношениях неба и земли («Янь» и «Инь» - небесное (мужское) и земное (женское)).

Также, Лао Цзы разделял «дао» на «человеческое», которое отнимает у тех, кто нуждается и отдаёт тем, кто имеет излишки, и на «небесное», которое действует совершенно противоположно (отнимает у тех, у кого излишки и отдаёт тем, кто нуждается).

Наряду с даосизмом огромное влияние получило учение под названием конфуцианство, которое, как известно, не утратило своего влияния и н сегодняшний день. Его основателем является Конфуций, который на протяжении всей своей жизни успел побывать и учителем, и чиновником, и мудрецом. Он жил в сложный период политической борьбы между различными китайскими царствами, в общем, во время огромных беспорядков в китайском государстве. Поэтому, в его философии самыми актуальными проблемами стали проблемы государства, такие как: нестабильность, методы управления государством и другие.

В центре учения Конфуция была проблема взаимоотношений человека и общества. Идеалом в его философии выступает так называемый «благородный муж», который ориентировался на постижение небесных ценностей и норм.

Конфуций почитал небо и считал, что оно подобно грозному повелителю, который предопределяет место в иерархии каждому человеку. Также, Конфуция интересовала проблема морального блага. Он полагал, что знание является личным достоянием. По его мнению, знать означает знать людей, так как его теория познания была подчинена нравственно-социальным целям. Тот, кто обладает врождёнными знаниями стоит выше всех. Ниже находятся те, кто их приобрели, ещё ниже находятся те, кто учится, а на самом низу те, кто не учится.

Конфуций считал, и я с ним полностью согласна, что: «Учиться и не размышлять- напрасная трата времени, размышлять и не учиться - губительно».

Как же Конфуций пытался решить сложную политическую задачу в своей стране: он настаивал на том, чтобы правитель различных китайских царств укрепляли своё господство и строго соблюдали свои обряды. Лишь так их решения могли выглядеть законными для народа. Нужно руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения, законов. Сила добродетели заключена в человеколюбии. Идеалом управления государством для Конфуция является не принуждение и насилие, а сила нравственного примера. Управляя, нужно проявлять чувство долга, быть справедливым. Управлять значит не делать того, что не желаешь самому себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: