Структура и функции философии

Зачем нужна философия? Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности.

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

1. Мировоззренческие функции философии.

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти. Такие размышления чаще всего действуют угнетающе на психику человека. Известный русский философ Н. А. Бердяев высказывался по этому поводу так: "Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски". Тоска по своей сущность есть тоска по вечности, невозможности примериться со временем, которое нам отведено. То есть она обращена к трансцендентному, тому, что выходит за рамки нашего мира. Бердяев говорил, что всю жизнь его сопровождала тоска, философия же, по его словам, освобождена от этой скуки жизни. Именно поэтому он стал философом, чтобы отрешиться от этой тоски обыденной жизни, от её уродства. Он считал, что философия стала прорывом из мира бессмысленного в мир смысла. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Я опиралась на высказывания философа Бердяева, так как он является представителем гуманистической линии в философии. (др. представители: Соловьёв, Швейцер).

Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в воспитании его высоких моральных качеств, в придании его жизни истинного смысла. В этом и проявляется гуманистическая функция философии.

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция.

Она разделяется на ряд подфункций, важнейшими из которых являются: конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции.

Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота.

Теперь о критической и интерпретаторской подфункциях. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Рожденная противоречиями действительности, стремясь теоретическим путем вскрыть, разрешить эти противоречия, философия всегда несет в себе критический заряд.

Интерпретаторская и критическая функции философии заключаются в интерпретации, оценке и критике социальной действительности с ориентацией на ценности, идеалы. Например, буддисты, они стремится уйти от земных тревог и проповедует нирвану, они непременно, исходя из своих пониманий истины и пути к ней, начинают с критики - с опровержения иных, на их взгляд, неверных представлений, господствующих среди людей.

Также, одной из функций философии является культурно-воспитательная. Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления.

2. Методологические функции философии

Философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.

· Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

· Существо координирующей функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования.

· Интегрирующая функция философии. Термин "интеграция" (от латинского integratio - восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике. В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью.

· Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его принципов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: