Рационализм и эмпиризм Нового времени. Причина повышенного интереса к вопросам гносеологии

Культурный облик Нового времени во многих отношениях отличается от Средневековья.

Меняются отношение человека к природе и отношения между самими людьми. Центр всех человеческих интересов и потребностей переносится с Бога на природу и самого человека. То есть, философия становится антропоцентрической: человек оказывается в центре внимания философов. Философия приобретает светский характер. Если раньше человек всегда находился в тени Бога, и всё, что о нём говорилось, было наделено чертами греховности, то одним из новых идеалов для культуры и философии становится человек как разумное существо. Тенденция гуманизации жизни человека и общества набирает силу и получает широкое распространение в культуре.

Период Нового времени в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда.

Капитализм набирает силу, развивается мировая торговля, мануфактурное производство. Возрастает роль естественных наук. Развитие производства рождало потребность в науке, имевшей прикладное, практическое значение; постепенно она становится производительной силой.

Бурно развивается наука. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука начинает играть всё более важную роль в жизни общества. При этом, главенствующее место в науке занимает механика. Свои развитием философия Нового времени обязана отчасти углублённому изучению природы, математики и естествознания.

Итак, Гносеология – это теория познания, раздел философии, в котором анализируются возможности знания, его границы и условия достоверности. Когда, как не в эпоху Нового времени, в эпоху стремительного развития науки, люди должны были обратить внимание на гносеологию. Именно на основе гносеологии должна формироваться наука, ведь без познания о науке не может быть и речи.

Разработка и обоснование методов научного познания - главная цель философов Нового времени.

Формируются два основных метода и на их основе возникают противоположные философские направления: эмпиризм и рационализма

Рационализм и эмпиризм занимают различные позиции относительно вопроса об источнике познания.

Основателем эмпиризма считается английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Бэкон родился в семье лорда, учился в Кэмбридже, с 16 лет заинтересовался философией, получил юридическое образование. Он достаточно быстро поднимался по политической лестнице, был адвокатом, затем, главным прокурором, избирался в палату общин английского парламента, а на закате своей карьеры стал лордом – канцлером. Когда же его политическая карьера закончилась, он всё своё время уделил философии.

Размышляя об источниках истинного познания, Бэкон пришел к заключению, что таковыми могут быть исключительно опыт и наблюдение. Главная идея его учения – необходимость познания природы.

Цель науки увеличивать власть человека над природой. Для ее достижения наука должна постигать истинные причины явлений.

В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и наблюдений для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, но возможно это только подчиняясь ее законам. Ему принадлежит девиз: "Знание - сила". Природа побеждается только подчинением ей. Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен идти от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания.

Бэкон заложил основы новой науки - экспериментального естествознания. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных призраков - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей.

Бэкон был верующим человеком, поэтому и наука, по его мнению, имеет своим источником или небесные сферы, или Землю, поэтому она состоит из двух видов знания: один внушается богом - теология, а другой ведет свое начало от органов чувств - философия. Истина двойственна. Есть истина религиозная, есть светская. Вера в бога достигается путем откровения, тога как светская истина постигается опытом и разумом.

Согласно Бэкону, наш опыт и разум всегда находятся под воздействием предрассудков. А они негативно сказываются на поисках истины. Как говорил Бэкон, лучше всего, когда эти предрассудки знают в лицо. Зло, которое они приносят, превращает их в призраки, непрестанно витающее в познании и жизни людей. Эти призраки Бэкон классифицировал так:

· «Призраки рода» - те препятствия познанию, которые заключены в самой природе человека и определяются устройством самих органов чувств, эмоций, памяти и так далее.

· «Призраки пещеры» - они таятся в индивидуальных особенностях человека. Это привычки, интересы и другое.

· «Призраки рынка» - они обусловлены характером человеческих отношений, общения, обмена, торговли, универсальным средством которых является язык. То есть, не должно быть пустословия. Каждое значение слова должно быть тщательно разобрано и должно иметь точный и истинный смысл.

· «Призрак театра» - они заключаются в том, что многие философские и научные теории напоминают театральные инсценировки. Создатели таких теорий пытались угодить будущим зрителям – читателям в большей степени, чем тому предмету, с которым соотносились эти теории.

Согласно Бэкону существует 3 пути познания:

· «Путь муравья» - узкий эмпиризм. Он не даёт возможности создания теории, хоть и считается с опытом.

· «Путь паука» - попытка обойтись без опытов в построении науки.

· «Путь пчелы» - свободен от недостатков этих двух, соединяет в себе их достоинства.

Рационализм.

Имя французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) связано в истории философии с обоснованием рационалистической философии. Он происходил из знатной семьи, его отец был советником парламента. Рене Декарт очень хорошо знал математику. В 1619 во время тридцатилетней войны с ним произошёл весьма интересный случай. Так как было холодно, он, чтобы согреться, решил забраться в печь и просидел в ней целый день, размышляя на философские темы. Когда он оттуда вышел, то уже наполовину продумал свою философию.

Декарт был не только философом, но и математиком и физиком. В своих главных философских сочинениях, таких как «Рассуждение о методах» и «Метафизические размышления» Декарт изложил принципы его рационалистического учения.

В рационализме именно разум является источником знаний, а не опыт, как считал Бэкон. Он поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта

В познании, считал Декарт, необходимо руководствоваться рядом правил, чтобы не принять ложь за истину. Вот ряд данных правил:

· «Правило очевидности». Оно гласит: Никогда не принимай ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен.

· «Правило анализа». Данное правило требует рассмотрение идеи по её отдельным свойствам и признакам.

· «Правило синтеза». Оно способствует построению целостного и обобщённого решения проблемы.

· «Правило контроля» позволяет регулировать весь процесс познания.

Линия эмпиризма Бэкона и линия рационализма Декарта получили дальнейшее развитие. Вопросы об опытном и рациональном знаниях оставались в центре внимания фактически всей философии эпохи Нового времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: