Тема 5. Государственный аппарат

Для осуществления управленче­ских, административных, социальных и идеологических функций создаются государственные учреждения и орга­низации.

Совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть, называ­ется государственным аппаратом.

Под государственным аппаратом понимается система го­сударственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государствен­ное управление.

Основную роль в них играют должностные лица. Под их руководством выполняют свои задачи государственные пред­приятия и учреждения. Кадровой основой предприятий и уч­реждений являются государственные служащие. Они работа­ют в органах государства. Из них состоит государственный аппарат.

В демократических государствах в качестве базовых принципов функционирования властных структур выделяют : представительство интересов граждан в государственном аппарате; разделе­ние властей на законодательную, исполнительную и судебную при их разумном взаимодействии; демократизм (учет интересов большинства при принятии важнейших решений с оставлением для меньшинства права отстаивать свои интересы всеми законными средствами); законность; глас­ность деятельности государственных органов; профессионализм и компетентность.

Структура государственного аппарата определяется функ­циями государства и зависит от тех конкретных задач, кото­рые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху. Первичной ячейкой государственного аппарата выступают его органы и учреждения.

Государственные учреждения — государственные орга­низации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транс­порта).

Государственный аппарат — это не механическое соеди­нение его органов, а упорядоченная, целостная система. Смысл этой системы состоит в том, что каждый орган государ­ства выполняет определенные управленческие функции, имеет свое пространство ответственности. В современном обществе содержание функций государственных органов определяется конституцией и другими законодательными актами.

Государственный аппарат состоит из следующих струк­турных элементов:

1. Служащие, профессионально занимающиеся управле­нием и получающие за это материальное вознаграждение.

2. Иерархичная система государственных органов и уч­реждений, которые правомочны совершать действия, направ­ленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.

3. Материальные средства, которые необходимы для функ­ционирования первых двух элементов.

Многообразие функций государства, форм и методов их реализации обусловливает наличие достаточно развитой сис­темы государственных органов. В их числе в современном де­мократическом государстве выделяют: главу государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы государственного принуждения (органы внутренних дел, государственной без­опасности, прокуратура, исправительные учреждения); во­оруженные силы.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

ü Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата

ü Принцип разделения властей, который исключает возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц.

ü Принцип демократизма у позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства

ü Принцип законности, означающий обязательность соблюде­ния законов во всех звеньях государственного аппарата

ü Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятель­ности государственных органов

ü Принцип профессионализма и компетентности государст­венных служащих, гарантирующий высокий уровень реше­ния вопросов государственной жизни

ü Принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между феде­рацией и ее субъектами

Государственные органы — составные части аппарата го­сударства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства. Эти органы имеют юри­дическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структур­но обособлены.

Государственный орган — это организация, учреждение, создаваемое для осуществления определенного вида государ­ственной деятельности, выполняющее определенные функ­ции по управлению делами общества.

Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закреплен­ных за этим органом, а также его юридические обязанности.

Кроме этого, часто в понятие компетенции включается пе­речень вопросов, по которым данный орган вправе самостоя­тельно принимать властные решения.

Признаки государственных органов:

· осуществляют от имени государства его задачи и функции в определенной области;

· обладают властными полномочиями;

· имеют определенную компетенцию (закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей);

· имеют определенную структуру (систему служб и численный состав — штат);

· обладание властными полномочиями, которое выраже­но в праве издавать обязательные государственные акты и осу­ществлять контроль за их исполнением;

· выполнение четко определенных видов государствен­ной деятельности;

· наличие организации и ресурсов для осуществления на­меченных функций;

· действуют на определенной территории;

· образуются и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке.

Государственный орган может издавать юридические акты, обязательные для исполнения те­ми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов.

Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной — направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию реко­мендаций по ее совершенствованию и т. п. и правовой — носит властный характер, реализуется в общеобязательных предпи­саниях, адресованных соответствующим субъектам.

К государственным органам относятся законодательные, исполнительные и судебные орга­ны, органы прокурорского надзора.

Принцип разделения властей основан на ряде положений: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом власти; исполнительная власть ограничена в нормотворчестве и занята исполнением законов; должен быть баланс полно­мочий между органами власти; судебные органы являются независимыми; ни одна из властей не вмешивается в деятельность другой; споры властей решаются конституционным путем (в РФ — с привлечением Конституционного суда).

Органы законодательной власти находят свое выражение в ус­тановлении наиболее важных, обязательных правил поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов госу­дарства и общественных организаций. Законодательная власть осуществляется представительным органом. Представитель­ный орган в разных государствах имеет разные национальные названия (конгресс — в США, Верховная Рада — на Украине, Федеральное Собрание — в России).

Парламент состоит из членов парламента — депутатов. В подавляющем большинстве стран депутаты имеют свобод­ный мандат. Они рассматриваются как представители всего народа, а не только своего избирательного округа, и поэтому они не обязаны выполнять наказы жителей округа. Депутаты не могут быть досрочно отозваны избирателями.

Во многих странах члены парламента обладают депутат­ским иммунитетом. Это означает, что депутат не может быть подвергнут полицейскому аресту, кроме того, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является.

Парламент формирует или принимает участие в формиро­вании высших органов государства. В России Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя правительства, на Украине Верховная Рада дает согласие пре­зиденту на назначение председателя Комитета по антимо­нопольной политике, председателя Фонда государственного имущества, генерального прокурора. Парламент ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объ­являет амнистию, принимает бюджет.

Парламент осуществляет контроль за деятельностью ис­полнительной власти и других высших органов власти. Ис­пользуются следующие формы контроля: постановка вопроса о вотуме доверия правительству, дебаты по различным аспек­там политики государства, отчеты правительства и министров перед парламентом, парламентские слушания и расследова­ния, импичмент.

К основным функциям исполнительной власти относятся исполнение законов и распорядительная деятельность, регу­лирующая посредством исполнительных актов основные сферы общественной жизни.

Аппарат исполнительной власти возглавляет глава госу­дарства. Глава государства — это конституционный орган и од­новременно высшее должностное лицо государства, представ­ляющее государство вовне и внутри страны. Глава государства — символ государственности. В одних странах глава государства рассматривается как неотъемлемая часть парламента, т. е. за­конодательной власти без его подписи закон не действителен (монарх в Великобритании, президент в Индии). В других — глава государства является одновременно и главой государст­ва, и главой исполнительной власти (Египет, США). А в неко­торых странах лицо, являющееся главой государства, не может входить в состав какой бы то ни было ветви власти (Германия, Италия). Глава государства может быть национальным симво­лом, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, единоличным правителем (Саудовская Аравия).

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором — пра­вительство, избираемое парламентом.

Наряду с главой государства органом исполнительной влас­ти является правительство. Правительство — это коллегиаль­ный орган исполнительной власти, состоящий из министров. Правительство осуществляет административно-распоряди­тельную деятельность, под его руководством находятся госу­дарственные учреждения, вооруженные силы, финансы, меж­дународные дела. В состав правительства часто включаются «министры без портфеля» — лица, которые выполняют специ­альные поручения правительства.

Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы имену­ются государственным аппаратом в узком смысле.

Повседневная практическая работа по претворению в жизнь законодательных решений при­надлежит исполнительным, управленческим органам.

В современном мире государственно-административный аппарат представляет собой развет­вленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями и т. д. Заняты на профессиональной основе в государственном аппарате — государственные слу­жащие. Среди них — должностные лица, которые в силу занимаемой ими должности наделены особым кругом полномочий.

Судебные органы — традиционная ветвь государственной власти. Судебные органы осуществляют правосудие.

Органы прокуратуры предназначены для осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга, они не зависят от результатов выборов. Деятельность госу­дарственных служащих, именуемых также чиновниками, или бюрократией, регулируется в боль­шинстве стран мира специальными законами «О государственной службе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: