Методы управления рисками

Каждая из перечисленных в предыдущей главе категорий имеет своё решение.

Основной способ справится с группой рисков связанных с требованием – контролировать процесс управления требованиями, создавать UML модели вариантов использования и привлекать заказчиков для обсуждения полученных моделей. Заказчик должен понять, даже если он этого не понимал в начале, что он получит на каждом этапе разработки и как этим можно будет пользоваться. Использование инструментальных средств для управления требованиями, таких как RequisitePro и ClearQuest и такого инструмента для создания моделей, как, например, Rational Rose.

Наилучший вариант оценить технологические риски – это создать прототип для проверки новых технологий.

Для предотвращения рисков связанных с квалификацией персонала, руководитель проекта должен оценить риски и организовать обучение еще до начала проекта, чтобы не терять время на ошибки в будущем. Опытные наставники уже знают, как обойти большинство ошибок, которые встречаются на пути разработчики, поэтому их опыт позволит сэкономить значительные средства, даже если это не очевидно.

Для группы политических рисков необходима в первую очередь поддержка руководства. Затем, если участники проекта частично заняты своими основными обязанностями и у них есть собственный руководитель, то насчет проведения работ по проекту необходимо решать вопрос именно с руководителем. Менеджер проекта должен решить что и к какому сроку нужно сделать, а руководитель подразделения должен решить кто это будет делать и когда.

Реализуя проекты, имеющие высокую степень неопределенности в таких элементах, как цели и технологии их достижения многие компании уделяют внимание разработке и применению корпоративных методов управления рисками. Данные методы учитывают как специфику проектов, так и корпоративных методов управления.

Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии PMBOK (принятие которого ожидается в 2000 году) описаны шесть процедур управления рисками. Приведём далее краткий обзор процедур управления рисками.

Управление рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур:

  1. Планирование управления рисками – выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.
  2. Идентификация рисков – определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.
  3. Качественная оценка рисков – качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.
  4. Количественная оценка – количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.
  5. Планирование реагирования на риски – определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.
  6. Мониторинг и контроль рисков – мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.

Планирование управления рисками.

Планирование управления рисками – процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации.

2. Идентификация рисков.

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.

Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников: менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Идентификация рисков – итерационный процесс. Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков. Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: