Предлагаемая система критериев оценки педагогических технологий позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры профессионального обучения.
Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную педагогическую технологию не только на этапе оценки результатов, но и на этапах ее проектирования.
8.1. Критерии оценки на Первый критерий - расчленение
этапе проектирования процесса на внутренние, связан-
новых технологий ные между собой этапы, фазы, опе-
рации, процедуры.
Вторым критерием служит критерий алгоритмичности. Основными функциями данного критерия являются оценка выполнения про-
цедур и операций, включенных в технологию, и соблюдение условий, обеспечивающих надежность достижения результата.
Критерий алгоритмичности включает в себя следующие наиболее значимые показатели:
— показатель однозначности выполнения включенных в технологию процедур и операций;
— показатель функциональной полноты.
Чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет непрогнозируемые последствия.
Показатель функциональной полноты позволяет оценить технологию обучения с позиции возможностей комплексной реализации всех функций процесса обучения.
Критерий технологической последовательности позволяет оценить выполнение следующих требований, обеспечивающих успешное течение технологического процесса:
— Совокупность и последовательность процедур и операций, входящих в технологический процесс, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса и осуществляться на основе его анализа.
— Обязательно точное перечисление всех действий и операций, необходимых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их осуществления.
— Выполнение каждой операции или процедуры должно сопровождаться действиями, позволяющими осуществлять обратную связь.
У преподавателя всегда остается возможность «вмешиваться» в объективный ход процессов, изменять их порядок, устанавливать другой темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесообразности.
Критерии оценки на этапе проектирования включают в себя и частный критерий управления процессом обучения. Его основной функцией является оценка спроектированной технологии обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обучения.
Этот критерий включает в себя следующие наиболее значимые показатели:
— показатель выбора единицы усвоения (обучающего модуля);
— показатель сопоставления реально выполняемых процедур,
операций с эталоном (идеальной моделью);
— показатель выбора способа коррекции;
— показатель степени достижения цели.
Интегральный критерий оценки педагогической технологии
Критерии оценки этапа проектирования новых технологий обучения
Критерии оценки новых технологий обучения на этапе функционирования
иК |
Критерий алго-рйтмичности |
-ритерии оценки используемой системы дидактических средств |
нар! |
Критерии разде ления процесса н; связанные между собой этапы, one* рации, процедуры
Критерии „техно логической последовательности выполнения операции и процедур
Критерий управ
Критерии оценю содержания обучения
нки Ki
критерии оцен используемых методов обучения|системы
Критерии оценк организации оо\ чения
Критерий эффективности результатов обучения |
Критерии сформированное™ профессиональных навыков и умений |
рите- |
Само- Соблю- Точность Скорость Процент Слож- стоятель- цение (откло- выпол- орака ность «ость правил нение от нения выпус- сехники норма- каеиои эезопас- тива) продук- ности ции |
Правиль- Рацио- ность наль- выпол- ность няемых органи- деист- зации вии труда |
Прочность усвоения |
^облю цение JOpM эасход матери |
усвоения |
Глубина [Деист- Систем- Осозна Объем Скорость Точность
знании венность ность н- иость усвоен- усвоения ~~
знании ньгх зна-1^
НИИ
Рис. 11. Система критериев оценки педагогических технологий
8.2. Критерии оценки новых Содержание обучения может быть
технологий на этапе оценено частным критерием эф-
функционирования фективности содержания обуче-
ния, который характеризуется следующими качественными и количественными показателями. К качественным показателям относятся:
— целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития;
— структурное соответствие содержания обучения принятой пси-холого-педагогической концепции усвоения;
— отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства;
— гносеологически верное соотношение эмпирического и теоретического, образного и понятийного, конкретного и абстрактного.
Эти показатели позволяют выявить феномен эффективности и осуществить качественный его анализ. Вместе с тем необходимо использовать количественные показатели, которые хотя и не отражают сущность исследуемого процесса, но позволяют улучшить педагогическую деятельность.
К таким показателям относятся:
— информативность учебного материала, которая устанавливается путем соотнесения элементов содержания, предусмотренных программой, с вводимыми преподавателем в единицу времени;
— усвоенность учебного материала, определяемую соотношением объема учебного материала, усвоенного учащимися в течение единицы времени к материалу, сообщенному учащемуся за то же время.
Единица усвоения учебного материала является условной величиной, в качестве которой могут быть приняты: формулы, дефиниции, правила и др.
Для оценки эффективности методов, используемых в процессе обучения, применим соответствующий частный критерий. Он может быть представлен такими качественными показателями, как:
— адекватность методов целям и содержанию учебного материала;
— обоснованность выбора методов обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах. При оценке по данному показателю определяется степень учета преподавателем возрастных личностных особенностей учащихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также собственных возможностей;
— многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
— соответствие методов обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.
Эффективность используемых в процессе обучения дидактических средств устанавливается по следующим качественным показателям:
— обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
— функциональное соответствие дидактическим задачам, содержанию и избранным методам обучения;
— комплексность применения;
— универсальность использования и удобства эксплуатации
средств обучения.
При оценке эффективности средств обучения с помощью количественных показателей их выбор осуществляется в зависимости от вида используемого дидактического средства.
Качественными показателями, раскрывающими частный критерий эффективной организации учебного процесса, являются:
—соответствие форм организации обучения принятым периодам усвоения знаний и формирования навыков и умений (психологический и логический аспекты);
—сменяемость и многообразие форм обучения и вариативность их видов;
—обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности учащихся.
Количественными показателями при этом могут служить:
—количество времени, отводимого и затраченного на решение поставленных задач;
—темп протекания учебного процесса;
—степень помощи преподавателя (мастера производственного обучения) учащимся при организации их самостоятельной деятельности.
8.3. Критерии эффективности Качественная оценка знаний уча-
результатов обучения щихся может осуществляться по
следующим показателям:
—глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися;
—действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;
—системность, определяемая как совокупность знаний в сознании учащихся, структура которой соответствует структуре научного знания;
—осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.
В качестве примера оценки эффективности результата обучения покажем изменения показателя глубины знаний в зависимости от уровня усвоения.
I уровень (узнавание) — учащийся только отличает данный объ
ект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство
с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными
характеристиками.
II уровень (репродуцирование) — учащийся может не только вы
брать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но
и дать определение понятия, пересказать учебный материал.
III уровень (продуктивной деятельности) — учащийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
IV уровень (трансформации) — учащийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.
Аналогично оценивается эффективность усвоения знаний по каждому качественному показателю на всех представленных уровнях.
Кроме того, возможно дать количественную оценку усвоенных знаний на каждом уровне, используя следующие показатели:
—объем усвоенных знаний;
—скорость усвоения учебного материала;
—прочность усвоения;
—точность усвоения и др.
Для производственного обучения характерны специфические показатели, обеспечивающие оценку эффективности результатов данного вида обучения по интегральному критерию.
Интегральный критерий образуется двумя частными критериями:
—критерием сформированности ориентировочной основы деятельности;
—критерием сформированности навыков и умений.
Критерием сформированности ориентировочной основы деятельности может служить составленная учащимися учебно-инструкционная карта, которая, с одной стороны, используется как средство организации ориентировочной основы деятельности в процессе усвоения, а с другой стороны, является эталоном, нормативным содержанием деятельности, образцом ее выполнения. Исходя из вышесказанного, основными показателями первого критерия выступают:
—полнота информации, представленная в заполненных учащимися картах;
—самостоятельность заполнения карт;
—правильность заполнения карт.
Полнота информации обеспечивается путем включения в карту всех необходимых предметных условий и характеристик, имеющих значение для достижения требуемого результата.
Самостоятельность заполнения карт определяется мерой помощи мастера в процессе выполнения задания.
Правильность заполнения карт устанавливается при вербальном описании действий, зафиксированных в карте.
Безошибочное описание деятельности в системе адекватных понятий, умение дать полный отчет о ее содержании, предметных условиях позволяют мастеру сделать вывод о сформированности у учащихся ориентировочной основы деятельности.
Второй критерий служит для оценки сформированности профессиональных навыков и умений, и можно выделить инвариантный набор показателей, оценка по которым производится независимо от названных выше факторов. К этим показателям относятся следующие:
а) качественные:
— правильность выполняемых действий;
— рациональность организации труда и рабочего места;
— самостоятельность в работе;
— соблюдение правил техники безопасности;
— применимость теоретических знаний при выполнении заданий;
— применение передовых методов труда новаторов;
— сложность выпускаемой продукции;
— рациональное построение технологического процесса и др.;
б) количественные:
— точность работы (отклонения от норматива);
— время, отводимое на выполнение задания;
— процент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания);
— выполнение норм выработки;
— соблюдение норм расхода материала;
— рациональный выбор оборудования и инструментов и др.
В целом оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных показателей, возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа.
Особенностью данных методов контроля является то, что они применимы к любому виду обучения, как к теоретическому, так и производственному. Отличие состоит в том, что в первом случае интегральным критерием оценки будет служить критерий усвоения учебного материала, а во втором — критерий сформированности профессиональных навыков и умений, обеспечивающийся, соответственно, своими специфическими критериями.
ГЛАВА X