Критерии эффективности педагогических технологий

Предлагаемая система критериев оценки педагогиче­ских технологий позволяет охарактеризовать не только количествен­ные, но и качественные параметры профессионального обучения.

Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточ­но подробно охарактеризовать конкретную педагогическую техноло­гию не только на этапе оценки результатов, но и на этапах ее проек­тирования.

8.1. Критерии оценки на Первый критерий - расчленение

этапе проектирования процесса на внутренние, связан-

новых технологий ные между собой этапы, фазы, опе-

рации, процедуры.

Вторым критерием служит критерий алгоритмичности. Основны­ми функциями данного критерия являются оценка выполнения про-


цедур и операций, включенных в технологию, и соблюдение условий, обеспечивающих надежность достижения результата.

Критерий алгоритмичности включает в себя следующие наиболее значимые показатели:

— показатель однозначности выполнения включенных в техноло­гию процедур и операций;

— показатель функциональной полноты.

Чем значительнее отклонение в действиях субъекта от парамет­ров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформиро­вать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожида­емому. Причем деформация одной процедуры или операции отража­ется на всей технологической цепочке и заранее предопределяет непрогнозируемые последствия.

Показатель функциональной полноты позволяет оценить техно­логию обучения с позиции возможностей комплексной реализации всех функций процесса обучения.

Критерий технологической последовательности позволяет оце­нить выполнение следующих требований, обеспечивающих успеш­ное течение технологического процесса:

— Совокупность и последовательность процедур и операций, вхо­дящих в технологический процесс, должны базироваться на внутрен­ней логике функционирования и развития данного процесса и осуще­ствляться на основе его анализа.

— Обязательно точное перечисление всех действий и операций, необходимых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их осуществления.

— Выполнение каждой операции или процедуры должно сопро­вождаться действиями, позволяющими осуществлять обратную связь.

У преподавателя всегда остается возможность «вмешиваться» в объективный ход процессов, изменять их порядок, устанавливать другой темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесооб­разности.

Критерии оценки на этапе проектирования включают в себя и частный критерий управления процессом обучения. Его ос­новной функцией является оценка спроектированной техноло­гии обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обу­чения.

Этот критерий включает в себя следующие наиболее значимые показатели:

— показатель выбора единицы усвоения (обучающего модуля);

— показатель сопоставления реально выполняемых процедур,
операций с эталоном (идеальной моделью);

— показатель выбора способа коррекции;

— показатель степени достижения цели.


Интегральный критерий оценки педагогической технологии


Критерии оценки этапа проектирова­ния новых технологий обучения


Критерии оценки новых технологий обуче­ния на этапе функционирования



                               
           
               
 
 

иК
Критерий алго-рйтмичности
-ритерии оценки используемой системы дидак­тических средств
нар!

Критерии разде ления процесса н; связанные между собой этапы, one* рации, процедуры


Критерии „техно логической по­следовательности выполнения опе­рации и процедур


Критерий управ


Критерии оценю содержания обу­чения


нки Ki

критерии оцен используемых методов обучения|системы


Критерии оценк организации оо\ чения


                       
   
 
   
 
       
     
 
 

Критерий эффективности результатов обучения

Критерии сформированное™ профессио­нальных навыков и умений

рите-

Само- Соблю- Точность Скорость Процент Слож- стоятель- цение (откло- выпол- орака ность «ость правил нение от нения выпус- сехники норма- каеиои эезопас- тива) продук- ности ции

Правиль- Рацио- ность наль- выпол- ность няемых органи- деист- зации вии труда

Проч­ность усвоения
^облю цение JOpM эасход матери

усвоения

Глубина [Деист- Систем- Осозна Объем Скорость Точность
знании венность ность н- иость усвоен- усвоения ~~
знании ньгх зна-1^

НИИ


Рис. 11. Система критериев оценки педагогических технологий







8.2. Критерии оценки новых Содержание обучения может быть

технологий на этапе оценено частным критерием эф-

функционирования фективности содержания обуче-

ния, который характеризуется следующими качественными и количественными показателями. К качественным показателям относятся:

— целостность отражения в содержании обучения задач образова­ния, воспитания и развития;

— структурное соответствие содержания обучения принятой пси-холого-педагогической концепции усвоения;

— отражение в содержании обучения современного уровня разви­тия науки, техники и производства;

— гносеологически верное соотношение эмпирического и теорети­ческого, образного и понятийного, конкретного и абстрактного.

Эти показатели позволяют выявить феномен эффективности и осуществить качественный его анализ. Вместе с тем необходимо ис­пользовать количественные показатели, которые хотя и не отражают сущность исследуемого процесса, но позволяют улучшить педагоги­ческую деятельность.

К таким показателям относятся:

— информативность учебного материала, которая устанавливает­ся путем соотнесения элементов содержания, предусмотренных про­граммой, с вводимыми преподавателем в единицу времени;

— усвоенность учебного материала, определяемую соотношением объема учебного материала, усвоенного учащимися в течение едини­цы времени к материалу, сообщенному учащемуся за то же время.

Единица усвоения учебного материала является условной величи­ной, в качестве которой могут быть приняты: формулы, дефиниции, правила и др.

Для оценки эффективности методов, используемых в процессе обучения, применим соответствующий частный критерий. Он может быть представлен такими качественными показателями, как:

— адекватность методов целям и содержанию учебного мате­риала;

— обоснованность выбора методов обучения в перцептивном, гно­стическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах. При оценке по данному показателю определяется степень учета преподавателем возрастных личностных особенностей учащихся, уровня их теоретической и практической подготовленно­сти, а также собственных возможностей;

— многообразие использования методов и вариативность реализу­емых приемов обучения;

— соответствие методов обучения реальной материально-техни­ческой базе и отведенному учебному времени.

Эффективность используемых в процессе обучения дидактиче­ских средств устанавливается по следующим качественным показа­телям:


обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;

— функциональное соответствие дидактическим задачам, содер­жанию и избранным методам обучения;

— комплексность применения;

— универсальность использования и удобства эксплуатации
средств обучения.

При оценке эффективности средств обучения с помощью количе­ственных показателей их выбор осуществляется в зависимости от вида используемого дидактического средства.

Качественными показателями, раскрывающими частный крите­рий эффективной организации учебного процесса, являются:

—соответствие форм организации обучения принятым периодам усвоения знаний и формирования навыков и умений (психологиче­ский и логический аспекты);

—сменяемость и многообразие форм обучения и вариативность их видов;

—обеспечение рационального сочетания коллективной и индиви­дуальной форм деятельности учащихся.

Количественными показателями при этом могут служить:

—количество времени, отводимого и затраченного на решение поставленных задач;

—темп протекания учебного процесса;

—степень помощи преподавателя (мастера производственного обу­чения) учащимся при организации их самостоятельной деятельности.

8.3. Критерии эффективности Качественная оценка знаний уча-
результатов обучения щихся может осуществляться по

следующим показателям:

—глубина знаний, характеризующая числом осознанных сущест­венных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися;

—действенность знаний, предусматривающая готовность и уме­ние учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;

—системность, определяемая как совокупность знаний в созна­нии учащихся, структура которой соответствует структуре научного знания;

—осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей меж­ду ними, путей получения знаний, умений их доказывать.

В качестве примера оценки эффективности результата обучения покажем изменения показателя глубины знаний в зависимости от уровня усвоения.

I уровень (узнавание) — учащийся только отличает данный объ­
ект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство
с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными
характеристиками.

II уровень (репродуцирование) — учащийся может не только вы­
брать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но
и дать определение понятия, пересказать учебный материал.


III уровень (продуктивной деятельности) — учащийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изуча­емыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

IV уровень (трансформации) — учащийся способен путем целе­направленного избирательного применения соответствующих зна­ний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.

Аналогично оценивается эффективность усвоения знаний по каждому качественному показателю на всех представленных уровнях.

Кроме того, возможно дать количественную оценку усвоенных знаний на каждом уровне, используя следующие показатели:

—объем усвоенных знаний;

—скорость усвоения учебного материала;

—прочность усвоения;

—точность усвоения и др.

Для производственного обучения характерны специфические по­казатели, обеспечивающие оценку эффективности результатов дан­ного вида обучения по интегральному критерию.

Интегральный критерий образуется двумя частными критериями:

—критерием сформированности ориентировочной основы дея­тельности;

—критерием сформированности навыков и умений.

Критерием сформированности ориентировочной основы деятель­ности может служить составленная учащимися учебно-инструкцион­ная карта, которая, с одной стороны, используется как средство орга­низации ориентировочной основы деятельности в процессе усвоения, а с другой стороны, является эталоном, нормативным содержанием деятельности, образцом ее выполнения. Исходя из вышесказанного, основными показателями первого критерия выступают:

—полнота информации, представленная в заполненных учащи­мися картах;

—самостоятельность заполнения карт;

—правильность заполнения карт.

Полнота информации обеспечивается путем включения в карту всех необходимых предметных условий и характеристик, имеющих значение для достижения требуемого результата.

Самостоятельность заполнения карт определяется мерой помощи мастера в процессе выполнения задания.

Правильность заполнения карт устанавливается при вербальном описании действий, зафиксированных в карте.

Безошибочное описание деятельности в системе адекватных поня­тий, умение дать полный отчет о ее содержании, предметных услови­ях позволяют мастеру сделать вывод о сформированности у учащихся ориентировочной основы деятельности.


Второй критерий служит для оценки сформированности про­фессиональных навыков и умений, и можно выделить инвариант­ный набор показателей, оценка по которым производится незави­симо от названных выше факторов. К этим показателям относятся следующие:

а) качественные:

— правильность выполняемых действий;

— рациональность организации труда и рабочего места;

— самостоятельность в работе;

— соблюдение правил техники безопасности;

— применимость теоретических знаний при выполнении заданий;

— применение передовых методов труда новаторов;

— сложность выпускаемой продукции;

— рациональное построение технологического процесса и др.;

б) количественные:

— точность работы (отклонения от норматива);

— время, отводимое на выполнение задания;

— процент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания);

— выполнение норм выработки;

— соблюдение норм расхода материала;

— рациональный выбор оборудования и инструментов и др.

В целом оценить результаты обучения, учитывая всю совокуп­ность приведенных показателей, возможно, используя методику тес­тового контроля или метод компонентного анализа.

Особенностью данных методов контроля является то, что они при­менимы к любому виду обучения, как к теоретическому, так и произ­водственному. Отличие состоит в том, что в первом случае интеграль­ным критерием оценки будет служить критерий усвоения учебного материала, а во втором — критерий сформированности профессио­нальных навыков и умений, обеспечивающийся, соответственно, сво­ими специфическими критериями.

         
         
         
         
         
         
         
         
         


ГЛАВА X


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: