Б) Межпредметные (ориентационные) курсы

З адачи курсов данного типа:

    Надо отметить, что по содержанию предметно-ориентированные курсы:

    1. реализуют интересы учащихся к выбранному предмету и потому всегда содержат информацию «за рамками» учебного предмета. Например, «История в лицах», «Существует ли лишняя буква в алфавите», «Литературная Рязанщина», «Мир двух языков и культура», «Литературная лавка»;

    2. выявляют уровень готовности и формируют недостающие способности для освоения предмета на повышенном уровне. Например, «Литературное произведение: теория и практика анализа», «Вспомогательные исторические дисциплины», «История русской культуры»;

    3. создают условия для подготовки к экзаменам по выбору. Например, «Различные жанры сочинений», «Решение олимпиадных заданий по истории» и т.д.; в то же время ориентационные курсы:

    4. помогают ориентироваться в мире современных профессий. Для этого необходимо в ориентационные курсы включать информацию о различных профессиях (она может содержаться в базах данных, информационных картах и т.д.), раскрывать значимость для личной и общественной жизнедеятельности малознакомых или престижных и непрестижных профессий и т.д.;

    5. знакомят на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. В частности, курсы по выбору могут знакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит выбор той или иной сферы профессиональной деятельности (историк, филолог и др.). Например, работа с литературными текстами, анализ исторических источников, использование правовых документов, анализ информации, решение проблемных задач в рамках образовательных ситуаций;

    6. стимулируют учащегося к изучению того или иного профиля. Это может проводиться за счет оригинального интересного содержания курса, а также за счет развивающих технологий: игровых, проектных, исследовательских, креативных.

    Информационная работа и профильная ориентация – неотъемлемая часть предпрофильной подготовки, которая может быть выражена в содержании курсов по выбору.

    Так, например, информационная работа предполагает целенаправленное ознакомление учащихся об образовательных возможностях, услугах в муниципальной образовательной сети (знакомство с перечнем курсов по выбору, профильными и элективными курсами в старших классах в соседних, близлежащих школах, с условиями обучения в средних специальных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, высших учебных заведениях города, района; образовательными картами, содержащими информацию о месторасположении, маршруте движения к образовательным центрам, особенностях образовательных программ в образовательных учреждениях;

    Профильная ориентация направлена на выявление интересов, склонностей, способностей учащихся к дальнейшему обучению на старшей ступени, на создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению. Данная работа предполагает создание ситуаций, где учащиеся могли бы тренироваться в принятии решений в познавательной, профессиональной, социальной деятельности, то есть осваивать механизм принятия решений. Здесь возможны рефлексивные методы работы, стимулирующие размышления школьников о выборе профессии; применение профориентационных методик, выявляющих сферы проявления личности ученика в жизни («Человек – Человек», «Человек – Природа», «Человек – Общество», «Человек – Техника»); психолого-педагогические методики саморефлексии и самооценивания интересов, мотивов, способностей учащихся к тому или иному профилю. Профильная ориентация подразумевает системность работы педагога, классного руководителя, педагога-психолога, администрации школы. Ее результатом может быть формирование обоснованных и осознанных мнений учащихся о будущем профиле обучения. Таким образом, предпрофильная подготовка, реализуемая через курсы по выбору, информационную работу и профильную ориентацию, эффективна, если она осуществляется с использованием развивающихся технологий, новых деятельностных систем обучения, где содержание предмета становится средством развития мотивации познавательных интересов учащихся.

    В рамках предпрофильной подготовки осуществляется мониторинг образовательной деятельности:

    · диагностика “на входе”: обеспеченность ОУ материальными и кадровыми ресурсами;

    · методический потенциал: наличие программ курсов по выбору; наличие УМК к курсам; качество проведения курса по выбору; процент учащихся, посетивших элективные курсы;

    · диагностика “на выходе”, проводится учителями-предметниками для отслеживания результативности проведенных курсов;

    · анкетирование учащихся об удовлетворенности предлагаемыми элективными курсами;

    · отчеты педагогов о проведении элективных курсов;

    · оценка состояния здоровья учащихся;

    · оценка учебной и внеучебной нагрузки.

    Продолжительность курсов. Планирование и тарификация курсов по выбору.

    Каждый учащийся в течение учебного года обязан освоить 4 курса по выбору, учебная программа, как например, “Мир профессий”, рассчитана на 17 часов в 9-х классах.

    Тарифицируется: приказом за счет часов учебного плана, отведенных на предпрофильные курсы и показанных в начале года как условные вакансии. Тарификация педагогов, ведущих элективные курсы, рассчитанные менее чем на 8 часов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: