Виды творческих работ учащихся профильной школы

I.

Реализация художественно-практической деятельности в художественно-эстетическом профиле направлена на подготовку учащихся к изобразительной деятельности в рамках их широкого общегуманитарного развития, дальнейшего формирования художественно-эстетической культуры и включает в себя следующие формы обучения:

1. Творческие мастерские как вид учебной деятельности:

Преподавание композиции, рисунка с основами перспективы и живописи с основами цветоведения ведется в форме творческих мастерских. В рамках мастерских учащиеся не только усваивают информацию и получают теоретические навыки, но и овладевают творческими умениями, а также развивают самостоятельное мышление и креативные способности.

Мастерскую возглавляет педагог-руководитель, определяющий направление ее деятельности, структуру. Вся работа мастерской строится по следующей схеме:

1) определяется цель создания мастерской, назначение создаваемого конечного продукта. Например, создание творческих работ для участия в конкурсе детского рисунка;
2) собирается необходимая информация, изучается теоретический материал.
3) подбирается инструментарий, необходимый для создания задуманной работы.

Тематические мастерские формируются, исходя из потребностей в деятельности школы. Примером такой мастерской может быть мастерская «Мы любим нашу школу!“. Работы выполняются учащимися в рамках мастерской. Они украшают школу в дни праздничных торжеств. Время действия тематических мастерских совпадает с периодами выполнения конкретных работ. Так, мастерская «Мы любим нашу школу» можно определить в два месяца.

Консультационные мастерские носят учебный характер. В рамках данных мастерских проводится консультация по подготовке конкурсных работ.

Участники творческих мастерских по окончанию работы мастерской получают диплом, удостоверяющий их деятельность и обозначающий объем и характер выполненной работы. Эти дипломы пополняют портфолио учащихся и в дальнейшем могут стать своеобразными рекомендациями при самореализации.

2.Творческие лаборатории как форма организации дополнительного образования

К моменту выпуска существенная часть знаний, полученных в процессе обучения, уже устаревает. Из этой ситуации есть только один выход — учить не мыслям, но мыслить. «Содружество наук и муз» включает в себя шесть лабораторий: «Психология и педагогика: взаимодействие в интересах ребенка», «Возрождение отечественной духовности», «Город- колыбель и истоки цивилизации», «Техническая эстетика», «Мир, культура и этнос», «Найди себя». Лаборатории представляют собой творческие объединения учителей-исследователей и учащихся. В рамках выбранной лаборатории ими ведется исследовательская работа, реализуется содержание экспериментальной.

3.«Музейная практика»

Занятие по музейной практике проходит в три этапа.

1этап. Музейная практика начинается ещё в стенах класса. Спланированное согласно прохождению учебного материала по истории искусств занятие в музее даёт возможность учителю правильно сориентировать учащихся, т. е. рассмотреть тему в меру своих возможностей на уроках.

2этап. Занятие в музее. Сотрудники музеев — незнакомые детям люди, поэтому часто, видя чужого человека перед собой, некоторые школьники настолько робеют, что просто «теряют» дар речи. Тут на помощь приходит коллектив. Кто-то из ребят обязательно ответит, остальные послушают, дополнят. Поэтому небольшие группы из 10 — 15 человек лучше для учебного процесса, чем одиночное хождение по залам.

3этап. Процесс музейной практики завершается в школе. Форма итоговой работы после просмотра музейной коллекции выбирается педагогом по личному усмотрению. Возможно, это контрольная работа для всего класса об экспонатах, проектная деятельность или просто сообщение на заданную тему. При выполнении итогового задания учащимся разрешается пользоваться музейными записями.

Таким образом, музейная практика как форма учебной деятельности позволяет построить взаимосвязь между музеем и продуктивной творческой деятельностью ребенка по интерпретации памятника культурного наследия. Сохраняется преемственность между теоретическими знаниями, полученными на уроках, и практическим приобщением учащихся к общечеловеческим национальным ценностям в различных областях художественной культуры.

4.Пленэр как продуманная система практических занятий на природе.

Такая форма организации учебного процесса проводится с учащимися 3 раза в год: осенний пленэр — 6 недель (сентябрь-октябрь), весенний пленэр — 4недели (май), пленэр в творческом лагере (июнь). Основными задачами данного вида практики являются формирование эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам, развитие зрительной памяти и фантазии.

«Художественный марафон» — массовый творческий форум, направленный на работу с одаренными и высокомотивированными детьми. Данная форма работы с учащимися осуществляется в течение всего учебного года. «Художественный марафон» включает в себя участие школьников как в основных состязаниях (предметные олимпиады всех уровней (от школьного до Всероссийского), так и в дополнительных (фестивали, проекты, конкурсы детского творчества и т.д.). Результаты достижений учащихся фиксируются в личной карточке. Главной и определяющей задачей данной формы работы является выявление одаренных детей для их поддержки и дальнейшей профессиональной ориентации.

Мобильные выставки детского творчества — многофункциональный образовательный проект, инициирующий проведение в школе творческих, художественных конкурсов. Это конкурсы детского рисунка, конкурсы проектных и исследовательских работ учащихся, тематические фотоконкурсы, конкурсы видеоработ и т.д. В рамках этой формы организации учебной деятельности происходит взаимное обучение, соревнование, открытие новых возможностей, выявление одаренных детей. Участники выставок видят свое творчество на фоне работ других детей. Их видение обостряется, они начинают понимать много нового, они учатся и совершают открытия. Учатся и те, кому не довелось участвовать. Для всех них это путь к пониманию искусства.

II.

Реализация художественно-практической деятельности в информационно-технологическом профиле направлена на подготовку учащихся к дизайнерской деятельности в рамках их широкого художественно-конструктивного образования и включает в себя следующие формы организации учебной деятельности:

1.«Информационная среда» как форма организации учебного процесса в информационно-технологическом профиле включает в себя использование виртуальных тренажеров (виртуальная мастерская дизайнера интерьеров, виртуальный музей древностей), интернет-лаборатории и направлена на формирование исследовательских умений в работе с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовку личности «информационного общества».

Дизайн-бюро как ролевой профессиональный тренинг органично включается в учебный процесс. Для этого формируется группа участников не более 25 человек. Каждый участник тренинга «получает» определенную «роль». Ведущим данного тренинга, как правило, опытным преподавателем-практиком ставится общая задача (вводится «ситуация»), которая, по ходу дела, решается всеми присутствующими. Множество подзадач и проблем, возникающих в процессе профессионального тренинга, требует капитальных разносторонних специальных и общегуманитарных или смежных знаний, умение высказываться и убеждать, быть гибким, находить компромиссы, а главное — достигать поставленной цели. Каждый из игроков такого профессионального тренинга одновременно решает общую и свою конкретную задачу, демонстрируя весь свой арсенал, богатство знаний и умений, эрудицию. Тематика проектов, выполняемых в дизайн-бюро, определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе. Так, в рамках празднования пятидесятилетия школы такие профессиональные тренинги были проведены по разработке фирменного стиля школы, разработке дизайн-макета изданий поэтических тетрадей, альманахов и т.д. Таким образом, дизайн-бюро — это эффективный способ организации образовательного процесса, средство развития общих и специальных компетентностей учащихся, форма профильного обучения и профессиональной ориентации, путь социализации и воспитания.

III.

Реализация художественно-практической деятельности в социально-гуманитарного профиле направлена на подготовку учащихся к рекламной деятельности в рамках их широкого социального образования и включает в себя следующие формы организации учебной деятельности:

Система интегративных уроков, ролевых игр и мозговых штурмов — ведущие формы организации художественно-практической деятельности в социально-гуманитарном профиле. Они рассматриваются как существенный компонент развивающего обучения, призванный создать у учащихся дополнительную позитивную мотивацию к учению. «День Творческой Практики». Проект охватывает учащихся профильных классов и является связующим звеном в системе практической подготовки будущих специалистов. Целью проведения Дня Творческой Практики является адаптация к ведущей профессиональной деятельности через углубление и закрепление знаний и умений, полученных учащимися в процессе обучения, расширение кругозора, развитие креативного мышления и формирование творческой активности.

Учебная практика «Я — рекламист» — комплексная система непрерывной практической, исследовательской и организационной подготовки учащихся к профессиональной деятельности для работы в рекламном бизнесе в условиях рыночной экономики. Система учебных практик предполагает работу по трем различным уровням в разной форме обучения и подведения результатов работы. На уроках основ рекламы в параллелях 9-11 классов под девизом «Учимся у профессионалов» отрабатывается создание рекламных носителей. Например, рекламный календарь. Более высоким уровнем является участие в мероприятиях, проводимых после основных занятий «Днях творческой практики», где в мастер — классах, кампусах, тренингах, фестивалях анализируются творческие совместные проекты, заслушиваются и принимаются оригинальные решения, идет попытка «огранки алмаза». Высшим уровнем достижения в учебных практиках является защита проекта с самопрезентацией на выпускном экзамене. Такие формы работы позволяют ученику профильного класса утвердиться в себе, осознать собственное «Я».

«Языковой портфель» как технология самооценки учащихся в профильной школе

Языковой портфель – это пакет рабочих материалов, которые предоставляют тот или иной опыт, результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает учащемуся и преподавателю возможность по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах.

Используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

- Языковой портфель как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком;

- Языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (причем он может варьироваться по целевой направленности: по чтению, языковой портфель по аудированию, говорению, письму).

- Языковой портфель как инструмент демонстрации учебного продукта – результата овладения иностранными языками.

- многоцелевой Языковой портфель.

Цели и формы работы с языковым портфелем могут быть различными. Это – гибкое учебное средство, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, различающейся по цели обучения, возрасту обучаемых, уровня овладения иностранными языками, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащихся.

В языковом портфеле могут отражаться все компоненты учебной деятельности учащегося по овладению языком и культурой:

- материалы накопления языковых средств, расширение словарного запаса, совершенствования качества речи;

- материалы тренировочных работ по закреплению языковых средств, схемы, таблицы, логико-смысловые карты и другие средства общения, систематизации и запоминания;

- материалы самостоятельной практики в видах иноязычной речевой деятельности (материалы дополнительного чтения, материалы письменных или подготовки устных сочинений, творческие и проектные работы и т.д.)

Характер работы с языковым портфелем основывается на самостоятельной инициативе учащегося. При этом учащийся профилирует свою учебную деятельность и определенным образом составляет профиль своих потребностей в изучении иностранного языка. В качестве показателя продуктивной учебной деятельности в процессе работы с языковым портфелем следует также рассмотреть такую особенность данной учебной ситуации, как взаимодействие с товарищами по учебной группе. Это взаимодействие может проявляться в обмене материалами и заданиями, в совместном обсуждении материалов, включенных в портфель, во взаимопомощи при совместном решении учебных задач.

Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс особую систему взаимодействия преподавателя и учащегося. Это взаимодействие приобретает характер переговоров, консультаций.

Таким образом, языковой портфель позволяет обеспечить:

- личностно – ориентированный характер обучения иностранным языкам;

- направленность на создание личностного образовательного продукта;

- аутентичность в обучении иностранному языку, аутентичность коммуникативного поведения и межкультурного общения, взаимодействие в системе учащийся – преподаватель – учебная группа;

- формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой;

- условия для проявления креативности учащегося и его творческой самореализации в языковой информационной и образовательной среде;

Непрерывное изучение языка и культуры в условиях вариативного языкового образования.

Таким образом, технология «Языковой портфель» реализует инновационный подход к учебному пособию для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности учащегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: