1. Процесс управления рисками на предприятии
2. Оценка риска в предпринимательской деятельности
2.1 Качественная оценка риска
2.2 Колличественная оценка риска
Процесс управления риском можно упрощенно представить в виде блок-схемы
Блок-схема процесса управления риском:
1 - сбор и обработка данных; 2 - качественный анализ риска;
3 - количественная оценка риска; 4 - оценка приемлемости риска;
5, 11 - оценка возможности снижения риска; 6,12 - выбор методов и формирование вариантов снижения риска,
7 - оценка возможности увеличения риска; 8- формирование и выбор вариантов увеличения риска;
9,13 - оценка целесообразности снижения риска;
10 -оценка целесообразности увеличения риска;
14 - выбор варианта снижения риска;
15 - реализация проекта (принятие риска);
16 - отказ от реализации проекта (избежание риска)
Следует отметить, что сбор и обработка информации является важным этапом процесса управления независимо от eго конкретного содержания. В процессе управления риском к полноте и качеству информации предъявляются особые требования, так как отсутствие полной информации является одним из существенных факторов риска, и принятие решения в условиях неполной информации служит источником дополнительных финансовых потерь.
На схеме для упрощения блок-схемы сбор и обработка информации по аспектам риска представлены в качестве первого этапа. В действительности эта работа осуществляется на протяжении всего процесса принятия решения
По мере перехода от одного этапа к другому при необходимости может уточняться потребность в дополнительной информации, осуществляться ее сбор и обработка.
Особую роль играет информация в процессе качественного и количественного анализа риска.
Качественный анализ предполагает: выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, т.е. установление потенциальных зон риска, идентификацию всех возможных рисков, выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.
Результаты качественного анализа служат важной исходной информацией для осуществления количественного анализа.
Количественный анализ предполагает численное определение отдельных рисков и общего риска. На этом этапе определяется вероятность наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка степени риска, определяется также допустимый уровень риска.
В результате проведения анализа риска получается картина возможных рисковых событий, вероятность их наступления и последствий. После сравнения полученных значений рисков с предельно допустимыми вырабатывается стратегия управления риском, и на этой основе - меры предотвращения и уменьшения риска.
Меры по устранению и минимизации риска включают следующие этапы:
· оценку приемлемости полученного уровня риска;
· оценку возможности снижения риска или его увеличения (в случае, когда полученные значения риска значительно ниже допустимого, а увеличение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи);
· выбор методов снижения (увеличения) рисков;
· оценку целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков.
После выбора определенного набора мер по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности выбранных мер. Если мер недостаточно целесообразно отказаться от реализации проекта (избежать риска).
Следует отметить, что нами рассмотрена лишь общая схема процесса управления риском. Характер и содержание перечисленных этапов и работ, используемые методы их выполнения в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности и характера возможных рисков.