Упражнение «Метафорический образ Ребенка»

Для соприкосновения с детским началом в самом себе по­лезно почувствовать вначале образ чужого детского Эго. Уп­ражнение «Метафорический образ Ребенка» построено на ис­пользовании идей о Эго-образах и Эго-символах Эрика Берна. Эго-образ более индивидуален, а Эго-символ более обобщен. Кому-то из участников группы удается интуитивно почувство­вать и выразить в словах индивидуализированный образ Ре­бенка в другом человеке; многие другие в состоянии почувст­вовать только более обобщенный символ. И то, и другое по­лезно и важно, поэтому чаще всего на занятиях можно не вдаваться в терминологические разграничения понятий «об­раз» и «символ».

Вначале ведущий рассказывает участникам группы о том, Как Берн, будучи полковым врачом, комиссовал демобили­зующихся и задавал им два вопроса, чтобы догадаться об их профессии; как он почувствовал, что в состоянии интуитивно

ощутить детский образ Эго другого человека (Ребенка), и о том, как это помогало ему в понимании клиента и во взаимо­действии с ним.

Э. Берн в течение десяти лет исследовал проблему интуи­ции. «В качестве военного психиатра он должен был день за днем обследовать тысячи демобилизуемых. Вот тогда-то он и начал играть в эту маленькую игру — просто для развлечения. Игра состояла в том, чтобы догадаться о профессии демоби­лизуемого после того, как тот ответит на два вопроса: «Вы сейчас нервничаете?» и «Вы когда-нибудь раньше бывали у психиатра?». Он обнаружил, что может догадаться о профес­сии людей, особенно если они были механиками или ферме­рами, с замечательной точностью. Эти открытия привели к написанию серии статей по интуиции... кульминацией кото­рых было создание концепции транзактного анализа».

За десять лет был построен мост между «игрой в угадыва­ние солдатских профессий» и интуитивным пониманием кли­ента. Интуиция стала использоваться в качестве психотера­певтического средства. Берн рассматривает образы Эго, моде­ли Эго и символы Эго.

Образ Эго — это особое восприятие терапевтом архаиче­ского Эго-состояния клиента, все еще активного в отношени­ях данного человека с другими людьми.

Эго-модель — это описательное восприятие клиента, оно дробное, а не целостное, это скорее серия мелких ато­мов-предположений, чем гештальт.

Эго-символ не так персоналистичен, как образ Эго, в нем меньше индивидуального, больше отвлеченно-общего.

После этого ведущий приводит примеры Эго-символов и Эго-образов, например из книги К. Стейнера: «маленькая бе­локурая девочка, которая стоит в огражденном изгородью са­ду, полном маргариток»; «перепуганный мальчик, который едет в машине с отцом, сидя на переднем сиденье, в то время как сердитый отец ведет машину на предельной скорости» (Steiner, 1990). После этого ведущий предлагает участникам придумать два вопроса, которые помогли бы вызвать в челове­ке реакции Ребенка. Возможно, это будут спонтанные невер­бальные реакции или словесно выраженные воспоминания, ассоциации. Содержание вопроса почти не имеет значения. Важно сконцентрироваться на человеке и интуитивно почув­ствовать его.

Ниже приводится список удачных вопросов, как бы авто­матически вызывающих у человека «детские», архаичные ре­акции, вводящих его в Эго-состояние Ребенка.

1. Как ты относишься к детским садам?

2. Что тебя больше всего обижало в детстве?

3. Каково твое самое яркое впечатление детства?

4. За что тебя ругали в детстве?

5. Что ты делаешь, когда тебе плохо?

6. Чем ты болел в детстве?

7. Чем болел до года твой ребенок?

8. Как жизнь?

9. Каково твое любимое блюдо?

10. Что бы ты хотел подарить своему ребенку?

11. Что ты больше всего любил на свете, когда был маленьким?

12. Как ты относишься к своей маме?

13. Как ты относишься к своей профессии?

14. Что ты переживаешь сейчас?

15. Чего тебе сейчас больше всего хочется?

16. Что дает тебе ощущение покоя и безопасности?

17. Что дает ощущение радости?

18. С какими людьми ты лучше всего ладишь?

19. Какие черты характера есть и у тебя, и у твоих родите­лей?

20. За что ты благодарен своим родителям?

21. Что бы тебе хотелось сейчас сделать?

22. Что бы ты хотела, чтобы я сделал?

Иногда участники предлагают сначала выбрать человека, которому будут задавать вопросы и чей образ Ребенка группа попытается интуитивно почувствовать, а уже потом формули­ровать вопросы. Если выражено такое пожелание, ведущий предлагает выбрать человека прямо сейчас. Это очень важный момент. Человека выбирает сам ведущий. Как правило, веду­щий уже чувствует, кто выдержит эту метафорическую сессию и сможет извлечь из нее максимум пользы. Обычно таких лю­дей двое-трое, и чаще всего они сами вызываются на актив­ную роль в этом упражнении.

Или наоборот: сначала формулируются вопросы, а затем выбирают человека. Далее важно найти человека, который бу­дет задавать эти вопросы. В этом выборе тоже есть элемент риска, но небольшой: если вопросы не очень хорошо «срабо­тают», можно предложить задать свои вопросы кому-либо еще. Задающий вопросы и тот, к кому они обращены, сидят в этот момент рядом. Все внимание группы сосредоточено на них. В этот момент не стоит ничего записывать: лучше жить этим моментом, чувствовать, вникать, пытаться понять что-то дотоле непостижимое в другом человеке. После того как во­просы заданы и человек на них ответил (может быть, невер­бально), ведущий предлагает сосредоточиться на точной фор­мулировке образа Ребенка: «Мальчик, который...» или: «Де­вочка, которая...».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: