Упражнение 4. Синтез

Каждый из нас хотел бы быть гармоничной личностью. Но сначала нужно выявить и осознать полярные качества сво­ей личности (характера), а уж потом попробовать примирить их. Часто у личности недостаточно психической зрелости. На­пример, у подростков часто вместе уживаются рефлексия и самоуверенность, чувственность и черствость или даже жесто­кость, застенчивость и развязность, борьба с авторитетами и обожествление кумира, чувственное фантазирование и сухой рационализм.

Известно, что личность не может быть гармоничной, если вы идентифицируетесь только с одним из полярных качеств. Выберите полярное качество своей психики, с которым вы хо­тите работать.

Разделите чистый лист бумаги пополам и на одной поло­вине листа нарисуйте одну из выбранных полярностей. На второй половине (напротив) сделайте свободный рисунок противоположной полярности. Качество рисунка не имеет значения. Итак, два полюса находятся друг против друга. Вду­майтесь в их содержание, в то, как они взаимодействуют меж­ду собой.

Теперь ниже (или на другом листе) изобразите взаимодей­ствие этих двух полюсов. Это могут быть: конфликтное столк­новение, пробный контакт, отвращение и т. п.

Продолжайте делать рисунки, и пусть взаимодействие по­лярных качеств вырисовывается в какую-либо форму. Синтез может быть спонтанным: две части соединяются в одно целое. Если новое целое возникло, не бросайте его, а постарайтесь понять, что оно собой представляет и каково было ваше со­стояние, в котором появился этот синтетический образ.

Затем на обороте рисунка запишите все, что вы испытали, и подумайте, как новый синтез мог бы осуществиться в вашей жизни.

2.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Согласно принципу, на котором основывается поведенче­ская терапия, для изменения поведения не обязательно пони­мать определяющие его психологические причины. Цель тера­пии, главным образом, — формировать и укреплять способ­ность к адекватным действиям, к приобретению навыков самоконтроля.

Методы поведенческой психотерапии включают положи­тельное и отрицательное подкрепление, наказание, система­тическую десенсибилизацию, градуированное представление и самоконтроль.

Поведенческая психотерапия стремится заменить непри­емлемые действия приемлемыми и использует некоторые ме­тоды, ведущие к уменьшению или прекращению нежелатель­ного поведения. Например, при одной из техник клиента обу­чают диафрагмальному дыханию для снятия беспокойства. Терапия может проводиться с использованием систематиче­ской десенсибилизации (постепенного, поэтапного привыкания к пугающей ситуации) либо с помощью нагнетания вызываю­щих тревогу факторов, или «наводнения» (клиентов ставят в пу­гающую ситуацию и помогают с ней справиться). Метод на­гнетания вызывающих тревогу факторов считается наиболее эффективным методом поведенческой психотерапии, при ус­ловии, что клиент может выдержать связанную с терапевтиче­ским воздействием тревогу. В случае, если данный метод ос­новывается на противопоставлении воображаемой и реальной жизни, он называется имплозией.

Терапевты когнитивно-поведенческого направления пред­полагают, что психопатологические отклонения являются следствием неточной оценки событий, и следовательно, изме­нение оценки этих событий должно вести к изменению эмо­ционального состояния клиента. Подобно поведенческой те­рапии, когнитивно-поведенческая терапия учит клиентов по-другому реагировать на ситуации, которые вызывают при-

3. Противостояние (прямое или косвенное) насильнику и другим людям, так или иначе связанным с происшедшим. Бросить вызов можно в письме (допускается, что письмо бу­дет адресовано и уже умершему человеку), в семейных разго­ворах, начатых по требованию пострадавшей, в личной беседе.

4. Изменение отношений с другими людьми. Женщина учится более объективно смотреть на существующие отноше­ния и понимать, какие из них можно считать здоровыми, а какие — нет. Здесь происходит выбор: как жить дальше, изме­нить и что-либо в семейной жизни.

5. Новое открытие себя. Это ощущение своей уникально­сти и появление готовности к дальнейшему росту.

6. Забота о себе. Женщина учится получать то, чего была лишена в детстве.

7. Прощение себя. Поняв, что с ней произошло, женщина освобождается от чувства вины.

У каждой женщины есть свои особенности, которые в си­туации преодоления сложного жизненного кризиса требуют внимания и уважения. Последние данные подтверждают точку зрения, что психологическая помощь должна быть длитель­ной, так как у многих жертв изнасилования психопатологиче­ские симптомы сохраняются и после начального периода кри­зиса.

После психической травмы происходят выраженные изме­нения личности, которые сказываются на профессиональной деятельности, учебе, семейных отношениях. Одним хочется скрыться, и они уходят из дома; другие — наоборот, боятся выйти на улицу, отказываются от самостоятельности. Сохра­няются нарушения сна, мучают ночные кошмары с яркими картинами пережитого насилия. Возможно развитие навязчи­вых страхов, характер которых зависит от обстоятельств изна­силования (страх толпы, страх находиться дома). При случай­ном соприкосновении с прохожим на улице, при виде мужчи­ны, похожего на насильника, может возникнуть панический приступ. Другими словами, возможны генерализованные ги­пертрофированные реакции на раздражитель, напоминающий об изнасиловании. Типичен страх половой жизни, ухудшение отношений или полный разрыв с прежним партнером (парт­нерами).

У пострадавших возможны депрессия и даже попытки са­моубийства, развитие алкоголизма, наркомании, психозов, со­матических заболеваний и конверсионных расстройств, а также посттравматического стрессового расстройства. Большую роль играет страх того, что изнасилование повлияет на отно­шения с близкими (в отличие от других кризисных ситуаций, когда человек, поделившись переживаниями с близкими, по­лучает поддержку). Поиск сочувствия для изнасилованной мо­жет обернуться разрывом.

4.6.3. Консультирование жертв семейного насилия

Психологическое сопровождение лиц, переживших семей­ное насилие, осуществляется в двух основных направлениях:

1) экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посттравматическом стрессе;

2) длительное сопровождение в процессе индивидуального консультирования и групповой работы.

Оказание экстренной психологической помощи при ост­рой травме и посттравматическом стрессе строится на основе недирективной терапии, в которой большее вдимание уделя­ется эмоциональным факторам, чем интеллекглуальным. Дан­ный вид помощи, а также основы кризисной интервенции подробно рассмотрены в главе 3.

Для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций можно ислользовать сле­дующие техники.

Техника «Письмо»

Это достаточно эффективный терапевтический инстру­мент в работе с жертвами насилия, т. к. многие люди предпо­читают такую форму общения беседе лицом к лицу и могут писать о себе откровеннее, чем говорить. Несмотря на то, что письменная терапия может быть успешной, клиент должен иметь возможность поговорить о пережитом.

Так же, как и при индивидуальном консультировании, важное значение имеет детальное структурирование процеду­ры написания письма. Письмо пишут воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и проговаривают вслух. Письмо на­чинается обычным приветствием «Здравствуй_..» и заканчива­ется подписью автора. Важно, чтобы клиент «понимал, что он может выразить абсолютно все свои чувства, без ограничений.

Задача клиента описать проблему настолько детально, на­сколько это возможно. В то же время он должен не забывать об анализе поведения. Часто после написания письма клиент начинает ощущать себя сильным, готовым противостоять жизненным трудностям.

Если техника применяется в группе, несколько ее членов по очереди пишут письма. Можно также ввести роль помощ­ника (второе Я), который пишет постскриптум.

Техника «Телефонный разговор»

Клиента просят позвонить по телефону для выражения проблемной ситуации. Выбирается участник группы на роль обидчика. Консультант просит описать место, где находится телефон, набрать номер, держать в руке трубку и начать разго­вор такими словами: «Алло, говорит X... Звоню тебе, чтобы...». Клиента побуждают говорить все, что приходит в голову, даже более открыто, чем в реальном общении. Разговор занимает около 10 минут. Этот разговор не является повторением ре­альных разговоров в прошлом.

Цель техники — облегчить открытое выражение чувств по отношению к обидчику, выйти из эмоционального замеша­тельства и определить свое отношение к реальным событиям, попытаться прийти к договору.

Техника «Пустой стул»

Эта техника является одной из самых распространенных в гештальттерапии и психодраме. Консультант ставит стул на­против клиента и предлагает поместить на него отсутствую­щее лицо или отдельную черту характера, значимую эмоцию: «Попробуйте представить, что на этом стуле сидит...». Воз­можность обратиться к воображаемому собеседнику позволяет сказать ему все, что хочется, все, что наболело, выразить свои чувства, выплеснуть негативные эмоции.

Техника «Возврат во времени»

Консультант предлагает вспомнить прошлую ситуацию, когда насилие произошло впервые: «Давай переведем часы на­зад. Где происходит инцидент? Какой сейчас час?». При этом разговор ведется в настоящем времени: Клиент поясняет свои действия: «Я делаю это потому, что...».

Это психодраматическая техника, в которой используются все соответствующие приемы (второе Я, обмен ролями). Вме­сте с разогревом она длится около четырех часов.

Техника «Шаг в будущее»

Консультант предлагает клиенту разыграть сложную кон­фликтную ситуацию, грозящую насилием, с которой он может столкнуться в будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми для выбора оптимальной поведенческой стратегии. Цель техники — опробовать новые способы взаи­модействия, снижающие риск насилия, кроме того, отказаться от неподходящих стереотипов.

Эмоциональное поведение женщины, пострадавшей от внутрисемейного насилия, чаще всего включает горе, страда­ние, тревогу, враждебность и стыд. Душевная боль как реак­ция на насилие является процессом, а не мгновенным собы­тием. Фрейд назвал этот процесс адаптации к несчастью «ра­ботой скорби». Страдание становится патологическик, когда «работа скорби» не завершена или неудачна.

В случае так называемого «ненормативного страдания» женщине требуется не только психологическая поддержка, но и коррекция эмоционального состояния. Для этой ситуации характерно блокирование проживания и выражения эмоций; отказ от деятельности; растягивание процесса «работы скор­би» (застревание на одном из этапов эмоционального реаги­рования); чрезмерно острое чувство вины за происшедшее с потребностью наказать себя.

Депрессия клиентки, хотя она является распространенной реакцией на дисфункциональные отношения в семье, требует особого внимания консультанта. Даже слабая депрессия мо­жет перерасти в выраженные суицидальные намерения. Жен­щины, пострадавшие от насилия, часто предварительно сооб­щают окружающим о желании совершить самоубийство. Ре­комендуется не уклоняться от обсуждения этой темы и связанных с ней чувств. При этом важно оценить реальность осуществления намерения по трем составляющим замысла: сделан ли выбор средства, адекватно ли это средство постав­ленной цели и доступно ли оно. Чем детальнее клиент проду­мал способ ухода из жизни, чем доступнее для него соответст­вующие средства, тем выше риск суицида.

Узнав об этом намерении клиентки, не следует настойчи­во пытаться ее отвлечь, доказывать неправоту или морализировать («От этого ничего не изменится», «Знаете ли вы, что религия считает самоубийство величайшим грехом?»). Это лишь увеличивает дистанцию и снижает глубину контакта с клиентом. Рекомендуется использовать технику косвенного расспроса, внимательно слушая и не вынося оценок. Следует также принять меры предосторожности: обсудить вопрос о госпитализации, проинформировать близких. Пострадавшая женщина должна иметь возможность позвонить специалисту в любое время, чтобы тот мог контролировать ее эмоциональ­ное состояние. 'Необходимо сделать максимум возможного ра­ди сохранения жизни. Клиент может скрывать свои намере­ния. Тем не менее специалист, полагаясь на интуицию, обыч­но в состоянии определить подобную мотивацию. Для самого консультанта самоубийство или попытка самоубийства клиен­та является тяжелой травмой. Не следует пренебрегать кон­сультациями с коллегами относительно подобных случаев. Ре­комендуется документировать профессиональные действия в письменной форме, чтобы в случае несчастья доказать себе и другим, что действовал компетентно.

При депрессии используются такие коммуникативные техники, как поддержка и понимание клиента, которые уменьшают его отчаяние. Подбадривание скорее вредит рабо­чему контакту. Специалист более активен, чем в других случа­ях, вследствие пассивности клиента. Работа проводится 2—3 раза в неделю с постепенным уменьшением частоты встреч. Одна из основных задач при сопровождении депрессивного клиента — это пробуждение его активности. Адлер предлагал использовать помощь другим людям как метод коррекции де­прессии и специфического эгоцентризма личности в угнетен­ном состоянии. Характерное для депрессии искаженное нега­тивное понимание прошлого («все плохо») можно корректи­роваться с помощью проверки реалистичности такой позиции методами когнитивно-ориентированного подхода. Хороший контакт со специалистом крепче всего связывает потерявшего надежду с жизнью.

Кроме того, у жертв семейного насилия могут возникать следующие эмоции:

Бессилие и воспитанная беспомощность. Пожалуй, самая типичная динамика развития построенных на насилии взаи­моотношений состоит в том, что мужчина утверждает свою безраздельную власть и закрепляет полное бессилие женщи­ны. Чем он больше преуспеет, тем ниже самооценка женщины, тем она уязвимее в условиях выученной беспомощности, где, как ей кажется, она не контролирует свою жизнь или происходящие события. Бессилие, которое женщина пережи­вает во взаимоотношениях с этим мужчиной, может еще боль­ше парализовать ее способность действовать, принимая фор­мы незащищенности, пассивности, нежелания что-либо пред­принимать и т.д. Консультант может укрепить веру женщины в то, что она в состоянии управлять своей жизнью, а это очень ценно для нее. Возможно, консультант единственный человек, который поверил в нее, и важно сообщить это имен­но в тот момент, когда жертва не владеет собой. Необходимо поддержать ее в момент принятия решения и выразить веру в то, что она способна действовать эффективно. Консультант выявляет сильные стороны и положительные качества жертвы и предлагает ей составить список позитивных утверждений о себе. Когда она опять начнет себя недооценивать, ей будет полезно перечитать этот список.

Страх. Страх бывает разным. Некоторые боятся, как они считают, неоспоримого могущества своего партнера: его власть принимать решения за женщину, никуда ее не отпус­кать, полную ее зависимость. Такое положение тесно связано с динамикой силы. Тут может помочь следующая техника: консультант показывает ей реальные препятствия, выявляет ее страхи, помогает осознать их и перешагнуть через них.

Некоторые женщины боятся начать новую самостоятель­ную жизнь, а также всего неизвестного, что та за собой вле­чет, или начинают бояться различных жизненных ситуаций, например, поездки на автобусе в одиночестве, поиска работы и др. Терапевт также можете помочь ей в проживании этих страхов.

Раздражение. Раздражение может иметь несколько при­чин. Раздражение из-за того, что с ней происходит, гнев на партнера, гаев на себя из-за того, что «допустила» такое. Сю­да относятся и эмоции, которые женщина сдерживает в се­бе — не раз ее попытки высказать раздражение служили «при­чиной» насилия. Консультант может оказать женщине по­мощь в понимании того, что раздражение неизбежно и содержит в себе зачатки душевного здоровья, а также в поис­ках путей его выражения, наиболее приемлемого для нее. Вот некоторые способы: поговорить о чувствах, составить гневное письмо партнеру, побить подушку, а также — ролевая игра, крик, плач. Понимание своего раздражения может послужить толчком к началу позитивных действий.

Вина. Чувство вины подобно глубоко запрятанному раз­дражению. Поняв, что она не виновата, женщина начнет чув­ствовать, осознавать и выражать это раздражение соответст­вующим образом. Женщина может чувствовать вину из-за то­го, что не смогла «сохранить мир», поддержать гармонию в семье, в достаточной мере «угодить своему партнеру», — под­держивая все эти мифы об ответственности, которую общество наложило на женщину в браке. Она может винить себя за Схватки с партнером, поскольку тоже теряет самообладание, бьет посуду и т. д. Суть поддержки, которую консультант мо­жет оказать такой женщине, состоит в следующей концепции: все мы ответственны за наши поступки, и она может взять на себя ответственность и раскаяться в своих действиях, если за­хочет, но это не дает ему повода оскорблять ее. Если помочь ей вспомнить все то положительное, что она предпринимала для предотвращения насилия или во время него, это облегчит ее чувство вины. Недостаточно просто сказать о том, что она не виновата, хотя, конечно, с этого стоит начать.

Смущение и стыд. Женщины очень часто переживают трудные минуты в жизни, когда пытаются осмыслить происходящее и идентифицировать себя как жертву, как «избивае­мую». Для некоторых принять это равносильно признанию в том, что они сами выбрали такую судьбу. Но это на самом де­ле не так, и консультант может помочь женщине выбраться из этой ловушки и идти дальше. Однако важно понять, что для женщины не обязательно навешивать на себя ярлык жертвы с тем, чтобы изменить свою жизнь. Нередко женщины стыдятся своей жизни. Способность консультанта объяснить ей, что ее поведение — наилучший способ совладать с ситуацией, при­даст ей силы перешагнуть через этот стыд.

Сомнения по поводу своего психического здоровья. «Ты сума­сшедшая» — это стандартная уловка, используемая мужчиной. Вполне понятно, что женщина, долгое время терпящая наси­лие, начнет беспокоиться о состоянии своей психики, желая узнать, прав ли он; когда она обращается за помощью в соот­ветствующие учреждения, ей ставят диагнозы и начинают ле­чить симптомы, не узнав основных, подспудных причин наси­лия, а это только укрепляет миф. Жертва семейного насилия не сумасшедшая, и если удается разрушить прочно засевшую в ее голове мысль о том, что она — единственная, с кем такое происходит, то можно помочь ей снова поверить в свою пси­хическую нормальность.

Утрата и любовь. Женщина, подвергшаяся насилию, во­все не обязательно утрачивает чувство сострадания и любви. Неугасшая любовь может повлиять на решение остаться в се­мье. Если же она сочтет нужным прервать взаимоотношения, то, помня о прошлых чувствах, будет по меньшей мере пере­живать утрату. Она будет вспоминать то прекрасное время, когда партнеры любили друг друга. Это ощущение потери, ко­гда взаимоотношения заканчиваются, чувство утраты любви, которая была. Ощущение единства с мужчиной, даже если он оказался плохим, — это неотъемлемая часть женской иденти­фикации. Эти моменты могут быть самыми тяжелыми и фрустрирующими для женщины и консультанта, потому что это — конфликт сердца и ума, эмоций и смысла. Не забывай­те, что женщина имеет право на свои чувства — не имеет зна­чения, сколь иррационально они могут выглядеть, — и кон­сультант отвечает за то, чтобы помочь ей пережить и понять их, чтобы дальше она могла своими чувствами оперировать.

Оцепенение и амбивалентность. Кризис, особенно в на­чальной стадии, вызывает чувство нереальности. Поэтому не­плохо дать женщине возможность отдохнуть и освободиться от противоречивых чувств, это поможет ей двигаться вперед. Она может сначала выключить все эмоции, защищаясь от страданий, и даже не пытаться что-либо изменить. Стоит по­мочь ей сначала довести до конца небольшое задание; это и будет отправной точкой для работы с наметившимся противо­речием.

Эмоциональная и экономическая зависимость. Идентичность многих женщин растворяется в партнере или взаимоотноше­нии. Поэтому очень важно дать женщине понять, что она мо­жет сама зарабатывать на жизнь, хотя бы получить временную работу, или пойти прогуляться в солнечный денек по парку одна без партнера — это начало независимости. Стоит разве­ять ложное представление: «Если он не может найти работу и обеспечить семью, то как я смогу это сделать?».

Изоляция. Изоляция — основной аспект большинства взаимоотношений, построенных на насилии. Поэтому нали­чие места (например, кризисный центр), где бы женщина имела возможность высказаться и разделить свои чувства и переживания с консультантом и с другими женщинами, не­оценимо в разрушении мифа о том, что она — единственная женщина в мире, перенесшая насилие. Установление друже­ских отношений и поддержка сообщества способны сделать многое для жертвы насилия, независимо от того, решила она вернуться к партнеру или уйти от него.

Фрустрация. Боязньнеудачи и недостаточная уверенность в себе легко могут, привести женщину в состояние фрустра­ций. Она может не иметь реалистичного представления о сво­их целях, считая, что либо все получится само собой — «как в сказке», либо достичь цели невозможно. Эта ведет к фрустра­ции и к ощущению провала. Задача консультанта помочь ей постепенно, шаг за шагом, устанавливать реалистичные цели, с тем, чтобы свести фрустрацию к минимуму. Фрустрация час­то связана с необходимостью обращаться в суд, милицию, благотворительные организации. Консультант может Сам об­ратиться туда или рассеять некоторые заблуждения в отноше­нии этих служб, часто встречающиеся у жертв семейного на­силия, чтобы женщина могла самостоятельно принимать не­обходимые меры по оказанию ей помощи.

Родительские заботы. Насилие в семье отнимает внимание матери от потребностей детей, заставляя сконцентрироваться преимущественно на проблеме выживания; ее могут не допус­кать к детям или не позволять выражать им свою любовь. Она может разговаривать с детьми о своем отчаянии; дети могут также оказаться мишенью нападок со стороны мужчины. Из-за всего этого дети в подобных ситуациях страдают.

Таким образом, семейное насилие является более сложной и многогранной проблемой, чем насилие социальное. Психо­логу-консультанту приходится работать не только с фактами самого насилия, но и со «вторичными» составляющими: чув­ствами, реальной социальной и экономической ситуацией и т.п. Именно поэтому помощь жертвам семейного насилия должна быть комплексной, нередко с подключением социаль­но-правовой поддержки и социальной работы.

В зависимости от конкретной цели выделяются три вида консультирования: информирующее и ориентирующее, под­держивающее личность, изменяющее личность. Информаци­онное и ориентирующее консультирование направлено на предоставление необходимой информации по запросу клиентки, а также оказание помощи в выборе путей и средств пре­одоления семейного насилия. Цель поддерживающего кон­сультирования — помощь в стабилизации личности и укреп­лении ее защит. Изменяющее консультирование является самым сложным, оно направлено на гармонизацию личности через проработку и осознание внутренних конфликтов.

Психологический контракт является результатом поста­новки цели и задач консультирования вместе с клиентом, а также действий, необходимых для разрешения семейных и внутриличностных проблем клиента. Центральный вопрос до­говора — вопрос принятия клиентом ответственности за изме­нение семейной ситуации. Нередко люди ждут быстрого вме­шательства со стороны профессионала и бывают разочарова­ны ограничениями консультирования. Однако хороший контакт и доверие к специалисту помогут укрепить намерение решать проблему активно и последовательно. Кроме психоло­гического аспекта, контракт включает такие организационные вопросы, такие, как продолжительность и периодичность встреч, а также права и обязанности сторон.

Основные требования к психологическому контракту включают взаимное согласие по всем пунктам, легальность (отсутствие нарушения закона). Предметом контракта являют­ся психологические изменения. Например, изменение отно­шения к себе или другому человеку, избавле'ние от внутренней боли, поиск и определение смысла жизни. Контракт может быть перезаключен по достижении цели или при изменении задачи. При длительной работе возникает необходимость за­ключать промежуточные контракты. Контракт может быть за­ключен как в устной, так и в письменной форме. Само заклю­чение контракта усиливает уверенность клиента в себе на ос­нове реализма и личной ответственности. В последние годы процедура психологического договора все чаще используется как отдельный и важный этап работы.

После заключения контракта в консультировании следует этап работы с проблемой. По достижении поставленных задач осуществляется переход к заключительному этапу. При завер­шении консультирования подводятся итоги, проговариваются достижения клиента, обсуждаются дальнейшие цели клиента. Последствия семейного насилия во многом соответствуют симптомам ПТСР:

— на психологическом уровне: нарушения сна, кошмары, повторяющиеся воспоминания, сложности с концентрациейвнимания, повышенная тревога и возбудимость, гиперактив­ность, нарушения взаимоотношений, чувство враждебного от­ношения общества;

— на физиологическом уровне: ощущение нехватки возду­ха, дискомфорта в желудке, внутренние спазмы, головные бо­ли, снижении интереса к сексу вплоть до полного равноду­шия;

— на уровне поведения: членовредительство, суицидаль­ные попытки или мысли, злоупотребление алкоголем или наркотиками, проблемы с питанием (булимия или анорексия), беспорядочная смена сексуальных партнеров.

Особенностью состояния человека, пережившего насилие, является выраженное чувство вины за случившееся, кроме то­го, присутствуют чувства ненависти к насильнику, ужаса и обиды, как следствие возникает неприятие и отвержение соб­ственного тела. Резко падает самооценка. Эмоциональное рас­стройство может принимать различные формы — от замкну­тости и ухода в себя до страха и неспособности оставаться од­ному.

Обычно, Человеку, пережившему домашнее насилие, не оказывают помощь в русле семейного консультирования, т.к. это создает чувство, что раскрывается секрет, или подогревает страх, что семья распадется; насильник не допускается на встречи.

Обращение за профессиональной психологической помо­щью требует определенного мужества от пострадавшего. Ино­гда с момента совершения насилия до момента обращения за помощью проходят годы. Грамотная помощь специалиста по­может конструктивно пережить случившееся и превратиться из «жертвы насилия» в «человека, пережившего насилие».

Все формы, методы и техники работы специалиста строят­ся так, чтобы дать жертве насилия (женщине или любому дру­гому клиенту психолога-консультанта и пациенту психотера­певта) возможность понять, что никто не старается преумень­шать значения ее трудностей и проблем, но именно в них, этих трудностях и проблемах, можно и нужно искать и нахо­дить средства для улучшения своего положения. Тем самым клиента побуждают к поиску собственных ресурсов измене­ния, в качестве которых выступает как его прошлое, так и бу­дущее, как воспоминания, так и воображение, помогающие найти ответ.

Зарубежные консультативные службы, работающие с проблемами насилия в семье, дают следующие рекомендации для консультантов.

• Дайте жертве насилия возможность рассказать свою ис­торию: пусть она знает, что вы верите ей и хотите ее выслу­шать.

• Помогите ей осознать свои чувства: поддержите ее пра­во на гнев, не отрицайте ни одно из ее чувств.

• Будьте внимательны к различиям между женщинами разных национальностей, культур и классов: хотя между все­ми женщинами есть сходство, ни одна из них не является сте­реотипом, у каждой свой жизненный опыт.

• Уважайте культурные ценности и верования, оказываю­щие влияние на ее поведение: не забывайте, что эти представ­ления в прошлом могли быть для нее источником спокойст­вия и уверенности, потому не следует принижать их значения.

• Помните про различия между сельской и городской женщиной, в частности помните о физической изоляции и особых культурных ценностях первой.

• Знайте, что ее не нужно спасать: просто помогите ей оценить собственные ресурсы и систему поддержки.

• Помните, что она находится в состоянии кризиса, кото­рый снижает эффективность ее собственных защитных реак­ций, помогающих справляться с проблемами. Помогите ей вновь обрести силу и эмоциональное равновесие — и тогда она сама будет принимать решения.

Большое значение придается также чувствам и реакциям консультанта. В связи с этим консультанту даются следующие рекомендации.

• Осознайте ваши собственные установки, переживания и реакции в ответ на насилие: вспомните, какую роль насилие играло в вашей жизни.

• Отдавайте себе отчет в том, что время работы при пер­вичном обращении ограничено: будьте хорошо осведомлены о работе и наличии полицейских участков и прочих служб и оп­ределите ее проблему в терминах реальности — помните, вы лишь помогаете ей определить проблему, но не решить ее.

• Не стоит удовлетворять свою собственную потребность быть экспертом: наверное, ей уже не раз говорили, что надо делать, — но ей нужен человек, который внимательно отне­сется к ней, советов она получила уже достаточно.

• Осознавайте свои культурные ценности, верования и предубеждения, когда консультируете женщину другой культуры, национальности или класса. Не забывайте, что у нее то­же могут быть предубеждения относительно вас.

• Не ставьте диагнозы. Работайте над решением конкрет­ной проблемы и оказывайте эмоциональную поддержку, но откажитесь от субъективной интерпретации поведения.

• Не выражайте разочарования, если женщина решает вернуться к прежним патологическим взаимоотношениям: будьте откровенны и поделитесь с ней своими опасениями, но дайте ей знать, что она всегда сможет обратиться к вам и мо­жет рассчитывать на вашу заботу.

• Помните, что, возможно, вы первый человек в ее жиз­ни, который проявил уважение и оказал поддержку именно в тот момент, когда она больше всего в этом нуждалась.

Выделяет следующие стадии терапии при работе с послед­ствиями насилия:

1. Решение вылечиться. Либо симптомы настолько силь­ны, что невозможно дальше терпеть, либо человек сознатель­но решает, что нужно что-то менять, и обращается за помо­щью. Задача психолога на этой стадии — создание безопасно­го пространства, оценка состояния здоровья клиента: психологического и соматического. На это может уйти не­сколько недель или месяцев.

2. Стадия кризиса. Человек встречается с сильными чувст­вами, с болью. Эта стадия очень трудна для клиента, здесь важно, чтобы он мог позаботиться о себе. От психолога потре­буется очень мощная поддержка. Можно сделать встречи бо­лее частыми. Полезно выяснить потенциальный риск само­убийства, проговорить эту тему. Важно, чтобы клиент осоз­нал, что эта стадия не будет продолжаться вечно. «Истина освободит вас, но сначала сделает совершенно несчастным».

3. Вспоминание. Если установилось доверие к психологу, последует рассказ о том, что произошло. Очень важно, чтобы клиент вспомнил столько, сколько может выдержать.

4. Вера. Эта стадия важна, если человек сомневается в точности воспоминания. Для клиента очень важно поверить себе и своим воспоминаниям. «Если предположить, что вы это придумали, то зачем? Зачем вам тратить на это время, деньги?»

5. Преодоление молчания. Рассказ о деталях произошед­шего. Он, как правило, сопровождается чувствами стыда и страхом напугать слушающего, также возможен страх перед повторением насилия. Можно сказать клиенту: «Чем больше вы рассказываете о пережитом, тем меньше энергии там оста­ется, а вам будет легче». Если человек решился рассказать об I этом психологу, то потом он может рассказать об этом еще кому-нибудь: другу или подруге. Тогда исчезает внутренняя изоляция.

6. Снятие с себя вины за случившееся. Человек может ви­нить себя в том, что не смог себя защитить, или в том, что в момент насилия получал удовольствие. Нельзя разубеждать жертву, что она совсем не виновата — она этому не поверит. Не надо пытаться разрушить веру клиента в свою вину. Важно помочь клиенту снять с себя ответственность за случившееся.

7. Поддержка «внутреннего ребенка». Внутри каждого взрослого человека есть ребенок радующийся и ребенок стра­дающий. Многие люди, пережившие насилие в детстве, не умеют радоваться жизни. На этой стадии необходимо устано­вить контакт с «раненым внутренним ребенком», используя рисунки, движения (в группе) и т.п.

8. Возвращение доверия к себе. Повышение самооценки. Здесь происходит определение личных границ клиента, кото­рые были нарушены насилием, а теперь могут вновь вернуться под контроль клиента.

9. Оплакивание потери. То есть прощание с тем, что было утрачено в момент насилия.

10. Гнев. На стадии оплакивания обычно наружу выходит и злость, долгое время сдерживаемая внутри.

11. Раскрытие и конфронтация. Насильник — это живой человек. Важно выразить ему свой гнев. Можно написать письмо, можно разыграть это в психодраме.

12. Прощение. Имеется в виду прощение себя. Прощать насильника не нужно, т.к. это может быть еще одной жерт­вой, которую принесет ему пострадавшая. Смысл прощения в том, чтобы отпустить насильника от себя.

13. Обретение духовности. Возвращение представления о том, что мир добр и хорош. Исчезает ощущение отделенности от мира, неспособности чувствовать красоту. Восстанавлива­ется связь между Я и телом. Возрождается доверие к людям.

14. Разрешение травмы и движение дальше. Это момент, когда люди чувствуют, что им удалось включиться в жизнь. Постепенно надо говорить о том, что терапия заканчивается. Наступает время проститься с клиентом.

Помимо очного консультирования или психотерапии в помощи жертвам насилия могут активно участвовать телефонные службы. Установки разных центров относительно работы с жертвами насилия сильно отличаются одна от другой. Осо­бенно это касается меры активности, проявляемой консульта­тивной службой при непосредственной помощи жертве наси­лия. В качестве примера активной позиции приведем отдель­ные рекомендации американского телефона доверия:

1. Если звонок связан с насилием в семье (абонент скорее всего сразу скажет об этом), узнайте, находится ли клиент в данный момент безопасности.

2. Есть ли дети? Пол и возраст.

3. Если абоненту необходимо безопасное убежище, то его доступность — вопрос первостепенной важности. Вы можете позвонить (предварительно узнав номер абонента) в диспет­черскую службу приютов, чтобы подобрать наиболее подходя­щий вариант, или попросить находящегося рядом коллегу сделать это, пока вы разговариваете с клиентом, или предло­жить абоненту сделать это самому, сообщив ему адреса и теле­фоны убежищ.

4. Нуждается ли абонент в транспортировке? Служба мо­жет предоставить транспортные средства для переезда в безо­пасное место, если человека, совершившего насилие, нет по­близости. Если опасность не исключена, необходимо обра­титься в полицию или же пострадавшей нужно самой перебраться в безопасное место (к друзьям, родителям, в люд­ное место). Служба может перевезти детей и личные вещи, хо­тя не является транспортным агентством.

При консультировании женщины, пережившей насилие, очень важно понять некоторые эмоциональные реакции, с тем, чтобы помочь ей осознать их, справиться с кризисом и выйти из него. Не каждая женщина переживает все эти чувства, и, вероятно, список, который здесь приводится, далеко не пол­ный. Важно помнить также, что эти чувства являются нор­мальными эмоциональными проявлениями и чаще всего не представляют собой очень глубокой или застаревшей психоло­гической проблемы.

Кризис может послужить толчком к изменению. Однако ожидания консультанта должны быть реалистичными и чест­ными — и ни в коем случае нельзя их навязывать женщине. Можно помочь ей выразить чувства и прийти к пониманию себя. Во время кризиса возникает много разных чувств. Если не произошло отреагирования, эти чувства не позволяют жен­щине справиться с ситуацией. После отреагирования они ведут к самоосознанию и личностному росту. Независимо от формата работы (единственный звонок или серия консульта­ций), внимание к ее индивидуальным потребностям поспо­собствует более продуктивному контакту.

Работая с жертвой семейного насилия, консультант дол­жен помнить о следующих рекомендациях:

• Во время приема у пережившей насилие следует вы­явить телесные повреждения, требующие лечения, не ограни­чиваясь той информацией, которую клиент сообщает.

Помните:

• разговор с женщиной ведется в отдельном помещении, без свидетелей, сопровождающих и тем более самого агрессо­ра, опасного для вашей собеседницы;

• часто для жертвы вы — первый специалист, уделяющий ей время и желающий помочь, а потому поделитесь своими взглядами на проблему насилия;

• женщины, регулярно терпящие побои и унижение, дав­но смирились со своим положением. Поэтому не спрашивай­те, является ли она «жертвой». Но можно задать такие вопро­сы: «Вы с кем-то подрались?»; «Вам кто-то причинил боль?»; «Такие следы часто встречаются у людей, которых избивают. Вас кто-то бил?»; «Я боюсь, что вас кто-то обижает. Расска­жите мне об этом, пожалуйста».

• многие жертвы насилия испытывают стыд и унижение из-за того, что с ними случилось. Постарайтесь убедить жен­щину, что вы ее понимаете и знаете, как трудно говорить о личной жизни при таких обстоятельствах. Избегайте нежела­тельных вопросов, в которых жертва может услышать униже­ние: «Как вы можете жить с таким человеком?»; «Что вам дает насилие?»; «Почему вас били, как вы могли такое допустить?».

Самые общие задачи, которые должна решить женщина — жертва насилия, чтобы преодолеть травмирующую ситуацию, выглядят следующим образом:

1. Формирование отношения к себе:

• признание своей уникальности;

• принятие себя такой, какая есть;

• обретение любви к себе.

2. Формирование отношения к другим:

в признание уникальности любого другого;

• развитие в себе качеств, помогающих понять мнение, точку зрения, поведение другого.

3. Исследовательская позиция по отношению к себе: в изучение своих предпочтений, реакций, состояний;

в исследование, своего характера, особенностей его прояв­ления в различных сферах деятельности (работа, семья, досуг и т.п.), самокоррекция характера;

• внимание к работе своего тела;

• анализ своих ценностей и жизненных смыслов.

4. Осознание необходимости восстановления (самореабилитация):

• поиск собственного алгоритма достижения равновесия: знакомство с различными, в том числе традиционными, спо­собами восстановления; выбор приемлемых и адекватных спо­собов;

• понимание того, что восстановление себя за счет друго­го — путь тупиковый и непродуктивный, влекущий за собой такие проявления, как раздражение, агрессия, «поиск винова­того», «уход в болезнь», «синдром несчастного» и др.; это, как правило, стихийные неосознанные пути восстановления, ко­торые и не способствуют улучшению отношений с окружаю­щими.

5. Взгляды, которые помогают достичь психического рав­новесия:

• все проблемы во мне самом;

• все зависит от моего отношения к происходящему;

• внутреннее равновесие проистекает не из желания из­менить других, а от принятия их такими, какие они есть;

• все, что мы можем изменить, — это наше восприятие мира, восприятие окружающих, восприятие самого себя;

• важно перестать тревожиться и научиться жить сейчас;

• научитесь прощать — это позволит избавиться от мно­гих проблем;

• необходимо избавиться от страха и предпочесть любовь страху — тогда можно изменить природу наших отношений с другими людьми.

На восстановление у жертвы насилия контроля над своим поведением может уйти время: недели, месяцы, а иногда и го­ды. В этих случаях необходим переход от консультативной тактики к психотерапевтической.

Психотерапия жертв насилия может проводиться любыми апробированными в практике методами, среди которых есть и техники, применяемые в работе с насильниками. Выбор техник и подходов зависит от личности клиента, от конкретной ситуации и от профессионализма психотерапевта. Гуманисти­ческий подход можно применять при всех возможных видах терапии. Так как пациент нуждается в понимании, принятии и поддержке со стороны терапевта, ориентированная на кли­ента терапия помогает жертве выразить себя, рассмотреть раз­личные способы реагирования и выбирать из них наиболее

подходящий.

Хорошо зарекомендовали себя в практике работы с жерт­вами насилия следующие психотерапевтические техники: нейролингвистическое программирование, метод десенсибилиза­ции движениями глаз, символдрама, когнитивно-поведенче­ская терапия, соответствующие техники подробно описаны в главах 2 и 3.

4.6.4. Групповая терапия с женщинами — жертвами насилия

Групповые психотерапевтические техники для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психоло­гической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. В процессе реабилитации им рекомендуют использовать следующие установки.

1. Насилие ни в какой форме и ни при каких обстоятель­ствах не может быть приемлемым в интимных и семейных от­ношениях.

2. Насилие — это социальная проблема. Женщина, под­вергающаяся насилию, потенциально способна позаботиться о себе и своих детях, опираясь на общественную поддержку. Ответственность за насилие лежит на агрессоре, но не на че­ловеке, испытавшем насилие.

3. Люди, испытавшие семейное насилие, нуждаются в поддержке и информации для самостоятельного принятия ре­шений. Специалист, пытающийся «спасти» такого человека, решить за него проблемы, лишь усугубляет его чувство вины и беспомощности.

Жертвам изнасилования также показана групповая тера­пия. Многие кризисные центры, работающие с жертвами из­насилования, опираются на теорию кризиса и используют группы поддержки. Основой такого подхода является доступ к нужной информации, активное слушание и эмоциональная поддержка. Группа, в которой можно де­литься травматическим опытом, избавляет клиента от изоля­ции и страха насилия. Показано, что большинство членов группы становятся заметно компетентнее в распознавании у себя признаков тревожности и страха. Поддерживающая психотерапия может включать в себя не только обмен переживаниями и поддерж­ку, но и обучение. Члены групп поддержки сами выбирают те­мы для обсуждения. Часто сюда входят та­кие темы, как страх, тревога, реакция семьи и друзей, реакция жертвы на изнасилование и на стимулы, напоминающие о травме. Также групповая терапия может сочетаться с арттерапией. Жертвы сексуального нападения могут преодолеть свою травму, занимаясь рисованием портретов, рассказывая исто­рии, делая кукол, создавая автобиографии. Го­воря о случаях преследования и нападения в группе (даже не о том, что случилось конкретно с ними), жертвы выходят из со­стояния оцепенения, начинают лучше понимать, что с ними произошло и как можно снизить травмирующее воздействие этого события.

В работе психотерапевта с жертвами насилия, особенно физического, сексуального, как правило, вербальных методов недостаточно. Объектом воздействия должно стать и тело па­циента. Ряд физических симптомов, сопровождающих воспо­минания о насилии, можно прорабатывать с помощью прие­мов телесно-ориентированной терапии. Бланш Эван, созда­тель метода танцевально-двигательной терапии для жертв сексуального насилия, утверждает, что невербальные творче­ские способы работы с подобной травмой способствуют дос­тижению психофизического единства, целостности, интегра­ции расщепленных частей Я жертвы. При этом, по мнению терапевтов этого направления, физические и психологические границы жертвы остаются неприкосновенными, что снижает риск вторичной виктимизации.

Тренинг по ритмо-двигательной терапии для женщин-жертв насилия описан в работе Малкиной-Пых.

При проведении групповых форм работы психотерапевт, в первую очередь, обязан обеспечить доверие, взаимоуважение, уверенность и уравновешенность членов группы, а также пре­доставить возможность для того, чтобы рассмотреть проблему насилия детально. Необходимо не просто обсуждать значимые

события и факты, но и говорить о чувствах, переживаниях в прошлом и настоящем, о конкретном плане действия. В процессе работы необходимо:

1) обеспечивать связанность высказываний. Важно спра­шивать мнение участниц об услышанном, объединять одно высказывание с другим, резюмировать. В этом случае появля­ется ощущение целостности группового процесса;

2) использовать прием «зеркало», когда сказанное той или иной участницей отражается, перефразируется и уточняется;

3) направлять ход мыслей членов группы в соответствии с базовой установкой, целью, переориентируя ход дискуссии. У ведущего два «заказчика» — это каждый член группы в от­дельности и группа в целом;

4) стимулировать группу, предлагая вопросы «как?», а не «почему?». Вопрос о решении проблемы ведущий переадресу­ет группе.

При групповой работе обсуждаются следующие основные темы:

1) насилие в семье (циклы насилия и влияние насилия на женщину и детей);

2) самозащита и план действий;

3) самооценка;

4) отношения между людьми, созависимость;

5) сексуальная зависимость;

6) родительская семья, проблемы родительской семьи.

Женщины не всегда готовы к обсуждению и работе в ког­нитивном стиле, так как часто впадают в отчаяние, например, вспоминая родительскую семью. Отчаяние следует заменить надеждой, напоминая группе о том, что только сам человек отвечает за свою судьбу и за свою жизнь.

В некоторых случаях, работая с женщинами, пострадав­шими от различных форм внутрисемейного насилия, более эффективными методами реабилитации являются арттерапевтические группы. Как известно, творчество облегчает доступ к подавленным в результате травмы чувствам, восстанавливает самоуважение и дарит положительные эмоции. Экспрессия позволяет выплескивать агрессивные чувства, что прерывает новый цикл насилия.

Как правило, групповое занятие арттерапии начинается с легких разогревающих упражнений типа «каракули» или «на­рисуй свое состояние». Эти техники снимают страх перед красками и листом бумаги. После этого предлагается основная процедура — сюжет, требующий большей вдумчивости. Обсуждение художественных образов стимулирует вербализа­цию переживаний и ассоциаций на рисунки.

Основные задачи арттерапевтической группы — усиление позиции женщин, работа с чувством вины, страха, гнева, по­вышение самооценки, поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с будущим.

Каждая женщина знает, что все присутствующие в группе имеют схожий травматический опыт. Задачей ведущего является создание безопасного пространства. Это несложно, если все женщины прошли предварительную консультацию и ис­пытывают доверие к кризисному центру и его сотрудникам. Кризисный центр часто является для них тем местом, где они чувствуют себя безопаснее, чем в реальной жизни. Поэтому при создании подобных групп целесообразна предварительная работа: очное консультирование, психотерапия, встречи с юристами.

При обсуждении групповых правил обязательно обсужда­ются нормы, связанные с безоценочными суждениями в отно­шении друг друга и изобразительных работ каждого. Предла­гаются также следующие нормы: можно не комментировать свои работы, если нет желания, или вообще не работать над каким-то упражнением. Группа может использовать в качест­ве инструментов пастельные мелки с широким выбором цве­товых оттенков, акварель, гуашь, фломастеры, цветную бума­гу, журнальные картинки для коллажей и др. Любое из пред­лагаемых упражнений можно выполнять на бумаге различного цвета. Если работа не нравится автору, можно взять другой лист и начать сначала. Желательно, чтобы каждая из участниц имела свои папки, где хранились бы работы в течение всего срока занятий группы.

Некоторые упражнения можно проделать дважды — в на­чале и конце работы группы. Например: одно из упражнений, где необходимо изобразить себя в виде растения на том или ином этапе развития. Это позволяет видеть динамику собст­венного состояния. В начале работы группы женщины чаще всего изображают себя в виде сломанного растения или ком­натного растения в цветочном горшке. В конце работы неред­ко можно видеть ярко выраженную положительную динамику самочувствия и самоощущения. Женщины изображают себя в виде деревьев с плодами, с живыми зелеными ветками. Осо­бый терапевтический и эмоциональный эффект достигается после того, как женщины находят свои прежние рисунки в папках и сравнивают их с новыми.

Каждый цикл занятий имеет свою логику, связанную с особенностями индивидуальной травмы и групповой дина­мики.

Занятия целесообразно вести в течение пяти-семи недель по три часа в неделю, о чем группе сообщают в начале. По желанию можно продолжить работу в следующем цикле арттерапевтических занятий.

Особенностью занятий является обсуждение своих рисун­ков, что дает возможность женщине увидеть схожие чувства у других участниц, а консультанту — получить информацию о чувстве вины, беспомощности, ощущении безвыходности и других состояниях. Женщины могут обсудить эти темы. В на­чале каждого занятия необходимо дать участницам возмож­ность найти свой творческий потенциал самовыражения: это упражнения, не касающиеся травматического опыта, а наобо­рот, связанные с теми периодами жизни, ситуациями, где женщина была в безопасности. Эти упражнения можно вы­полнять под музыку с закрытыми глазами, левой рукой, обыч­но они очень нравятся женщинам и помогают им почувство­вать себя сильнее.

В начале тренинговых занятий выполняют упражнения на групповую сплоченность, когда участницы группы все вместе на одном большом листе бумаги рисуют свои представления, например, о безопасности. Ожидания от занятий в группе то­же выражаются изобразительными средствами и обсуждаются. При работе со страхами женщины графически рисуют пи­рамиду страхов, которые расположены по степени возраста­ния, и каждому страху присваивается свой цвет. У многих женщин в группе встречаются одинаковые страхи — страхи, связанные с собственной безопасностью и безопасностью де­тей, страх нищеты, страх одиночества. Многие указывают на страх общения с другими мужчинами.

У женщин, подвергшихся внутрисемейному насилию, на­рушаются отношения с родственниками, детьми, сослуживца­ми, часто они оказываются в эмоциональной изоляции. Чув­ства к партнеру варьируются: от страха и гнева до привязан­ности и даже любви. Некоторые женщины хотят наказать партнера, некоторые считают, что он сам себя наказывает своим поведением. На занятиях необходимо помочь женщи­нам выразить свои чувства и принять их, так как многие считают неприемлемым выражать свой гнев. Большую роль тут играет обсуждение в группе своих работ.

Следующий этап посвящен поиску внешних ресурсов, связанных с людьми, которые могут оказать поддержку. Часто эта и работа по выявлению антиресурсов, то есть позиции родственников, близких знакомых по отношению к постра­давшей. Тут возможна работа с представлением об идеальной женщине, матери, идеальном мужчине, об идеальных отноше­ниях, семье, любви и других мифологемах.

Цикл занятий завершают упражнения на видение будуще­го, построение «Линии жизни», обсуждение перспектив, по­строение планов. Предлагаются упражнения, связанные с изо­бражением прошлого, настоящего, будущего, с направлением дальнейшего движения. Особую роль играет обсуждение воз­можных трудностей в ближайшем будущем.

В качестве примеров экспрессивно-творческих методики, используемых в групповой арттерапевтической работе с жерт­вами насилия, можно привести следующие.

Техника «Моя жизнь»

Данная методика позволяет выявить темы и проблемы, оставшиеся нераскрытыми в вербальном общении. Для облег­чения начала художественного творчества рекомендуется ис­пользовать метод журнального фотоколлажа, когда клиенту предлагается вырезать из журналов картинки и наклеивать их на лист. По окончании каждому фрагменту композиции дается название, и он связывается с яркими впечатлениями жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: