Психолого-педагогическая диагностика - это изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.
Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:
· выявить относительный уровень развития ребёнка;
· выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
· определить основные параметры будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
· способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
· определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:
· иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
· определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
· использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
· создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Опыт поведения и деятельности изучается по таким критериям, как богатство жизненных впечатлений, разнообразие практических умений и навыков и др.
Обучаемость фиксируется по объему, качеству и продолжительности сохранения изучаемой информации.
На заключительной стадии диагностики, важное значение приобретает знание своеобразия, индивидуальных особенностей детей, без которых немыслима индивидуальная работа с ними и организация самовоспитания, самообразования.
Сущность формирующего эксперимента
Диалектическая взаимосвязь обучения и развития. Понятие о зоне актуального развития и зоне ближайшего развития. Основное положение работы Л.С.Выготского «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте»
ДИАЛ.— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.
По Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Впервые был применен Л.С. Выготским. Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали два основных положения: первое – специфически человеческие психические процессы – это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры орудия-средства – знаки, символы, язык, меры и т.п.; второе – всякий психический процесс возникает и функционирует в двух планах – социальном и психологическом.
- Факторы и движущие силы психологического развития ребенка.
Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло.
Стадии психического развития характеризуются 3 компонентами:
1. Социальная ситуация развития – соотношение внешних и внутренних условий развития психики.
2. Ведущая деятельность – деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития, формирования личностных новообразований, происходит перестройка психических процессов, возникают новые виды деятельности.
3. Возрастные новообразования – новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте, которые определяют преобразования в сознании ребенка.
Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Факторы психического развития личности – это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле слова.
Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.