Возрастная и педагогическая психология
Возрастная психология как наука
Объект: Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек
Предмет Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе
Предмет возрастной психологии
1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
3. Развитие различных видов деятельности (активности)
4. Формирование качеств личности
5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности
Задачи
1. Раскрытие общих закономерностей развития
2. Установление причин перехода от одной стадии к другой
3. Периодизация возрастных периодов
4. Психологическая картина каждой стадии
5. Изучение ведущих факторов развития
Функции психологии развития
1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
|
|
2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием
Возрастная психология опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и др.
В педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.
Педагогическая психология — изучает методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.
Принцип возрастной и педагогической психологии
1. Пр. научности. Познание действительности может быть верным и неверным. Обучение должно быть основано на базе официальных научных концепций и использовать научные методы познания.
2. Пр. систематичности. От педагога требуется последовательность в изложении материала для того, чтобы ученик мог представить себе реальные отношения, связи предметов, явлений.
3. Пр. доступности и посильности. Обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями ученика, с его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями. В противном случае материал не будет усвоен.
|
|
4. Пр. наглядности. Принцип, введенный в педагогику Коменским и Песталоцци. Одним из необходимых элементов обучения является создание зрительных образов, моделей, изображающих или имитирующих те или иные изучаемые явления.
5. Пр. сознательности и активности. В процессе обучения учащийся должен сознательно воспринимать предлагаемый материал. Педагог должен ставить осознанные цели и воспитывать в ученике познавательную активность.
6. Пр. прочности знаний. Поскольку памяти человека свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.
7. Народность обучения. Педагогическая деятельность должна быть направлена на широкий круг учащихся, а не на представителей определенных слоев населения.
8. Пр. индивидуализации обучения помогает определить ту норму знаний и развития учащихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные задачи обучения.