Третий уровень

1. Выразительно прочитай отрывки из сказки:

Как называется сказка? Кто её автор?

Подбери к выделенному в первом отрывке слову близкие по значению слова из последующих отрывков. Запиши их. Вспомни и допиши слова, близкие им по значению.

2. Чётко прочитай предложения:


Выпиши из предложений слова, сходные по значению (синонимы) со словом: тьма; тишина. Докажи правильность выполнения задания.


3. Чётко прочитай словосочетания:

сильная метель большое несчастье
плохая погода сильный дождь
полная тишина буряна море
бесстрашныйлётчик соседняя школа
пасмурнаяпогода смышленыйученик
правильныйответ занимательныйрассказ

Замени выделенные слова, близкими по значению (синонимами). Запиши словосочетания с подобранным тобой словам.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)

4. Чётко прочитай словосочетания:

Логопед поясняет смысл термина «фразеологические обороты». Замени фразеологический оборот одним словом-синонимом (устно). Составь и запиши предложения с фразеологическими оборотами.

5. Чётко прочитай слова парами:

развлекаться — забавляться
сторожить — охранять  
подчиняться — покоряться
удивляться — изумляться  
рассказывать — излагать
преподносить — вручать
слушать — внимать  
заболеть — захворать  
просить — клянчить  

Подумай, что можно сказать о словах в парах.

Сравни синонимы и объясни разницу в их употреблении (использовании).. Составь с каждым предложение.


6. Чётко прочитай слова:



Что можно сказать о данных парах слов? Сколько групп синонимов ты можешь выделить?

Прочитай слова-синонимы, выражающие движение; чувства.

Прочитай слова-синонимы, которые не только обозначают пред мет, действие или признак, но и выражают наше отношение к ним Составь с ними предложения и запиши их.

7. В течение 10 минут подбери синонимы, обозначающие:

— движение: иду,...,...

— речь: говорю,...,...

Расположи слова по степени скорости движения, громкости звучания голоса (по мере ее увеличения). Объясни оттенки значений слов.

Составь с любыми словами из каждой группы 2—3 предложения.


8. Прочитай «про себя»:


Подумай и предложи товарищу задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выбора синонима.)



9. Прочитай «про себя»:

Подумай, правильно ли подобраны слова в предложениях. При необходимости исправь ошибки и докажи правильность своего решении.


10. Прочитай «про себя»:

Подумай и подбери в каждое предложение подходящее по смыслу слово (из стоящих в скобках).

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

11. Составь упражнение так, чтобы среди 3—4 синонимов было одно слово, которое не подходит по смыслу, т.е. не является синонимом.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности составления упражнения.)

12. В течение 3—4 минут определи цифрами в первых трёх строчках слова-синонимы по степени уменьшения качества признаков; в двух последних строчках – по степени увеличения действия:

хороший, великолепный, прекрасный, отличный, превосходный;

румяный, красный, пунцовый;

неустрашимый, храбрый, бесстрашный, отважный, смелый;

печалиться, тосковать, грустить, скорбеть;

бояться, ужасаться, паниковать, трепетать.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)



13.

а) Составь словосочетания и предложения со словами прочный, крепкий и нижеприведёнными словами:

материал, чай, удар, дружба, связь, знания, ткань, металл, мир.

Объясни свой выбор.

б) Посмотри внимательно на таблички:,.


человек лицо взгляд смелый храбрый мужественный

человек грустный
вид печальный
глаза унылый

Подумай и предложи задание товарищу.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Дифференциация антонимов и синонимов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: