Первый уровень

1. Чётко прочитай предложения:

Подумай и выбери из предложений слова, близкие по значению Запиши их. Докажи правильность выбора слов.

Логопед: Запомни! Слова, близкие по значению, называются синонимами. Например: ароматныйдушистый; блестят — сияют; злится - сердится... И т.д.

2. Чётко прочитай предложение:


 
 


Какое слово в тексте повторяется? Что нужно сделать, чтобы избежать этих повторений? При исправлении предложения можешь использовать близкие по значению слова: трусливые, робкие, пугливые, боязливые.

Запиши предложение, которое у тебя получилось. Подчеркни волнистой линией близкие по значению слова.

3. Подбери к каждому слову близкое по смыслу так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось новое слово (по вертикали):

работа — з... обрыв — к... доля — ч...

родник — и... пасмурный — н... педагог — у...

холод — м... забава — и... мыслить — д...

деятельный — а... рубеж — г... пища — е...

самописка — а... хохотать — с...

актёр — а...

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

4. Чётко прочитай текст:


Что тебе не понравилось в тексте? Как можно его улучшить? Запиши рассказ с подобранными тобой словами. Подчеркни слова-синонимы одной чертой. Докажи правильность выполнения задания.

5. Чётко прочитай предложения:

Назови и запиши синонимы к выделенным словам. Составь с каждой парой синонимов словосочетания (Упражнение выполняется парами)


6. Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение:



а)


б)



Обоснуй правильность своего выбора.

7. Прочитай «про себя»:

Подумай, правильно ли выбрано слово в каждом предложении из ряда синонимов. При необходимости поставь другое и докажи правильность своего выбора.


8. Четко прочитай слова:

бояться, радоваться, изумиться, поразиться,
трусить, ужасаться, смеяться, удивиться,
озадачиться, пугаться, хохотать, улыбаться,
робеть, веселиться, трепетать.

Запиши слова-синонимы в таком порядке: сначала — выражающие чувство радости; затем — страха и, наконец, — удивления. Докажи правильность выполнения задания.

С любым словом каждой группы составь предложения.


9. Чётко прочитай слова:

Подумай, есть ли среди слов-синонимов в каждой строчке лишнее. Назови его. Докажи правильность своего ответа.

Со словами-синонимами составь и запиши предложения.

10. Чётко прочитай слова:

Скажи, как их можно назвать? Почему?

Запиши синонимы по силе действия: первые 4 строчки — от самого медленного, слабого действия до самого быстрого, сильного; последние 4 строчки - наоборот.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

С любым словом каждой строчки составь предложение.


11. Четко прочитай слова

Что можно сказать про слова верхней строчки?

К словам верхней строчки подбери подходящие по смыслу слова нижней строчки, составь словосочетания и запиши их. Докажи правильность выполнения задания.

Второй уровень 1. Чётко прочитай предложения:

С любыми 4 составленными словосочетаниями составь и запиши предложения, использовав в них слова-действия, обозначающие движение.


Найди в предложениях слова, близкие по значению. Выпиши их. Докажи правильность выполнения задания. Составь с выписанными словами предложения.

Логопед: Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые выражают один и тот же смысл, но могут отличаться друг от друга оттенками значения и употреблением в речи. Например: учитель — педагог, длинныйдолгий (путь); спешитьторопиться. И т.д.

2. Внимательно прослушай текст:

Сегодня на уроке русского языка учитель говорил о словах. Он много говорил о том, как появились слова. А затем стал говорить о том, как образуются новые слова.

Скажи, какие слова в тексте повторяются. Какие из них можно заменить? Запиши слова, которые ты подобрал. Докажи правильность их подбора. Подбери к записанным словам ещё 2—3 близких по значению слова.


Идти к цели. Идёт весна. Часы идут правильно
Работа идёт хорошо. В театре идёт новая пьеса
Тряпьё идёт на бумагу. Дети идут гулять. Лошадь
идет шагом.

3. Прочитай «про себя»:

Подумай и предложи задание товарищу.

* Достигать, приближаться, двигаться, направляться, показываться, употребляться, бежать, шагать, действовать.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)


4. Чётко прочитай словосочетания:

Замени словосочетания одним словом, близким по значению (синонимом).

Докажи правильность своего выбора, составив предложения.

5. Прочитай «про себя»:

6.

7.

Подбери и впиши в предложения слова, наиболее точные по смыслу. Объясни свой выбор.

* Ледяной, студёный, морозный.

Как называются вписанные тобой слова? Подчеркни их волнистой чертой.


6. Прочитай «про себя»:

* Идти, ковылять, шагать, плестись, возвращаться, мчаться, ходить, скакать, двигаться, переступать.

Как называются слова, данные для справок? Почему они так называются? Выбери из ряда слов-синонимов подходящие по смыслу и впиши их в предложения.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)

7. Чётко прочитай слова (упражнение выполняется парами):



Подумай, есть ли среди данных слов синонимы? Запиши синонимы по группам. Сколько у тебя получилось групп? (Взаимопроверка: ученик доказывает правильность выполнен но задания товарищу в своей паре.)

Составь устно по одному предложению со словом каждой группы (Оценка выполнения задания учащимися.)

8. Чётко прочитай слова:

Подумай, можно ли все эти слова назвать синонимами? Если нет, то почему. Запиши только синонимы. Добавь к каждой группе синонимов ещё 1—2. Докажи правильность подбора синонимов.



9. Четко прочитай слова:

а)

Прочитай их: сначала по усилению степени признака, затем — по его ослаблению. Обоснуй правильность выполнения задания.

б) Подбери к словам плохо, грустить синонимы.

Расположи их по степени ослабления признака. Докажи правильность выполнения задания.

10. Внимательно рассмотри таблички:


платье голубой
глаза лазурный
небо бирюзовый
море небесный
цвет  
незабудка  
   

погода мокрый
песок сырой
воздух влажный
луг  
берег  
полотенце  
дождь  

день серый
заяц пасмурный
костюм  
воздух  

Сколько столбиков слов в каждой табличке?

На какой вопрос отвечают слова левого столбика? Правого столбика?

Есть ли в табличках столбики слов-синонимов? Прочитай их. На какой вопрос они отвечают? Докажи, что эти слова — синонимы.

Подбери к словам-предметам подходящие по смыслу слова-признаки. Запиши по 2составленных словосочетания из каждого столбика. Докажи, что ты правильно это сделал.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: