
1. Чётко прочитай предложения:

Подумай и выбери из предложений слова, близкие по значению Запиши их. Докажи правильность выбора слов.
Логопед: Запомни! Слова, близкие по значению, называются синонимами. Например: ароматный — душистый; блестят — сияют; злится - сердится... И т.д.
2. Чётко прочитай предложение:

![]() |
Какое слово в тексте повторяется? Что нужно сделать, чтобы избежать этих повторений? При исправлении предложения можешь использовать близкие по значению слова: трусливые, робкие, пугливые, боязливые.
Запиши предложение, которое у тебя получилось. Подчеркни волнистой линией близкие по значению слова.
3. Подбери к каждому слову близкое по смыслу так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось новое слово (по вертикали):
работа — з... обрыв — к... доля — ч...
родник — и... пасмурный — н... педагог — у...
холод — м... забава — и... мыслить — д...
деятельный — а... рубеж — г... пища — е...
самописка — а... хохотать — с...
актёр — а...
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4. Чётко прочитай текст:

Что тебе не понравилось в тексте? Как можно его улучшить? Запиши рассказ с подобранными тобой словами. Подчеркни слова-синонимы одной чертой. Докажи правильность выполнения задания.
5. Чётко прочитай предложения:
Назови и запиши синонимы к выделенным словам. Составь с каждой парой синонимов словосочетания (Упражнение выполняется парами)
6. Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение:
|
а)
б)
|
Обоснуй правильность своего выбора.
7. Прочитай «про себя»:

Подумай, правильно ли выбрано слово в каждом предложении из ряда синонимов. При необходимости поставь другое и докажи правильность своего выбора.
8. Четко прочитай слова:

| бояться, радоваться, изумиться, поразиться, |
| трусить, ужасаться, смеяться, удивиться, |
| озадачиться, пугаться, хохотать, улыбаться, |
| робеть, веселиться, трепетать. |
Запиши слова-синонимы в таком порядке: сначала — выражающие чувство радости; затем — страха и, наконец, — удивления. Докажи правильность выполнения задания.
С любым словом каждой группы составь предложения.
9. Чётко прочитай слова:
Подумай, есть ли среди слов-синонимов в каждой строчке лишнее. Назови его. Докажи правильность своего ответа.
Со словами-синонимами составь и запиши предложения.
10. Чётко прочитай слова:
Скажи, как их можно назвать? Почему?
Запиши синонимы по силе действия: первые 4 строчки — от самого медленного, слабого действия до самого быстрого, сильного; последние 4 строчки - наоборот.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
С любым словом каждой строчки составь предложение.
11. Четко прочитай слова
Что можно сказать про слова верхней строчки?
К словам верхней строчки подбери подходящие по смыслу слова нижней строчки, составь словосочетания и запиши их. Докажи правильность выполнения задания.
| Второй уровень 1. Чётко прочитай предложения: |
С любыми 4 составленными словосочетаниями составь и запиши предложения, использовав в них слова-действия, обозначающие движение.

|
Найди в предложениях слова, близкие по значению. Выпиши их. Докажи правильность выполнения задания. Составь с выписанными словами предложения.
Логопед: Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые выражают один и тот же смысл, но могут отличаться друг от друга оттенками значения и употреблением в речи. Например: учитель — педагог, длинный — долгий (путь); спешить — торопиться. И т.д.
2. Внимательно прослушай текст:
Сегодня на уроке русского языка учитель говорил о словах. Он много говорил о том, как появились слова. А затем стал говорить о том, как образуются новые слова.
Скажи, какие слова в тексте повторяются. Какие из них можно заменить? Запиши слова, которые ты подобрал. Докажи правильность их подбора. Подбери к записанным словам ещё 2—3 близких по значению слова.
| Идти к цели. Идёт весна. Часы идут правильно |
| Работа идёт хорошо. В театре идёт новая пьеса |
| Тряпьё идёт на бумагу. Дети идут гулять. Лошадь |
| идет шагом. |
3. Прочитай «про себя»:
Подумай и предложи задание товарищу.
* Достигать, приближаться, двигаться, направляться, показываться, употребляться, бежать, шагать, действовать.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4. Чётко прочитай словосочетания:

Замени словосочетания одним словом, близким по значению (синонимом).
Докажи правильность своего выбора, составив предложения.
5.
Прочитай «про себя»:
6.
7.
Подбери и впиши в предложения слова, наиболее точные по смыслу. Объясни свой выбор.
* Ледяной, студёный, морозный.
Как называются вписанные тобой слова? Подчеркни их волнистой чертой.
6. Прочитай «про себя»:


* Идти, ковылять, шагать, плестись, возвращаться, мчаться, ходить, скакать, двигаться, переступать.
Как называются слова, данные для справок? Почему они так называются? Выбери из ряда слов-синонимов подходящие по смыслу и впиши их в предложения.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
7. Чётко прочитай слова (упражнение выполняется парами):


|
Подумай, есть ли среди данных слов синонимы? Запиши синонимы по группам. Сколько у тебя получилось групп? (Взаимопроверка: ученик доказывает правильность выполнен но задания товарищу в своей паре.)
Составь устно по одному предложению со словом каждой группы (Оценка выполнения задания учащимися.)
8. Чётко прочитай слова:
Подумай, можно ли все эти слова назвать синонимами? Если нет, то почему. Запиши только синонимы. Добавь к каждой группе синонимов ещё 1—2. Докажи правильность подбора синонимов.
9. Четко прочитай слова:
а)
Прочитай их: сначала по усилению степени признака, затем — по его ослаблению. Обоснуй правильность выполнения задания.
б) Подбери к словам плохо, грустить синонимы.
Расположи их по степени ослабления признака. Докажи правильность выполнения задания.
10. Внимательно рассмотри таблички:
| платье | голубой |
| глаза | лазурный |
| небо | бирюзовый |
| море | небесный |
| цвет | |
| незабудка | |
| погода | мокрый |
| песок | сырой |
| воздух | влажный |
| луг | |
| берег | |
| полотенце | |
| дождь |
| день | серый |
| заяц | пасмурный |
| костюм | |
| воздух |
Сколько столбиков слов в каждой табличке?
На какой вопрос отвечают слова левого столбика? Правого столбика?
Есть ли в табличках столбики слов-синонимов? Прочитай их. На какой вопрос они отвечают? Докажи, что эти слова — синонимы.
Подбери к словам-предметам подходящие по смыслу слова-признаки. Запиши по 2составленных словосочетания из каждого столбика. Докажи, что ты правильно это сделал.







