Греки и римляне в Индии 11 страница

Если слово saccaron, видимо, стало столь привычным в Риме, что им обозначался и аравийский сахар,[2892] хотя в начале своего сочинения Плиний, перечисляя области его произрастания, называет и Ариану, то почему мы не видим в торговом обмене с Римом обычного в Маргиане гашиша?[2893]

«Название Ариана персидский город Артокоана получил в сентябре 330 до н.э., когда его жители были истреблены или проданы в рабство греками. Ныне это город Герат в Афганистане. Герат (Харат) (дари هرات Herât, греч. Αλεξάνδρεια εν Αρίοις, Αλεξάνδρια εν Αρείοις) — город на северо-западе Афганистана в долине реки Герируд. Центр провинции Герат. Важный центр караванной торговли на Великом шёлковом пути».[2894]

Выходцы из Арианы (Арии, Арахосии) называли себя ариями. «К. Риттер писал о двух Ариях на Среднем Востоке: одна, о которой писал Страбон, находилась в области Мерва и Мешхеда; другая Ария известна из описания похода Александра Македонского — он вступил в нее непосредственно из Гиркании и занял ее столицу на месте нынешнего Герата.[2895]

Надо иметь в виду неповторимые особенности такого товара как гашиш:[2896]

«Опьянение гашишом медленное, сопровождается приятным настроением, иллюзорным восприятием окружающего, чувством отрешенности и особождения от всего земного, от собственной телесной оболочки, ощущением экстаза, «пророческого просветления», обладания сверъестественными силами и т.п. Со стороны двигательной — состояние оцепенения, иногда сменяющиеся моторным возбуждением. Опьянение заканчивается сном. Привыкания к яду в смысле необходимости увеличения доз для опьянения не наблюдается (в отличие от опиатов и пр.), напротив, при длительном употреблении становятся действительными меньшие дозы. У курильщиков гашиша наблюдается более или менее длительные психические расстройства в виде делириозных состояний с массовыми галлюцинациями; иногда эти острые психозы переходят в хронические состояния слабоумия. Курильщики гашиша вообще постепенно тупеют, спускаются в социальном смысле, пополняя кадры нищих и бродяг»:[2897]

Гашиш-анаша — производное индийской конопли — очень распространенное опьяняющее средство среди народов Востока; гашиш известен под разными названиями и часто применяется вместе с табаком, опием.

Любопытное психиатрическое определение: тупеют. Скорее всего, этот термин Гуревича описывает состояние знания, о котором говорил Сократ: я знаю, что ничего не знаю.[2898]

Наблюдения психотерапевтов совпадают с исторической правдой: на неотупевший взгляд со стороны проповедники буддизма действительно напоминали нищих бродяг; также верно и то, что в социальном смысле они часто спускались к самому основанию общества. Также поступали и дервиши, и суфии: в части употребления гашиша они были едины. Вот обычное описание такого: «Юэчжийский монах-упасака Чжи Цзянь (первая половина III в. н.э.) по прозвищу Гун Мин, родовое имя Юэ, был учеником Локакшемы.[2899] Внешне он был худым, иссохшим до черноты человеком, с очень светлыми глазами и золотистыми зрачками. Из Лояна он переселился в Нанкин, где жил до середины III в. н.э. и переводил буддийские проповеди. Про Чжи Цзяня говорили, что «телом он тщедушен, а ума палата» и что он изучил «варварскую письменность». С 222 по 253 гг. он перевел на китайский сорок девять сочинений, три гимна и комментарии.[2900]

Употребление конопли действует на зеркальные нейроны. Предполагается, что появление зеркальных нейронов, опосредовавших появление речи, подражания и эмпатии, было ключевым моментом в эволюции человека, ознаменовав начало его культурной жизни («огромный скачок вперёд» по Вилейануру С. Рамачандрану).[2901]

Алкогольное опьянение имеет совершенно иные особенности:

«Дело было в полку в Мазари-Шариф. Шестая горнострелковая рота. Служили в ней три неразлучных дружка — один парень по фамилии Панченко, второй — киевлянин, третий — с Алтая. Фамилии этих двоих не помню. Как-то раз они здорово напились браги. Захотелось им гаша и барана. Пошли в соседний кишлак. На дороге повстречали старика. Ну, они бухие… Словом, хрясь его по голове — аж у автомата цевье отскочило. Правда, они этого не заметили. Деда в кусты затащили и пошли дальше. Добрались до кишлака, зашли в дом. Там женщина. Начали ее насиловать, та — орать. Выскочила сестра. Молодцам не оставалось ничего другого, как заколоть тех баб. Зашли в следующий дом. Там дети. Солдаты открыли по ним огонь из АК. Всех уложили, но одному удалось скрыться. Панченко потом на суде говорил, что по пьяни не заметил пацана, потому, дескать, и не удалось его прикончить. Потом зашли в дукан. Взяли целый мешок гашиша, прихватили барана. Возвратились в часть...

После гашиша — крутой кайф. Правда, следом — зверский аппетит. Вот тогда-то и прешь за бараном в кишлак. Можно хорошо отключиться, если накуришься и напьешься одновременно. Но вот чем гашиш плох: если в твоей голове застряла какая-то проблема, она начинает тебя убивать, сводить с ума. Я дурел, бесился от гашиша. Начинал опять и опять думать о войне, о том, кто же следующий в этой б… роте?! На операцию лучше всего идти обкуренным: звереешь. После водки или сухого спирта, разбавленного в воде, ты все свое тело чувствуешь, а после наркотика — вроде как обезболиваешь себя, вообще перестаешь что-либо чувствовать. Только вот потом приходишь и падаешь. Словно где-то внутри завод кончился. И каждая мышца болит. А на боевых — куришь и бегаешь. Куришь и бегаешь, как чумной. Гашиш глушит эмоции, сглаживает нервные срывы. А их полно. Особенно вначале. Видишь, как приятель в кишлаке ногой дверь вышибает».[2902]

Подобные ощущения невозвращенцы узнали и претерпели, испытали на себе. Особо отмечу наблюдение о действии гашиша, которое дал Т. Бауэри, а за ним А. Боровик: «если в твоей голове застряла какая-то проблема, она начинает тебя убивать, сводить с ума». За мутным словом проблема скрывается то, что лучше назвать неясность или, на языке опытных курильщиков, измена. В просторечии: сесть на измену, схватить измену, лютая измена:

«Действие гашиша на человеческий организм изучено не до конца. Известно, что при употреблении в больших дозах он вызывает резкие и неконтролируемые спазмы грудной клетки, внешне напоминающие смех. После того, как спазмы проходят, отравленный гашишом человек ощущает беспричинный страх и, чтобы отвлечься, начинает лихорадочно поедать все съестные припасы, до которых может добраться, особенно сладости. Из-за этой особенности наркотика люди, страдающие гашишной наркоманией в хронической форме, часто отличаются нездоровым избытком веса.

Гашишного наркомана легко узнать по складкам жира на теле, дистрофичной мускулатуре, свалявшимся сальным волосам, потухшему взгляду и гуляющей на губах бессмысленной улыбке. Его кожа имеет неестественный землистый цвет; ее покрывают глубокие морщины, из-за которых наркоман выглядит на много лет старше своего настоящего возраста.

Употребление гашиша вызывает потерю интереса к карьере, профессиональному росту и любым формам общественно полезной деятельности. В жертву наркотику приносится не только социальная реализация, но и личная жизнь (половой акт вызывает у гашишного наркомана необъяснимый страх и отвращение). Гашиш несовместим со спортом и творчеством. Человек, употребляющий это вещество, перестает следить за собой и становится равнодушен к личной гигиене. Он подолгу сидит на одном месте, глядит в стену и издает нечленораздельные звуки. Через некоторое время после этого наступает смерть. Канд. мед. наук Даджал Абулахабов».[2903]

Мировая война с коноплеводством,[2904] начатая промышленниками из США, приносит свои плоды:

«Высокая концентрация культивирования каннабиса на юге Афганистана свидетельствует о его перемещении из северной части страны, которая всего лишь пять лет назад была основным регионом выращивания каннабиса. Иллюстрацией этой тенденции служит резкое увеличение цен на каннабис в провинции Балх — ранее известной за ее каннабис мазари (балхи) — из-за жестких мер, принимаемых с 2007 года губернатором в отношении культивирования наркотиков».[2905]

Употребление конопли теперь запрещено даже в Индии. Впрочем, похоже, этот закон действует только для иностранцев.[2906]

Однако воевать с травой, убивать из-за травы, придумали лишь в XX веке. Люди вообще часто воюют, даже не замечая этого:

«Гигантские крысы острова Тимор вымерли совсем недавно. Радиоуглеродный анализ костей, которые еще даже не успели окаменеть, показывает возраст 1–2 тысячи лет. Видимо, основной причиной вымирания гигантских крыс стали люди — они охотились на грызунов из-за их мяса, а кроме того, распахивали земли под свои поля и уничтожали естественные места обитания грызунов. Сейчас на острове Тимор, разделенном между Индонезией и недавно отделившимся от нее государством Восточный Тимор, сохранилось лишь 15% лесов, покрывавших территорию острова чуть более века назад».[2907]

Впервые Тимор упоминается в XIV веке, когда его население выплачивало дань яванской империи Маджапахит. В 1979 г. в Восточном Тиморе погибло 120000 человек.[2908]

Или вот пострадали от людей американские крысы, сопровождавшие коренных обитателей Америки: неотомовые хомяки (Neotominae) — подсемейство североамериканских грызунов семейства хомяковых. Неотомовые обитают в Северной Америке от Аляски и северной Канады до Панамы, населяя самые разнообразные ландшафты — от различных лесов до прерий и пустынь. В Международную Красную книгу занесены как уязвимые 9 видов, 13 видов как вымирающие и 2 вида как находящиеся в критическом состоянии: мексиканские Peromyscus slevini и Peromyscus pseudocrinitus. Кроме того, один вид по состоянию на 2004 г. признан вымершим — Peromyscus pembertoni с мексиканского острова Сан Педро Ноласко.[2909]

Троянцы были тоже вымирающим видом: их несчастья сродни несчастьям крысиного вида. Эней сознает высокий долг, возложенный на него судьбой — ему предстоит основать в Италии новое государство. Подчиняясь воле богов, Эней подавляет свои личные желания. Это — герой, плодами трудов которого воспользуются только потомки. «Учись у меня трудам и доблести, сын мой, // Быть счастливым учись у других», — говорит он сыну Юлу перед поединком с Турном.[2910] Олицетворяя собой мучительный процесс рождения будущей великой державы, Эней покорный року, является воплощением послушания и истинно римского благочестия (pietas).

Образ Энея обладает логической завершенностью и своеобразной художественной выразительностью. На этой фигуре — явно господствующей в поэме — сходятся все сюжетные нити. Можно сказать, что Энеида — поэма страстей и разногласий, а в центре их — ее главный герой. Благодаря постоянному присутствию Энея достигается композиционное единство поэмы, в противном случае она превратилась бы в собрание хоть и прекрасных, но разнородных фрагментов, сцен и описаний и, конечно, потеряла бы большую часть своих достоинств:[2911]

«Даже такой необходимый персонаж, как Турн, непримиримый противник Энея в Италии, мог быть подан в другой манере. Но только не Эней. Он — орудие рока, его участь — повиновение. Герой поэмы — царь. Эней — царь, но он и обыкновенный человек со своей горестной судьбой. В нем соединяются глубокая древность и живая современность, потому что он — герой освященной временем традиции и вместе с тем творец новой формы политического устройства. Когда Вергилий писал Энеиду, легенда об Энее в целом была сформирована, более того, существовало множество ее вариантов. Уже в гомеровской Илиаде содержится упоминание об Энее как о вожде, которому после гибели Трои предстоит царствовать над оставшимися в живых троянцами.[2912] Трудно сказать, когда именно легенда о прибытии Энея в Италию утвердилось в Риме, во всяком случае в III в. до н.э. троянское происхождение римлян уже не вызывало сомнений. Таким образом, Вергилий, взявшись за Энеиду, располагал весьма обширным материалом, в котором он должен был произвести отбор, сделать соответствующие изменения и добавления, не нарушая при этом сложившейся традиции».

«Оказавшись на твердой земле, Эней и его спутники знали цену времени и знали свои возможности относительно времени им отпущенного. И потому с таким прилежанием, усердием, радостью они делали свое дело, как бы компенсируя вынужденные простои. И все, что они делали, было попыткой вернуть себе "земную" Трою, воплотить ее зримо по тому образу, что жил внутри каждого из изгнанников... У Энея есть одно важное преимущество перед другими — теми, кто, как Дидона или Турн, верит, что судьба открывает себя раз и навсегда: он, кажется, догадывается, что судьба открывает себя по частям, что она позволяет себе делать это в нужный момент и при определенных обстоятельствах, которые оказываются ключевыми и для него, и, следовательно, вопрос и ответ неким таинственным образом сходятся в одном и том же месте и времени (и это отсылает к еще более глубокой тайне связи человека и судьбы), что у судьбы свои особые планы самораскрытия».[2913]

Своим приятием судьбы Эней напоминает русского.[2914] «Русский хоть и движется, но по кривой линии, которая не ведет к цели, и он подобен маленькому ребенку, который не умеет думать правильно».[2915]

Ф. Меллентин: «Можно почти с уверенностью сказать, что ни один культурный житель Запада никогда не поймет характера и души русских... Никогда нельзя заранее сказать, что предпримет русский: как правило, он шарахается из одной крайности в другую. Его натура так же необычна и сложна, как и сама эта огромная и непонятная страна. Трудно представить себе границы его терпения и выносливости, он необычайно смел и отважен и тем не менее временами проявляет трусость. Бывали случаи, когда русские части, самоотверженно отразившие все атаки немцев, неожиданно бежали перед небольшими штурмовыми группами. Иногда пехотные батальоны русских приходили в замешательство после первых же выстрелов, а на другой день те же подразделения дрались с фанатичной стойкостью. Русские очень непоследовательны: сегодня они не проявляют никакого беспокойства об обеспечении своих флангов, а завтра мысль о том, что их флангам угрожает опасность, приводит их в ужас. Русский солдат с пренебрежением относится к общепринятым тактическим принципам, но в то же время старается полностью следовать букве своих уставов... Однако русский настолько полон противоречий, что было бы ошибкой не учитывать даже этого качества, которое, вполне возможно, находится у него в скрытом состоянии. Умелая и настойчивая работа коммунистов привела к тому, что с 1917 года Россия изменилась самым удивительным образом… Им удалось создать в русской армии то, чего ей недоставало в первую мировую войну, — железную дисциплину. Подобная, не знающая жалости военная дисциплина — которую, я уверен, не выдержала бы ни одна другая армия — превратила неорганизованную толпу в необычайно мощное орудие войны. Дисциплина — главный козырь коммунизма, движущая сила армии. Она также явилась решающим фактором и в достижении огромных политических и военных успехов Сталина… Не может быть сомнений, что у русского все больше развивается навык самостоятельных действий, а уровень его образования постоянно растет. Вполне возможно, что за долгий период подготовки в мирных условиях у него разовьется и личная инициатива».[2916]

«Человек, который остался в живых после встречи с русским солдатом и русским климатом, знает, что такое война».[2917]

В сочинении Вергилия Турну ненавистны этруски.[2918] Считается, что этруски как самостоятельный народ перестали существовать уже в первые века Римской империи, растворившись в среде римлян.[2919]

Этруском был Меценат. Вергилию «еще мало его зная, [Меценат] помог защититься от насилий одного ветерана, который чуть не убил его, сражаясь за поле»,[2920] о чем поэт рассказывает в своих Георгиках. Октавиан «в особенности вышучивал своего друга Мецената за его, как он выражался, напомаженные завитушки, и даже писал на него пародии»:[2921]

«Смерть его (Гая Октавиана Августа. — Д. Н.), к рассказу о которой я перехожу, и посмертное его обожествление также были предсказаны самыми несомненными предзнаменованиями. Когда он перед толпою народа совершал пятилетнее жертвоприношение на Марсовом поле, над ним появился орел, сделал несколько кругов, опустился на соседний храм и сел на первую букву имени Агриппы; заметив это, он велел своему коллеге Тиберию произнести обычные обеты на новое пятилетие, уже приготовленные и записанные им на табличках, а о себе заявил, что не возьмет на себя то, чего уже не исполнит. Около того же времени от удара молнии расплавилась первая буква имени под статуей; и ему было объявлено, что после этого он проживет только сто дней, так как буква C означает именно это число, и что затем он будет причтен к богам, так как AESAR,[2922] остальная часть имени Цезаря, на этрусском языке означает «бог».[2923]

Турн списан с Гая Октавиана?

Римляне не испытывали страха ни перед травой, ни перед крысами. Восприятие действительности, окружающего мира, было у римлян едино, и в этом не отличалось от восприятия мира, действительности, о котором проповедовал Будда.

Об этом прямо пишет в своем Землеописании Помпоний Мела:

«Итак все то, что мы называем миром и небом, что бы это ни было, — едино и охватывает себя и все единым круговращением. Различается частями: там, где восходит солнце, оно называется востоком, или восходом, там, где заходит, — западом, или заходом, там, где пробегает по небу, — югом, с противоположной стороны — севером.

Посреди него [т.е. мира] возвышается земля, окруженная отовсюду морем. И будучи им же разделенной с востока на запад на две части, называемые полусферами, она делится на пять зон. Среднюю зону изнуряет жара, крайние — холод; прочие — обитаемые — имеют одинаковые времена года, но не одинаковым образом. Одну из этих зон населяют антихтоны, другую — мы».[2924]

Также мыслил и Вергилий. В его Энеиде противопоставлены в единстве Эней и Август — два полюса, которые Вергилий соединяет в Энеиде. (Читая Вергилия надо помнить, что Гай Фурин и Марк Агриппа еще живы. — Д. Н.). Единство мифического героя и живой личности сообщает поэме особый смысл. Но если Эней — исполнитель провиденциального плана, то Август непредсказуем.[2925]

«Август боялся грома и молнии; он держал при себе тюленью шкуру в качестве талисмана, а при приближении грозы прятался в сводчатом помещении. Этот страх не был безосновательным: во время ночного перехода в Испании его факелоносца поразила и убила молния. Август верил в пророческую силу снов, как собственных, так и чужих. Благодаря предупреждению, полученному во сне, он чудом избежал смерти в лагере при Филиппах. Он не начинал никаких важных дел в ноны; они не увенчались бы успехом из-за неблагоприятного названия дня. Но обильная роса в начале длинного путешествия была хорошим предзнаменованием скорого и успешного возвращения. Если, одеваясь, он надевал обувь не на ту ногу, это сулило несчастье; он сделал это в то утро, когда его чуть не погубил мятеж в его войске».[2926]

«Вторым полюсом Земли в античности видели Противоземлю, Антиземлю, Ἀντίχθων, Антихтхон, также Глория, Гор. Ныне считают ее гипотетическим космическим телом за Солнцем, постоянно находящимся на противоположной точке орбиты Земли (в точке Лагранжа L3), двигающемся синхронно, находясь в орбитальном резонансе 1:1 с Землёй. Придумана пифагорейцами».[2927]

В античности считалось, что за Солнцем живут антиподы (ἀντίποδες — противоногие). В современной ботанике это клетки, образующиеся в зародышном мешке покровосемянных, в конце его, наиболее удаленном от семяхода. Они не принимают участия в оплодотворении.

Алиса (мим сказки классического филолога Л. Кэрролла), падая в кроличью нору, испугалась, что попадёт в страну антиподов, где всё вверх тормашками и ей придётся стоять на голове.

Если антиподами людей являются крысы, грызуны, тогда рассказы и учение о переселении душ это лишь более ранний мим в сравнении с фильмом братьев Вачовски Матрица (1999).[2928] Мир, земля крыс, связаны с нами чем-то большим, чем приживательством ради прокорма.

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали сёлы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущённый сад,

Приют задумчивых Дриад.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин. 2, 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: