Бюджет и его структура

В структуре бюджета выделяются три крупных раздела – группы денежных потоков: операционная деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность.

1. Операционная деятельность – совокупность денежных потоков, формируемая для реализации основных видов деятельности по инвестиционному проекту.

1.1. Поступления от операционной деятельности: в производственных проектах выручка от продажи товаров и услуг с НДС (налог на добавленную стоимость).

1.2. Расходы по операционной деятельности – затраты на приобретение текущих факторов хозяйственной деятельности (стоимость приобретения рабочей силы и оборотных средств). Чаще всего денежные потоки группируются в соответствии с назначением и оформляются в бюджете как статьи затрат, включаемые в себестоимость, кроме амортизации.

Амортизация – часть стоимости продукта, средства, возмещающие износ основных средств, призванные обеспечить их реновацию (возобновление). В связи с тем, что эта часть стоимости продукта,

во-первых, характеризуется как возврат вложений в основные средства,

во-вторых, не требует немедленного выделения и изъятия денежного фонда,

амортизация представляет собой часть эффекта инвестиций в проект и не учитывается в операционных расходах.

2. Инвестиционная деятельность – деятельность, связанная с формированием комплекса внеоборотных активов.

2.1. Поступления от инвестиционной деятельности – денежные поступления, являющиеся следствием, результатом инвестиционной деятельности в проекте (на предприятии), для которого составляется бюджет.

Если проект характеризуется как внутрихозяйственный, в качестве поступлений выступает только выручка от продажи основных и оборотных средств, которые высвобождаются в результате реализации этого проекта.

Если выполняется анализ эффективности в предприятие в целом (предприятие как инвестиционный проект), поступления от инвестиционной деятельности дополняются дивидендами, процентами от инвестиций, размещенных за пределами предприятия, и суммами в порядке их возврата (возврат ранее выданного займа, продажа акций и иных ценных бумаг, держателем которых является оцениваемое предприятие). Такое может быть лишь в случае, если внешние инвестиции осуществлялись за счет средств самого предприятия.

2.2. Расходы по инвестиционной деятельности – денежные затраты, связанные с формированием комплекса внеоборотных активов. Чаще всего перечисление денежных потоков здесь осуществляется в соответствии со структурой основных средств:

- здания, сооружения и передаточные устройства (в случае покупки готовых объектов), строительно-монтажные работы (в случае строительства);

- машины и оборудование;

- транспортные средства;

- рабочий и продуктивный скот;

- многолетние насаждения;

- производственный и хозяйственный инвентарь;

- прочие вложения (например, в настоящее время активизируются инвестиции в приобретение земельных участков, благоустройство территории).

В связи с обстоятельством, что потребность в финансировании оборотных средств отражается в бюджете в расходах по операционной деятельности, в разделе «расходы по инвестиционной деятельности» учитываются только вложения в основные средства (и иные внеоборотные активы, если это предусмотрено инвестиционным проектом или проектом развития предприятия).

3. Финансовая деятельность – операции с денежными средствами, не имеющие непосредственного отношения к операционной деятельности по проекту и не включаемые в инвестиции про проекту.

3.1. Поступления от финансовой деятельности – совокупность денежных потоков, выступающих в качестве внешних источников финансирования инвестиционного проекта (или предприятия):

- кредиты (кратко- и долгосрочные) и займы;

- субсидии (во всех их формах) для поддержки проекта;

- собственные внешние вложения (учредителей проекта), например, дивиденды, проценты от инвестиций за пределами проекта, средства физических и юридических лиц, приобретающих обязательства проекта и так далее;

- НДС, возмещенный за период (например, возврат «инвестиционного» НДС, выплаченного при приобретении или строительстве объектов основных средств);

- страховые возмещения и другие.

3.2. Расходы по финансовой деятельности – группа денежных потоков, распределяющих средства инвестиционного проекта между субъектами, перед которыми имеются финансовые обязательства:

- возврат кредитов и займов;

- выплаты процентов по кредитам и займам;

- услуги финансовых организаций (например, услуги банка);

- налоги (НДС из выручки к уплате, налоги из прибыли, иногда встречаются бюджеты, где в финансовых расходах учитываются налоги, включаемые в себестоимость);

- возврат кредиторской задолженности (имеется в виду просроченная задолженность);

- выплаты дивидендов, процентов учредителям, комиссионные, страховые платежи, штрафы, пени и так далее.

Для проверки сбалансированности бюджета вычисляется его сальдо. Термин «сальдо» в общем случае - разность между поступлениями и расходами. Вычисляют сальдо операционной деятельности, инвестиционной деятельности, операционной и инвестиционной деятельности, финансовой деятельности и сальдо бюджета.

Сальдо операционной деятельности – разница между поступлениями и расходами по разделу «операционная деятельность». Экономический смысл - доход всего коллектива инвесторов, включающий прибыль, амортизацию и экономию оборотных средств.

Сальдо инвестиционной деятельности – разница между поступлениями и расходами по разделу «инвестиционная деятельность». Экономический смысл - потребность во внешних вложениях в основные средства.

Сальдо операционной и инвестиционной деятельности – сумма двух предыдущих сальдо. Экономический смысл – собственные доходы проекта минус инвестиции в проект, чистый доход всего коллектива инвесторов. В анализе показатель рассчитывается нарастающим итогом для всего горизонта планирования. Положительное сальдо – сумма средств, подлежащих распределению в порядке финансовых расходов или накоплению в виде финансового резерва. Отрицательное сальдо – индикатор дефицита собственных средств проекта для продолжения его операционной и инвестиционной деятельности, показывает потребность во внешних вложениях в проект.

Сальдо финансовой деятельности – разность между поступлениями и расходами раздела «финансовая деятельность». Экономический смысл - индикатор состояния проекта:

- положительное сальдо показывает, что осуществляется (или планируется) преимущественный прием средств из внешних источников финансирования. Иными словами, в проекте имеется дефицит собственных средств. Это нормально в начальной стадии реализации проекта (период инвестирования), однако нежелательно на более поздних этапах его осуществления;

- отрицательное сальдо показывает, что в проекте формируются собственные доходы и распределяются между субъектами финансовой деятельности проекта (инвесторами, кредиторами и государством как налогополучателем).

Сальдо бюджета – разность между всеми поступлениями и всеми расходами по проекту (сумма сальдо операционной, инвестиционной и финансовой деятельности). Экономический смысл - доход предприятия и его собственников.

Требования к сбалансированности проекта.

Требование 1: условие неотрицательности бюджета – сальдо бюджета проекта в отдельные период времени может быть отрицательным, однако сальдо бюджета нарастающим итогом должно быть всегда положительным. Это условие отражает интересы инвесторов-учредителей проекта, которые должны быть уверены, что в любом плановом периоде в проекте будет достаточно средств.

Требование 2: формирование финансового резерва – отношение сальдо бюджета нарастающим итогом к концу периода времени к сумме обязательств перед инвестором или кредитором за тот же период должно составлять величину, удовлетворяющую его требованиям. К примеру, банки (СБ, РСХБ) это отношение называют коэффициентом покрытия ссудной задолженности и считают удовлетворительным, если его значение не опускается ниже 0,15 (15% финансовый резерв).

Несколько замечаний к бюджету и его структуре.

1. Затраты на приобретение оборотных средств учитываются в бюджете в операционных расходах. Это же относится к первоначальным вложениям в оборотные средства, которые ничем не выделяются в операционных расходах. Поэтому в разделе «инвестиционная деятельность» остается учесть вложения в основные средства и иные внеоборотные активы (например, патенты, акции и так далее).

2. Требует дополнительного изложения проблема учета налога на добавленную стоимость (НДС) в бюджете.

В связи с дифференциацией ставки налога на добавленную стоимость (10% на сельскохозяйственные и продовольственные товары и 18% на все прочие товары и услуги), а также со спецификой в практике его начисления (налоговая база - не добавленная стоимость ввиду сложности ее вычисления, а выручка) в сельском хозяйстве необходим специальный балансовый расчет НДС для оценки сумм к уплате в виде налога.

К примеру, если затраты на приобретаемые ресурсы составляют 90 тыс. руб., а выручка 150 тыс. руб.:

а) сельскохозяйственное предприятие уплатит в бюджет 1,3 тыс. руб. как разницу между НДС, начисленным с выручкой (150×10%=15 тыс. руб.), и выплаченным при покупке ресурсов налогом (90/(100%+18%)×18%=13,7 тыс. руб.);

б) промышленное предприятие уплатит в бюджет 13,3 тыс. руб. как разницу между НДС, начисленным с выручкой (150×18%=27 тыс. руб.), и выплаченным при покупке ресурсов налогом (90/(100%+18%)×18%=13,7 тыс. руб.).

В случае, когда ставка НДС, начисленного с выручкой и выплаченного при покупке ресурсов, совпадает (промышленное производство), в бюджете (раздел «поступления от операционной деятельности) лучше показать выручку без НДС. Движение НДС проще учитывать отдельно. Тогда достаточно указать:

- НДС, начисленный с выручкой (можно показать в поступлениях от операционной деятельности, однако этот поток целесообразно разместить в поступлениях от финансовой деятельности, поскольку он только сопутствует операционной деятельности и обозначает часть стоимости продукта, подлежащую изъятию в пользу государства);

- НДС, выплаченный при покупке ресурсов (можно показать в расходах по операционной деятельности, однако целесообразно разместить в расходах по финансовой деятельности);

- НДС к уплате (как разница между начисленным и уже выплаченным налогом). Этот поток указывается в расходах по финансовой деятельности.

Для сельскохозяйственного предприятия в разделе «поступления от операционной деятельности» полезнее указать выручку с НДС, поскольку вне бюджета необходим дополнительный расчет, например, в форме балансовой ведомости НДС, формируемой на весь горизонт планирования:

- невозмещенный предприятию (или проекту) остаток НДС на начало периода;

- НДС, начисленный с выручкой и полученный за период;

- НДС, выплаченный при покупке ресурсов;

- НДС к уплате (государству) за период;

- НДС, возмещенный (возвращенный государством предприятию или проекту) за период;

- невозмещенный предприятию (или проекту) остаток НДС на конец периода.

Балансовую ведомость НДС в рассматриваемом случае нецелесообразно указывать в денежных потоках бюджета. Это чрезвычайно усложнит алгоритмизацию расчетов и балансирование всего бюджета. В бюджете отражаются лишь результаты такого расчета:

- в разделе «поступления от операционной деятельности» учитывается выручка с НДС;

- в разделе «расходы по операционной деятельности» все расходы указываются с НДС. Это облегчает чтение бюджета и показывает общий размер средств, направляемых на различные цели. Тем не менее, достаточно часто (например, в промышленных предприятиях и проектах) НДС, выплаченный с ресурсами, показывается в операционных расходах отдельно общей суммой;

- в разделе «поступления от финансовой деятельности» учитывается НДС, возмещенный за период;

- в разделе «расходы по финансовой деятельности» отражается НДС к уплате за период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: