Непараметрические критерии

Непараметрические критерии не содержат расчёта параметров распределения и основаны на оперировании частотами или рангами. Непараметрические критерии, как правило, менее сложны в вычислениях и могут быть измерены в любой шкале, начиная от шкалы наименований.

Критерий Пирсона Критерий согласия Пирсона позволяет осуществлять проверку эмпирического и теоретического (либо другого эмпирического) распределений одного признака. Данный критерий применяется, в основном, в двух случаях: - Для сопоставления эмпирического распределения признака с теоретическим распределением (нормальным, показательным, равномерным либо каким-то иным законом); - Для сопоставления двух эмпирических распределений одного и того же признака. Идея метода – определение степени расхождения соответствующих частот ni и ; чем больше это расхождение, тем больше значение Объемы выборок должны быть не меньше 50 и необходимо равенство сумм частот Нулевая гипотеза H0={два распределения практически не различаются между собой}; альтернативная гипотеза – H1={расхождение между распределениями существенно}. Приведем схему применения критерия для сопоставления двух эмпирических распределений: Рассмотрим применение критерия на следующем примере. Среди школьников с 1 по 7 класс в течение двух недель проводился опрос об удовлетворенности собственными оценками. Результаты опроса представлены в таблице:
Номер возрастного интервала (соответствует классу) Число удовлетворенных оценками в первую неделю исследования Число удовлетворенных оценками на второй неделе исследования
     
     
     
     
     
     
     

Можно ли считать, что эмпирическое распределение на первой неделе исследования согласуется с эмпирическим распределением на второй неделе исследования, т.е. структура удовлетворенности ответами учащихся сохранилась в течение данного времени?

Пусть уровень значимости равен 0,05.

Вычислим эмпирическое значение критерия:

По таблице критических точек распределения по заданному уровню значимости 0,05 и числу степеней свободы k=7-1 находим критическую точку

Поскольку то нет оснований отвергать нулевую гипотезу об одинаковом распределении мнений учащихся о своей успеваемости в разные недели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: