Философия Р.Декарта и Философия Б.Спинозы

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный философ и учёный-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

o обосновал ведущую роль разума в познании;

o выдвинул учение о субстанции, её атрибутах и модусах;

o стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

o выдвинул идею о научном методе познания и о «врождённых идеях».

В основе бытия и познания, по Декарту, лежит разум, так как:

o в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку, в любом явлении, любой вещи можно усомниться => сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

o сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит => мышление является основой как бытия, так и познания;

o поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия – это понятие субстанции.

Субстанция – это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворённые Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своём существовании ни в чём, кроме самих себя. Причём сотворённые субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворённые субстанции Декарт делит на два рода:

o материальные (вещи);

o духовные (идеи).

Выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

o протяжение – для материальных;

o мышление – для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично – материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.


При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. В этом качестве предлагается дедукция. Смысл этого метода в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приёмы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приёмы исследования:

o допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

o сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

o последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;

o строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Одновременно Рене Декарт выдвигает учение о врождённых идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Пробные аксиомы Декарт именует «врождёнными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

o понятия;

o суждения.

Примером врождённых понятий могут служить следующие: Бог (существует), «тело», «душа» и т.д.; врождённых суждений: «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего».
Декарт был сторонником не отвлечённого, а практического познания.

Целями познания, по Декарту, являются:

o расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

o использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

o изобретение новых технических средств;

o усовершенствование природы человека.

В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Барух де Спиноза (1632-1677) родился в Амстердаме. увлекался естественными науками и философией Декарта. Его взгляды, в особенности критическое отношение к еврейским священным книгам, вызвали крайнее неудовольствие раввинов. Они предложили Спинозе крупную сумму денег за то, чтобы он обязался никому не сообщать свои взгляды. Когда тот отказался, его подвергли религиозному отлучению и изгнали из еврейской общины (всем евреям, включая родственников, запрещалось общаться с ним или хотя бы находиться под одной крышей. Покинув общину Спиноза сменил еврейское имя Барух на латинское Бенедикт.)

1. Учение о субстанции и модусах.

Слово «субстанция» по-латински означает «то, что лежит в основе», «подлежащее». Свою субстанцию Спиноза называет еще Природой и Богом. Спиноза определяет субстанцию как «причину себя» (CausaSui), то есть как вещь, которая не зависит ни от чего, кроме себя. Субстанция является абсолютно бесконечной и вечной. Спиноза доказывает, что существует только одна субстанция, а все прочие вещи, существующие в природе, все идеи и тела – от элементарной частицы материи до целой вселенной, – являются ее Модусами, то есть состояниями и действиями субстанции.

Субстанция обладает бесчисленными Атрибутами. Атрибут – это конкретная форма существования субстанции. Человеческому разуму известны только два ее атрибута – протяжение (материя) и мышление. Иначе говоря, субстанция является Вещью мыслящей и протяженной.

2. Учение о душе и решение психофизической проблемы.

Декарт ошибался, рассматривая душу и тело человека как две разные вещи, считает Спиноза. На самом деле это Две Разные Формы Проявления Одной и той же вещи. Иначе говоря, душа человека есть То же самое, что его тело, с той лишь разницей, что они в одном случае человек рассматривается как модус мышления, а в другом – как модус протяжения (материи).

3. Учение о материи.

Основным модусом протяженной субстанции (материи) является Движение. Частицы протяжения, тела, различаются друг от друга не веществом, из которого они состоят, а только пропорцией внутреннего и внешнего движения, которое им присуще. Проще выражаясь, тела являются просто СгусткамиДвижения.

Это взгляд на материальную природу в точности соответствует представлениям современной физики. Недаром Альберт Эйнштейн считал себя последователем Спинозы.

4. Учение о человеческой свободе.

Свободной, согласно Спинозе, называется вещь, которая Определяется к действиям только собой, своей собственной природой. Ясно, что Абсолютно Свободна только субстанция, или Бог, поскольку она является «причиной себя».

Человеком же, как всяким иным модусом субстанции, управляют Внешние причины. Он является свободным лишь в той мере, в какой эти внешние причины согласуются с его собственной, человеческой природой. В противном случае он оказывается во власти внешних причин, которые управляют им при помощи Аффектов (страстей, эмоций) и разрушают его тело и дух.

Избежать разрушительного действия аффектов человеку позволяет Разум, то есть знание причин Тех вещей, с которыми он имеет дело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: