double arrow

Атеизм философов эпохи Просвещения


Проблемы теории познания и культуры

В теории познания философы XVIII века продолжали развивать идеи рационализма и эмпиризма предыдущего столетия. Так, в частности выдающийся английский философ Джордж Беркли (1685-1753), основательно переосмыслив сенсуализм Дж. Локка, создал свою субъективно-идеалистическую гносеологию. Он пришел к выводу о тождественности свойств вещей и ощущений от этих свойств («На самом деле объект и ощущение одно и то же и не могут поэтому быть абстрагируемы одно от другого»).

Тем самым он пришел к отрицанию объективного содержания ощущений. «Чувственные вещи не имеют реального существования…». Существовать, по Дж. Беркли, значит быть воспринимаемым. Данному философу пришлось приложить много усилий для того, чтобы избежать крайнего идеализма - солипсизма. Солипсизм – философское направление, признающее единственно реально существующим только субъективное человеческое «Я».

Давид Юм (1711-1776) - выдающийся философ английского Просвещения дал развернутое истолкование агностицизма и скептицизма. Главным его философским произведением явился «Трактат о человеческой природе». Опытное познание, по Д. Юму, состоит из восприятий. Познавая мир, мы имеем дело только лишь с содержанием наших собственных ощущений, но не с их непосредственным источником. Поэтому мы не можем ни доказать, ни опровергнуть объективное существование мира. Д. Юм в своем теоретизировании дошел даже до того, что отверг понятие «субстанция», посчитав его иллюзорным.

Рационализм был ведущим направлением в гносеологии эпохи Просвещения. Особенно много для его развития сделали философы-материалисты. В предшествовавшем веке материализм испытывал на себе значительное влияние механицизма и представления о неизменности во времени природы. В материалистической философии XVIII века ограничения последних были последовательно преодолены. Особо в этой связи следует выделить труды Ж. О. де Ламетри, Д. Дидро, К.А. Гельвеция, П. Гольбаха и др.

Еще одной яркой отличительной чертой философии эпохи Просвещения является переход от «онтологии природы» к «онтологии культуры», наметившийся уже в философии Нового времени. Иными словами, для философов постепенно становится все более важным постижение смысла и основных проблем бытия культуры, общества, а не чисто натурфилософские изыскания, которые имели преимущественное значение в предыдущий период развития философии. Философы «открывали для себя культуру». В этой связи первостепенную роль сыграли труды выдающегося немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803): «Трактат о происхождении языка» (1772), «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества» (1959), «Идеи о философии истории человечества» (1784-1791, которое осталось незаконченным) и др.

Возрастание интереса философов к проблемам культуры, истории, общества в эпоху Просвещения выразилось и в том, что ими были созданы многие классические труды по философии культуры, социальной философии, философии искусства, философии религии, философии власти и политики. Поэтому данная эпоха вошла в историю философской мысли как важнейший этап в обособлении перечисленных философских дисциплин внутри философского знания.






Следующей важной характеристикой философии эпохи Просвещения является утверждение и популяризация идей атеизма. Буквально слово «атеизм» следует понимать как «отрицание Бога», иногда его переводят с древнегреческого как «отречение от Бога» («átheos» - «безбожный»).

Атеистические представления встречались уже у целого ряда древнегреческих философов, например: Демокрита, Протагора, Эпикура и др. В эпоху Средневековья атеистически мыслящие философы преследовались и он не получил широкого общественного признания. Отношение к религии и свободомыслию изменялось на Западе постепенно со времен эпохи Возрождения в виду роста секуляризации и демократизации жизни, высвобождения философской и научной мысли от пережитков религиозно-схоластического мышления. Появлялись философы-атеисты умеренные и радикальные. Радикальные атеисты отрицают существование Бога. Умеренные атеисты сомневаются в существовании бога. Они также при возможном допущении его существования считают, что он не может быть познан людьми. Определение своего отношения к религии было трудной проблемой для целого ряда философов XVIII века.

Не все философы эпохи Просвещения были атеистами. К последним следует, прежде всего, отнести материалистов, в первую очередь, французских, так как именно их идеи получили наиболее широкое распространение. Основоположником французского атеистического материализма явился Жан Мелье (1664-1729). Интересно, что он сам после окончания духовного училища был сорок лет приходским священником. В процессе постижения религиозной догматики и своего пастырского служения Ж. Мелье пришел к атеистическим взглядам на мир, но был вынужден долгие годы это скрывать.



Незадолго до своей смерти он написал труд «Записи мыслей и мнений» (в более позднее время он стал именоваться «Завещание»), в котором выступил с резкой критикой религии как теоретической системы и как социального института. Доктрину церкви он охарактеризовал как «нелепые заблуждения». В его работе впервые в истории общественной мысли воедино оказались соединенными идеи воинствующего атеизма и материализма, утопического коммунизма и революционно-демократические представления. Ж. Мелье полностью отверг христианское учение о бессмертии человеческой души. Он писал, что в момент смерти душа человека «моментально рассеивается и растворяется в воздухе, как легкий пар и легкий выдох…».

Наиболее ярким представителем французского материализма был Поль Анри Гольбах (1723-1789). В этой связи важнейшим является его основной труд «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного». Атеизм П. Гольбаха – хорошо разработанная, строго обоснованная система. По П. Гольбаху, невежество, страх, обман – основа для возникновения религиозных верований, которые целенаправленно разрабатываются эгоистическими служителями религий и внедряются ими различными способами в сознание людей. Невежество народа очень удобно власть имущим и религиозным служителям.

Ссылкой на необходимость выполнения воли различных богов можно добиться покорности масс. С помощью представлений о божественном творении мира можно объяснять природные явления. Страх - также мощное подспорье жречеству и властителям в деле удержания социального господства. Люди боятся жизни, боятся стихийных бедствий, болезней, смерти, страданий и еще многих других явлений. Служители религий проповедуют о бренности человека, о неизбежности его мучений в этой жизни и в посмертном мире, если он был грешником.

Они поддерживают в людях подавленное, гнетущее эмоциональное состояние, запугивают их карами небесными, адом, пользуются страхом людей, чтобы навязать им свою волю, заполучить от них пожертвования. Обман является, по П. Гольбаху, неотъемлемым элементом религии как социального института. Он считал, что деятели церкви используют в своих корыстных целях психически ненормальных людей, которые имеют галлюцинации на религиозные темы. Он пытался доказать, что в роли боговдохновенных мистиков, пророков, основателей религий выступают психически неуравновешенные или даже откровенно безумные люди. Служители культов фальсифицируют религиозные «чудеса», нанимают ложных свидетелей их.

Для подтверждения своих мыслей он приводил множество исторических свидетельств. В развитии религий существуют три последовательные стадии: фетишизм, политеизм, монотеизм. П. Гольбах много критиковал отдельные религии, прежде всего иудаизм, христианство. Он считал, что христианство смогло распространиться на огромной территории не в силу своего якобы божественного происхождения, а в виду объективно существующих исторических, социальных причин, которые оказались ведущими для развития целого ряда стран. П. Гольбах резко критиковал Ветхий и Новый Заветы и ратовал за построение атеистического общества.

Необходимо особо подчеркнуть, что разрабатываемый в эпоху Просвещения атеизм имел огромное историческое значение. Он был усовершенствован в последующие столетия и использовался при разработке социалистических и коммунистических теорий. Атеизм также оказал колоссальное влияние на формирование и развитие таких наук, как религиоведение, социология религий, психология религий. Атеизм стимулировал научные исследования, общественный интерес к материализму, материалистическому мировоззрению.

В эпоху Просвещения атеизм был популярен более среди представителей светской, просвещенной элиты, чем среди простого народа.

Развитие атеистических воззрений стало большой проблемой для религиозных деятелей. Ответом на распространение атеизма с их стороны стал поиск новых, более подходящих эпохе развития научно-технического прогресса подходов к интерпретации догматических текстов, норм и традиций религий.

С подачи Вольтера, в западном мире получило распространение представление о том, что религия – главный источник социальных зол. Религию критиковали, но не все философы были в этом столь радикальны, как воинствующие атеисты.

В эпоху Просвещения на западе возникает такое интересное направление в понимании религии, как деизм. Традиционно его появление связывается с именем английского государственного деятеля, религиозного мыслителя, философа Герберта Чербери (1583-1648). Фундаментальной для деистов является идея о том, что Бог существует как первопричина мира. Однако после сотворения мира он не вмешивается в то, что в мире происходит. Послание Богом своего сына Иисуса Христа к людям не имеет отношения к бренному миру. Деисты «сняли» с Бога ответственность за зло, происходящее в мире людей. Деизм был подвергнут резкой критике служителями многих христианских Церквей.







Сейчас читают про: